«Good Luck Have Fun: Киберспорт» – Рыцари Мыша и Клавиатуры

Странная штука этот киберспорт. Можно быть очень далеким от видеоигр человеком, а можно досконально знать подноготную игровой индустрии – и в обоих ситуациях иметь приблизительно одинаковое (не)знание об игровой соревновательной сцене. Это целый «мир в себе», который вызывает скепсис у ценителей традиционного спорта, пренебрежение у игровой журналистики и полнейшее непонимание у всех остальных. Как постичь странный и неприветливый мир киберспорта, с чего начать? Как вариант, с прочтения книги Роланда Ли «Киберспорт».

Довольно странно видеть, что авторство «Good Luck Have Fun» принадлежит Роланду Ли, человеку мало связанному с игровой индустрией, чей цифровой отпечаток состоит преимущественно из освещения рынка недвижимости Сан-Франциско. Тем не менее, в своей дебютной книге Ли взялся за впечатляющий труд: описать становление современной киберспортивной сцены. Как и в любом большом спорте, тут есть драма и подковерная борьба, большие деньги и невероятное превозмогание. Начиная с Counter-Strike и Starcraft, продолжая становлением MOBA-игр и стремительным подъемом видеоигрового стриминга, автор ведет читателя сквозь все крупные вехи Киберспорта за последние двадцать лет.

[metaslider id=57421]

Очень тщательно, очень дотошно автор выводит игровые механики, жанровые особенности описываемых им дисциплин и прочие необходимые для понимания вещи. Шансов на то, что человек «со стороны» чего-то не поймет, практически не остается. Но верно и обратное: более-менее прошаренному человеку первые страницы книги могут показаться невыносимым «капитанством».

Преодолев порог вхождения, очень легко втянуться в водоворот событий, описываемых в книге. Первые турниры и чемпионы, рывок на телевидение и сотрясающий удар финансового кризиса, уход в стриминг и формирование free-to-play модели — за два десятилетия произошло чертовски много всего. Компактная хронология позволила автору немножко сжульничать: вместо того, чтобы фокусироваться на двух-трех значительных событиях или персоналиях, Ли берет самые сочные, самые интересные события из всей истории Киберспорта. Из-за этого книга немножечко ощущается как рекламный памфлет — красочный, полный красивых цифр, дат и фамилий, но не очень подробный.

Как и многие дебютные работы, эта книга неидеальна. Девять глав, из которых состоит Good Luck Have Fun, вмещают в себя множество информации. Но нельзя сказать, что книга хорошо ее структуризировала. Периодически автор словно из рога изобилия вываливает на читателя никнеймы и имена заметных фигур киберспорта — и уследить за нитью повествования становится чрезвычайно трудно. Иногда Ли восторженно пересказывает наиболее впечатляющие тактические схемы из одних игр, и при этом практически игнорируя другие. А иногда, словно в отчаянной попытке наполнить главу содержимым, автор перескакивает к теме, которую логичнее было бы затронуть потом.

Пара слов о русском издании. Анонс перевода сопровождался волной возмущения в социальных сетях — на обложке книги, призванной объяснить почему Киберспорт это серьезно, располагался издевательский «ПеКа-Фейс». К счастью, Эксмо отреагировало на публичное недовольство, и в русском издании книги использовалась обложка аналогичная зарубежному варианту. «ПеКа-фейс» же переехал на бумажный рукав – и слава богу.

Сам же перевод курировался Team Empire – одной из старейших организаций в России, связанных с киберспортом. Позитивное влияние, которое «люди в теме» оказали на адаптирование книги, чувствуется на всем ее протяжении. По тексту раскидано множество примечаний переводчика, призванных не только объяснить использование англицизмов, но и актуализировать уже устаревшую информацию. В конце книги присутствует небольшой, но емкий словарик — до безобразия полезный инструмент в понимании того, что же означает «овнить нубов» или «раковать на мид лейне». Это, вкупе с подробным объяснением всего и вся со стороны автора, практически не оставляет шансов на то, что по прочтении книги человек со стороны не поймёт всю ее пеструю терминологию.

«Good Luck Have Fun. Киберспорт» — очень неравномерная книга. В ней есть и описание тактических схем и «истории успеха» технологических стартапов, биографии игроков и индустриальная аналитика. Она пытается предстать ультимативным справочником Киберспорта — и из-за этого сама немного напоминает описываемый ею предмет, немного кособокий и непоследовательный.

И все же это хорошая книга. Если у вас есть друг, активно играющий в DotA 2 или League of Legends, ему будет интересно ее почитать. Если вы увлекаетесь видеоиграми и хотите немного расширить кругозор – будет интересно и вам. Если у вас есть родственник, ничего не понимающий в видеоиграх, но при этом увлеченный спортом, ему, скорее всего, можно порекомендовать эту книгу. Ни в коем случае не серьезный аналитический трактат, для кого-то она станет развлекательным чтивом, а для кого-то пропуском в дивный новый мир Киберспорта.

Редакция выражает благодарность издательству “Эксмо” за предоставленный для ознакомления экземпляр.

Купить книгу «Киберспорт» на Ozon

Автор — Роланд Ли
Формат издания — 125×200
Количество страниц — 352
Год выпуска — 2018
ISBN — 978-5-04-097471-9
Издательство — Эксмо
Переплет — Твердый
Язык издания — Русский