Трижды в начале нулевых на экранах кинотеатрах Мэтт Дэймон демонстрировал, что еще «могёт». Трижды режиссеры Даг Лайман («Идентификация Борна») и Пол Гринграсс («Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна») радовали нас приключениями Джейсона Борна. Однако на четвертой попытке в системе случился сбой. Проект, изначально планировавшийся как продолжение цикла, претерпел изменения. На место Пола Гринграсса позвали Тони Гилроя, а Мэтт Дэймон ушел сам, потому как не хотел сниматься без Гринграсса.

Ситуация выходила интересная — как может быть продолжение цикла без участия главного героя? Оказывается, может. Вместо Джейсона Борна главным героем стал Аарон Кросс, а вместо сюжета одноименной книги («Наследие Борна») в основу лег оригинальный сюжет, разворачивающийся параллельно событиям с Джейсоном. На роль Аарона Кросса был взят Джереми Реннер. И это была, условно говоря, первая «взрослая» попытка Реннера продемонстрировать зрителям, способен ли он держать на своих могучих плечах мэйнстримный боевик, если за его спиной не маячат Том Круз, Роберт Дауни-мл. или Крис Хэмсворт. В каждой шутке есть доля шутки, но это действительно была возможность Реннера показать, что он может. Как выяснилось, может он многое.

Начиная разговор о фильме, все-таки опять стоит упомянуть промах локализаторов в названии. Ну чем, чем кого-то не устроило «Наследие Борна»? Потому что именно оригинальное название полностью характеризует сюжет фильма. Это именно наследие Борна. То, что произошло или происходит после и во время знаменитого побега героя Мэтта Дэймона. В фильме нет никакой «Эволюции Борна». Строго говоря, и самого Борна-то там нет. А вот наследие… наследием-то кино и интересно.
Мы достаточно часто в шпионских боевиках видим, как налажавшие агенты и большое начальство зачищают все возможные хвосты после того, как главные герои пускаются во все тяжкие. Но «Эволюция Борна» интересна тем, что именно на зачистке за Борном и сосредотачивается весь фильм. По большому счету, громкое имя Джейсона Борна не слишком нужно новинке кинопроката. И без него фильм получается динамичным, интересным и удерживающим зрителя у экрана (за что отдельное спасибо нужно сказать как раз таки Джереми Реннеру, а также Рэйчел Уайз и Эдварду Нортону). Однако именно эти отсылки, эти небольшие детали — заголовки газет, репортажи по телевизору, знакомые персонажи, осознание того, что где-то на другом конце света чудит и Борн, все это добавляет своеобразную вишенку на верхушку торта.

То, на что способен Джереми Реннер (а также его герой), вы уже могли видеть в трейлере. Он бегает, карабкается по горам, лихо обезоруживает или устраняет противников, и скачет по крышам. Действие, перестрелки и погони умело размазаны по фильму как масло по бутерброду — благодарить за это, видимо, следует сценаристов и Тони Гилроя. Единственным минусом «Эволюции», пожалуй, можно назвать только скомканный финал. Вроде действие только-только начало раскручиваться, а тут уход в закат и титры. С одной стороны, ясно, что это такой явный задел на продолжение (хочется, чтобы оно все-таки было и уже с участием Дэймона, Реннера и под режиссурой Гринграсса — потому что иначе Дэймон сниматься не станет), но с другой, уж очень напоминает отвратительный прием разделения фильмов пополам, а также не слишком хороший боевичок «Солт» с Анджелиной Джоли. Слава богу, что напоминание это касается исключительно резкого финала. В остальном сольный проход Джереми Реннеру определенно удался — поскорее возвращайтесь, мистер Кросс!