Считалка про десятерых негритят, один за другим отправляющихся на тот свет, невероятно популярна. Даже если вы не слышали ее саму, то о ней и ее содержании уж наверняка знаете. Так вот гэкига Сигэру Мидзуки, по факту, жестокое и несправедливое воплощение ее в жизнь, в котором вместо 10 абстрактных негритят оказались его товарищи.

В ревью на гэкигу “Бабушка Ноннон” того же Мидзуки я мельком коснулась того факта, что он лишился руки в боях Второй Мировой. Теперь, очевидно, настало время подробнее рассказать об этом.

Мидзуки призвали в Армию Великой Японской империи в 20 лет, в 21 год его отправили воевать в Папуа – Новую Гвинею. Он был рядовым, одним из сотни тысяч тех, кому Хирохито император Сёва дал оружие, чтобы вести свою страну к эпохе Просвещенного мира. Именно таким и был его девиз. Позднее в своем эссе «Да здравствует император» напишет об этом следующее:

«Я не испытывал ненависти к самому императору, но мне часто приходилось терпеть унижения, которые совершали во имя императора. Когда меня атаковали, и я еле-еле вернулся на позицию к своим, мой командир по-настоящему жестоко обошелся со мной, потому что при мне не оказалось оружия, «которое мне было даровано императором». В то время считалось, что «дарованное императором оружие тяжелее жизни, а жизнь легче перышка» (хотя ни теперь, ни тогда я не мог этого понять), и мне дали приказ: «При следующем удобном случае ты должен умереть». Пока я ждал смерти, война подошла к концу».

Мы, русскоговорящие жители одной шестой части суши (тут я говорю обо всех нас, живущих в России, Украине, Беларуси…), подчас имеем странное представление о той войне. Почти все называют ее только Великой Отечественной, словно исключая тот факт, что воевали не только наши предки. Мы как будто получили эксклюзив на скорбь о тех ужасных потерях, которые понес весь мир.

Правительство Японии выбрало сторону. Для нас это сторона врага. Простые японцы ничего не выбирали. Одним из них оказался и автор “Дан приказ умереть!”. В числе немногочисленных выживших он вернулся с островов на краю мира, которые по факту никому и ни за чем не были нужны. Туда солдат отправили умирать, чтобы они не вернулись в страну проигравшими. Солдаты, как носки, – всего лишь расходный материал.

Тем не менее, книга вовсе не такая давящая, как это может показаться. Война – это не просто место и время повышенного трагизма, но война обостряет все то, что сглаживает мир. Как и в “Бабушке Ноннон” книга состоит из коротких историй, объединенных единой канвой. И большинство историй оказываются довольно забавными, даже экстремально, гипертрофированно забавными. Настроение “Дан приказ умереть!”, как ни странно, можно сравнить с любимой многими из нас комедией “ДМБ”. Ты видишь батат? А он есть. До середины книги, а может и больше, война проходит как будто за рамками этой истории. Это просто армейские будни солдат, которые хотят поспать, поесть и, по возможности, не умереть девственниками.

Книга начинается с представления главных действующих лиц, как в драматическом произведении, и их иерархии, чтобы было проще понять, кто кого и за что недолюбливает. Главного героя, можно сказать, что и нет, хотя Сигэру Мидзуки логично чуть больше внимания уделяет рядовому Маруяме, которого срисовал с себя: им история начинается, им же и заканчивается. Однако и в числе действующих лиц в начале книги он себя никак не выделяет. Как бы давая понять: это история про всех нас.

Рисунок разделен на два прямо противоположных стиля: фотореализм и карикатура. Фотореализм, похожий на оттиск, касается всего, что связано с войной. Природа, техника, траншеи, ямы с трупами: все это словно фотографии из газет с фронтовыми сводками. Американские солдаты тоже нарисованы в этой технике. Но не герои произведения. Японские солдаты, даже когда они строем идут на войну, даже когда израненные и искореженные лежат кучей на поле боя, они остаются гротескными фигурками с непропорционально выдающимися чертами. На них нельзя смотреть как на посторонних. Эта гипертрофированность придает им индивидуальности, уникальности. Таким образом Мидзуки проводит грань между миром живых и миром мертвых. Особенно четко это видно на трансформации образа рядового Маруямы.

Выразительный язык рисунка Сигэру Мидзуки, отчасти сформировавшийся из-за того, что он потерял способность работать ведущей рукой, создает невероятный повествовательный визуальный контекст на основе контраста. Как и вся эта книга: трагикомедия, основанная на контрасте жизни и смерти. Простой незатейливый быт обычных людей со своими житейскими неурядицами сменяется пронзительными моментами смерти. Первая смерть остается вне поля истории, вторая выглядит как нелепая шутка. Чем дальше, тем больше нарастает трагизм каждой гибели. Мы видим чудовищные бои, самоубийство человека, не способного хоть как-то повлиять на ситуацию, сэппуку и, наконец, смерть крупным планом.  

Как и в случае с “Бабушкой Ноннон” и “Опусом”, также изданными AltGraph, в “Приказе”, на мой взгляд, есть шероховатости, связанные с адаптацией текста в бабблах. Это все тот же шрифт, который, как мне видится, не совсем подходит истории. Однако читается он без труда, да и само содержание тоже не подкачало. К сожалению, в силу очевидной разницы в написании (японцы пишут сверху-вниз) иногда теряется первоначально заложенный посыл в леттеринге.  Очень к месту смотрятся ссылки к некоторым репликам героев: такая образовательная микро-инъекция японской истории, причем истории не книжной, а (что называется) живой.

В конце книги читателей ждет развернутая биография Сигэру Мидзуки, в которой особое внимание уделено его воспоминаниям о войне. К счастью, история рассказанная в гэкиге, не полностью повторяет реальные события, и нам посчастливилось ее прочесть.  

Предзаказ на FastAnime

Оригинальное название: 総員玉砕せよ!

Автор: Сигэру Мидзуки

Перевод: Екатерина Рябова

Переплет: твердая обложка

Формат издания: 140×200 мм

Количество страниц: 368

Год издания: 2018

Издательство: Alt Graph

Возрастной рейтинг: 16+

ISBN: 978-5-905295-45-4

Вердикт:
Мне почему-то все время хочется сравнить “Дан приказ умереть!” с нашим фильмом ‘74 года “В бой идут одни “старики”. У них очень похожее настроение: правильный баланс легкой юмористической зарисовки солдатского быта с тягостным - военным. На момент написания этого ревью книга еще не вышла, а города России уже начали понемногу готовить к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Как-то совпало. И, наверное, очень правильно. Чтобы лишний раз напомнить: это не победа “наших” над “ихними”. Это победа света над тьмой, которая поразила всех нас и всем нам тяжело досталась.
9Общая оценка
сюжет8.5
рисунок8
перевод8.5
качество издания9
ценность для отечественного рынка10
ценность для жанра10
Читайте ранее:
Очень дорогая фигурка по Ni-Oh

Prime 1 Studio открыла предзаказ на очень качественную фигурку Уильяма Адамса и духа Сирши из игры Ni-Oh. Тираж составит 750...

Закрыть