Фильм «Прощание»: жизнь и любовь в каждом кадре

В этом году одной из жемчужин фестиваля Amfest стал фильм «Прощание», который мне посчастливилось посмотреть. Премьера ленты состоялась 25 января на «Сандэнс». Фильм участвовал в Гран-при, хотя так и остался номинантом. Но это не помешало ему украсть тысячи зрительских сердечек. В том числе и моё.

Американка китайского происхождения Билли (Аквафина) узнаёт, что её бабушка Най Най смертельно больна. Настала четвёртая стадия рака лёгких, врачи бессильны, и всё, что остаётся  ждать смерти. Многочисленная родня решает не говорить о диагнозе больной. Вместо этого дети, внуки и все причастные на скорую руку придумывают повод собраться вместе, приехать в Китай, в последний раз порадовать старушку своим присутствием и попрощаться с ней навсегда.
Первое, что хочется отметить, это насколько абсурдна и одновременно жизненна эта картина. Взять хотя бы несчастного внука умирающей, который вынужден жениться на своей девушке, чтобы обеспечить родственников стоящим поводом для встречи. Все переживают о том, как бы Най Най не отдала концы посреди торжества, в то время как сама она волнуется, что молодожёны встречались всего три месяца до свадьбы.

«Скажем, что они встречались не три месяца, а полгода. Чтобы другие не судачили».

Что ещё приятно, а местами даже ошеломляюще выделяет картину, так это любовь. Оказывается, все любящие бабушки планеты ужасно похожи. Они носят пепельную «химию», смешно жалуются на своих мужей, перекармливают внуков, не стесняются спорить и раздавать неуместные советы и при этом умудряются одарить своим теплом всех, кто им дорог.
Кстати, шумный неоновый Китай со своими лавочками, торгашами, кафешками, уставшими людьми и прочими атрибутами современного мегаполиса выглядит по-родному близким. А старые тесные квартирки с лакированной мебелью, заставленными растениями подоконниками и китайскими фонариками отдают чем-то до боли знакомыми, родом из детства.
И вот тут самое время упомянуть о том, что история-то настоящая. Это не городской миф, раздутый до масштабов Голливудского блокбастера. Режиссёр Лулу Ванг (реальный прототип Билли) фактически пересказывает одну из историй её семьи.

Но не стоит думать, что «Прощание» — это картина только о семье. Это история о корнях, от которых многие хотели бы отказаться. О сложностях ассимиляции, с которыми сталкиваются миллионы людей. О том, как просто и сложно находиться порой с самыми родными и близкими людьми. О том, как современным детям (читай до 30) непросто вписаться в любую компанию, несмотря на их самобытность.
В заключении хочется сказать храни бог королеву, Sundance и Amfest, что это кино можно рекомендовать всем. Да, оно грустное, жизненное, но оно по-хорошему универсальное. В нём много жизненной мудрости, бытовой красоты, юмора и любви. А за что ещё следует любить и ценить кино?