Хеллбой занимает особое место в сердцах фанатов комиксов. Работы Майка Миньолы вызывают интерес своим неповторимым и оригинальным стилем. Не только визуальным, но и повествовательным. Мимо новости, про издание настольной игры про БРПД и Парня из Пекла, пройти никак нельзя. И спасибо Crowd Games и XL Media за издание игры на русском.

Несмотря на то что игра кажется самой доступной в сегменте игр с миниатюрами, собранных компанией Crowd Gamеs средств едва хватило на издание, выход затянулся на год, хотя и оброс приятным бонусом для всех, кто оформил предзаказ. Однако, обо всём по порядку.

Коробка встречает игроков красивым оформлением. Лакированные изображения героев авторства Майка Миньолы выглядят привлекательно на чёрном, плотном картоне. Вообще, следует отметить, что дизайн игры следует работам Майка непрерывно. На картах и в тексте правил кадры из комиксов создают нужную атмосферу, затягивая и погружая внутрь повествования. И это главная причина ознакомиться с игрой.

Именно атмосфера Хеллбоя становится главной особенностью игры. В остальном это обычный dungeon crawl. Поле раскладывается заранее, но враги в комнатах появляются случайно. Продвигаясь по сюжету, игроки доходят до босса и сражаются с ним. Бои проходят с помощью кубиков, и здесь есть другая особенность, отличающая игру от прочих представителей жанра.

В Хеллбое есть пять видов кубиков, от лучших – с четырьмя успехами, до худших – с двумя. Выбор определяется способностями персонажа и улучшениями, которые могут передать напарники. У каждого героя свои способности и свой набор кубиков. Плюс кубик катализатор, добавляющий вариативности – это может быть критическое попадание, провал или дополнительный успех. Бросать их нужно часто, выполняя практически каждое действие по взаимодействию с миром.

Кубики нужно кидать часто, почти на каждое действие, но роль случайности сведена к минимуму. Монстры встречаются часто и быстро погибают. К несчастью, их не много, всего четыре вида стандартных врагов, быстро привыкаешь, но и битвы проходят динамично, двигая игрока по сюжету. Боссов тоже четыре вида и три фигурки (Распутин предстаёт в двух вариантах), но из-за того, что они встречаются реже, приедаются дольше.

Роль сценариев, сюжетов, в игре выполняют «дела». Всего в игре их пять, но есть и одно тренировочное. Они разделяются по продолжительности и сложности. Конечно, ограниченное количество дел расстраивает. Несмотря на то, что играть в них интересно, они соответствуют духу комиксов, и есть ощущение, что игроки становятся героями историй Майка Миньолы, вряд ли вы сыграете в них более трёх-четырёх раз. Даже учитывая возможность менять персонажей, для некоторых сюжетов лучше использовать определённых героев ради наибольшего успеха в финале. Конечно, можно менять боссов, но при повторном возвращении к сценариям, теряется чувство новизны и игроки во время партии лучше подготавливаются.

Героев в игре четверо – Хеллбой, Эйб Сапиен, Лиз Шерман и Йохан Краусс. У каждого свои особенности, использование которых приводит в работу разные игровые механики, внося разнообразие в игровой процесс. Так, Хеллбой, например, может бросаться мебелью, что редкость в настольных играх, а Краусс способен брать под контроль павших врагов, что добавляет веселья при переигрывании дел.

Каждую сюжетную партию, можно поделить на две части – исследование и битва с боссом. В первой половине, игрок или игроки (можно играть одному, что важно, а максимальный состав партии – четверо игроков) ходят по комнатам, выбивая стандартных лягушко-монстров. В зависимости от успешности действий, игра переходит к боссу. Это может произойти по нескольким причинам. Либо все герои пали, либо открыты все комнаты, либо маркер неизбежности дошёл до нужной отметки. Система с маркерами здесь такая же, как и в «Ужасе Аркхэма». Бегунок двигается по мере того, как герои отдыхают или когда предписано картами, в них же раскрываются какие-либо новые события для игроков. Это даёт возможность игрокам управлять процессом.

Боссы отличаются от обычных монстров своей силой и стойкостью. За их поведение отвечает отдельная колода. В стандартной коробке боссов трое – гигантский лягушко-монстр, щупальца Саду-Хема, Распутин (его миниатюра также используется как босс «призрак Распутина»). Но предзаказавшим в компенсацию долгого ожидания Crowd Games положили Нимуе, Кровавую королеву. Правда её карты, в отличии от всей остальной игры, на английском. И хотя в большинстве дел последний босс заранее прописан, в теории игра позволяет вам использовать любого другого.

Тут можно сказать о главном недостатке игры. Из-за конечного количества дел, в какой-то момент она надоедает. Происходит это не сразу, но неминуемо. Особенно учитывая, с каким скрипом издалась главная коробка, на дополнительные материалы рассчитывать не приходится, во всяком случае на русском языке. На западе же уже вышло несколько дополнений, что существенно продлевает жизнь настолке, не только добавляя новых боссов и монстров, но и дела, которые кстати наилучшим образом работают при первом прохождении.

Вслед за фанатами в Сети, можно попробовать создать собственные приключения, если хватает фантазии. Жаль лишь, что разработчики не подготовили соответствующий конструктор.

Но до того как вы столкнётесь с тем, что игра надоела, в неё следует наиграться. И тут, Хеллбой становится готов развлечь. Помимо стандартной механики – бросаешь кубики, убиваешь монстра, бросаешь кубики, исследуешь улики, бросаешь кубики, кидая проверки (да, разные наборы кубиков используются) – есть ещё дополнительные условия сценариев, призванные разбавить однообразие монстров. Так, в одном деле вам следует найти и уничтожить все алтари, чтобы было легче справиться с боссом. А в другом, босса убить нельзя, поэтому нужно только лишь вытащить потерянного агента, что непросто. И такие особенности есть в каждом деле. На них сделан упор и при первом прохождении, они работают наилучшим образом, раскрываясь постепенно. Опытный игрок при повторном прохождении может к ним подготовиться заранее, что позволяет улучшить результат, потеряв часть механик.

К сожалению, игра отказывается от детективной составляющей. Расследовать нечего, ходи и убивай монстров. Как в комиксах про Хеллбоя. Это небольшой минус, просто заманив механикой при первом прохождении, в дальнейшем игрок к ней не вернётся. Только при вскрытии нового дела, а их в коробке, как уже было отмечено, всего пять.

Подводя итог, подчеркнём, что игра получилась хорошей. Игровой процесс сбалансирован, механик много, но они просты и совершаются автоматически. Не сложнее «Ужаса Аркхэма», при более интересной боевой системе. Издание так вообще не вызывает нареканий. Всё издано на высшем уровне, картон толстый и плотный. Миниатюры детализированные и приятные на ощупь (Нимуе отличается цветом, и, видимо, пластиком. У неё другой производитель). Оформление соответствует заданной атмосфере, с использованием оригинальных работ Майка Миньолы. В целом, главная особенность вынесена в название – Хеллбой. И игра ей максимально соответствует. Настолка способна увлечь не только фанатов Майка Миньолы, но и любителей амери-трэша.

  • Арт Майка Миньолы
  • Быстрая боевая механика
  • Дизайн и качество миниатюр
  • Сомнительная реиграбельность
  • Однообразность
  • Для фанатов жанра и Хеллбоя

Игра на CrowdGames.
Игра на Тесере.
Игра на BoardGameGeek.