Cellar Cinema Review возвращается после долгосрочного перерыва с хорошими вестями. Во-первых, сегодня нам есть о чём вам рассказать, и во-вторых, нам будет о чём вам рассказывать каждый вторник. В рамках четвёртого выпуска рубрики читайте обзор на безупречный независимый триллер ABSENTIA, а также ознакомьтесь с мнением CCR по поводу целесообразности просмотра новинок.

ABSENTIA (“Отсутствие”)  – 2011 г., США, реж.  Майк Фленеган

У стен есть (д)уши.

Скиталица Келли в один неназначенный день после продолжительного отсутствия возвращается в дом своей сестры Триш, которая готовится к подписанию свидетельства о смерти семь лет назад пропавшего без вести мужа. Кто же знал, что ближайшие несколько дней после их счастливой встречи постепенно трансформируются в морбидный кошмар с острым привкусом необъяснимого. Но кино начинается, в общем-то, безобидно. Разве что зловещий туннель, расположенный в сотне метров от дома главных героинь, нет-нет да и оказывается по ту сторону экрана. Слабое психологическое состояние Триш (на момент приезда сестры она была в положении) ухудшается по мере приближения того дня, когда она должна оставить свой автограф на обычном бумажном листе, который подтвердит, что её муж и живой человек – это разное. Она начинает галлюцинировать, повсеместно лицезрея нечто среднее между некогда любимым человеком и инфернального вида зомби. В то время как поставленная в непростое положение Триш перманентно приближается к нервному срыву, её сестра, ежедневно отправляясь на утренние пробежки под музыку, начинает наблюдать самую настоящую чертовщину. То в туннеле ей повстречается иссохшее зелёное нечто, отдалённо напоминающее человека и удивляющееся тому, что Келли способна его увидеть, то у неё в постели обнаружится горстка разнородной дребедени, непонятно как оказавшейся внутри безопасного вроде бы дома. Всё это продолжается до тех пор, пока не происходит то, что принято именовать не иначе как феноменальным твистом, раскрывать содержание которого я не имею абсолютно никакого права.

Врата в ад. Или все же врата – ад?

Западное хоррор-комьюнити по заслугам оценило этот инди-триллер, отгрузив в его сторону целый ворох фестивальных венков и хвалебных рецензий. “Comes new vision of horror” – такую фразу среди прочих можно утащить из англоязычных критических текстов, чтобы описать то, что ABSENTIA демонстрирует в первой половине фильма. Речь пойдёт о галлюцинациях Триш в первую очередь. Все мы привыкли, что для того, чтобы испугать человека с помощью аудиовизуализации, нужно его предварительно к этому подготовить. Хоррор-триггеру,  после которого все зрители должны в истерике начать искать уютное и безопасное место, всегда обязательно предшествует пролог в виде помещения трясущегося от страха героя в темноту или включения тревожного саунда. Ну, или чего-то третьего. Так вот ABSENTIA предлагает воспроизводить boo-эффекты вне саспенса, банально интегрируя их в обычную вялотекущую повседневность. И насколько же эффективен такой контраст! Жуткое событие происходит настолько неожиданно, насколько это вообще возможно. Гениально просто и просто гениально. Мало того, такой способ запугивания креаторы умело использовали для выполнения уже упомянутого выше неожиданного сюжетного реверса, который заменяет этот “будничный хоррор” на параноидальную драматическую арт-мистику в духе бельгийского триллера LEFT BANK (“Левый берег”).

Что-то случилось. Впрочем, так можно охарактеризовать каждую секунду экранного времени “Абсенции”.

Вообще ABSENTIA – это ровно тот фильм, про который принято говорить, что он nerve-shredding, что он тонет в собственном саспенсе и забирает зрителя с собой. Так говорили про недавний шедевр британского независимого кино KILL LIST (“Список смертников”), так же я говорю и про “Абсенцию”. В обоих случаях в формировании итоговой атмосферы велика заслуга саунд-дизайна. Если вести речь про американский фильм, то тревожные высокочастотные аудиопульсации, вроде тех, что создают громадные вентиляторы в шахтах, появляются ровно там, где напряжение максимально, а эмбиентные заливки растекаются иррациональностью там, где непонятно и волнительно. И вообще звуковое оформление картины – это отдельная тема для восхищения. Всё выверено до последней нотки с миллисекундной точностью.

Концепты фильмов со всякого рода паранормальщиной и мистикой чаще всего не дружат с логическим завершением истории. Но и здесь Майк Фленеган обставил многомиллионные побрякушки, не оставив желания говорить модное “почему” после окончания картины. Другое дело, тайна осталась нераскрытой. Но в этом-то и заключается прелесть загадок, ведь правда?

Enter the darkness. Один из самых эффектных моментов в фильме.

ABSENTIA – о том же, о чём и TEXAS KILLING FIELDS (“Поля”) Эми Канаан Манн. О зле, от воздействия которого никто не застрахован, о беззащитности перед неизведанным и необъяснимым. Но на фоне новаторской и до одури интеллигентной триллер-феерии, которая держит зрителя на иголках с первой и до последней секунды, все параллели со “здесь и сейчас” плавно отходят в арьергард.

Score: 10/10


Рекомендации к просмотру:
TAKE SHELTER (“Укрытие”), BABYCALL (“Бэбиколл”)

Убегайте в ужасе!
CORIOLANUS (“Кориолан”)


Анонс номера.


BEYOND THE BLACK RAINBOW (“По ту сторону чёрной радуги”)  – это научно-фантастический сказ о событиях, произошедших с молодой девушкой в одной из секретных лабораторий футуристического 1983 года. Психоделический майнд трип ожидает своего релиза уже этой весной. Обещается много философии и саспенса.

  • Аноним

    Даже настолько образцовая хвалебная рецензия на кака-хоррор не заставит меня его посмотреть.
    А вот BEYOND THE BLACK RAINBOW я бы посмотрел

  • Нет, ну ты так и просишься на то, чтобы я сравнял с землёй какой-нибудь кинокомикс!

  • Аноним

    мы же уже даже договорились какой! я жду с нетерпением

  • Кстати, не факт, что он будет в следующем выпуске. Есть парочка приоритетных картин, которые я не могу пропустить.

Читайте ранее:
Издательство “Комикс-Арт” объявило о прекращении сотрудничества с издательством “Эксмо”

Издательство "Комикс-Арт" объявило о прекращении сотрудничества с издательством "Эксмо". Вот объявление об этом с...

Закрыть