«Bomberman» – аркадная игра, в которой игроку путем установки бомб нужно взорвать всех монстров и найти выход с уровня. В июле исполнилось 35 лет с релиза первой игры. В честь этого вспомним, как родилась серия, живущая и по сей день.

Путь Бомбермэна к домашним консолям

Началась история Бомбермэна отнюдь не на домашних консолях и аркадных автоматах. Появление игры состоялось в 1983 году на нескольких видах японских персональных компьютеров. Однако «Bomberman», который носил тогда название «Bakudan Otoko», был готов еще тремя годами ранее и не предназначался для широких масс. Тогда ее разработал программист Танака для демонстрации компилятора языка Basic, созданного компанией Hudson Soft.

Концепцию геймплея разработчик позаимствовал у «Warp & Warp» от Namco. Иронично, что в дальнейшем «Bomberman» породит множество клонов, но при этом сам не является оригинальным.

Сравнение «Bakudan Otoko» и «Warp & Warp».

В привычном для игроков виде игра предстала лишь в 1985 году, когда была портирована на Famicom, японский аналог NES. Случилось это благодаря неожиданному сотрудничеству Nintendo и Hudson Soft, когда первые заказали разработку языка программирования Family BASIC. После кризиса индустрии игр 1983 года в Nintendo боялись вовлекать сторонних разработчиков в создание игр, но Hudson Soft стали первыми, кому отцы усатого водопроводчика доверились.

Первой портированной игрой стала «Lode Runner» и всего лишь годом позже состоялся релиз новой версии «Bomberman».

Бомбермэн, которого мы знаем

В центре сюжета игры для NES оказался робот, который вынужден работать на подземном предприятии, производящем бомбы. Но до него доходит слух, что тот робот, который выберется на поверхность, сможет стать человеком. Он решает попытать удачу, попутно становясь предателем, и на за ним начинают охоту  подземные обитатели.

К релизу на домашних консолях в игре серьезно улучшили графику и геймплейную составляющую. За разработку портированной версии отвечал Синъити Накамото, который справился с работой за 72 часа. Из-за такого малого срока ему пришлось идти на некоторые ухищрения. Например, в качестве спрайта главного героя он использовал антагониста из «Lode Runner», портированием которого занимался ранее. Когда Бомбермэн выбирается на поверхность и становится человеком, перед игроком предстает теперь уже главный герой из все того же «Lode Runner». Таким образом Накамото сюжетно связал две игры.

Экран с Бомбермэном в человеческом облике, который появляется после прохождения игры.

Как ни странно, вдохновением разработчику послужили игры в жанре shoot’em up, например, «Star Force» от Hudson Soft. Они в том числе натолкнули на идею добавить бонус, увеличивающий мощность бомб. Были введены еще семь типов врагов, которые Накамото постарался сделать более милыми, чтобы выделяться на фоне игр того времени. Разработчик со скромностью утверждает, что все эти изменения настолько преобразили игру, что ее стоит считать стартовой точкой в серии.

Игровой процесс

Несмотря на год издания и скоротечное портирование, «Bomberman» может похвастаться рядом интересных геймплейных решений, часть из которых была нова для своего времени.

На старте игрок имеет три жизни, за которые ему нужно уничтожить всех врагов и найти выход на 50 уровнях. Изначально робота пытается убить лишь один вид медленных глупых врагов. Позже появляются враги интереснее: одни передвигаться быстрее Бомбермэна, другие проходят сквозь стены, третьи намеренно догоняют игрока… Со временем они начнут вести себя умнее: останавливаться перед границей взрыва бомбы, чаще менять направление движения, находить более эффективные пути к Бомбермэну. Стоит ли говорить, что подобное развитие искусственного интеллекта по мере прохождения игры несвойственно для игр того времени.

Однако главный враг в игре — это время. Если убить всех монстров зачастую не так уж и сложно, то поиск выхода может оказаться серьезным испытанием. Он скрывается за одним из разрушаемых блоков на уровне. Взорвать все, даже если не нужно было бы никого убивать, времени не хватит. Поэтому приходится надеяться на удачу.

Запомнить расположение выхода при повторном прохождении тоже не получится. В игре заготовлено много макетов уровней, поэтому никогда не знаешь, какой попадется. Запоминать их и пытаться отличить один от другого — задача сложнее, чем искать выход наугад.

К счастью, когда таймер доходит до нуля, Бомбермэн не погибает сразу. Вместо этого появляется большое количество врагов, похожих на монеты, самых страшных монстров в игре. У них самая непредсказуемая траектория, и они без проблем проходят сквозь стены. Поэтому Бомбермэн за считанные секунды умирает от их рук страшной смертью.

Наступает ночь, город засыпает, просыпается мафия.

Со временем взрывать блоки станет легче, поскольку на каждом уровне спрятан бонус, который улучшает героя. Среди них увеличение скорости перемещения, мощности бомб и их количества. Даже можно найти бонус, который позволит проходить сквозь стены. Вот только после смерти игрок теряет все собранные павер-апы, кроме мощности и количества взрывоопасных аппаратов.

Ставить бомбы абы бы как тоже не получиться. Мало того, что без соответствующего бонуса игрок умирает от собственных взрывов, так еще можно задеть лежащий рядом павер-ап или выход из уровня, что вызовет дополнительную волну монстров, которых тоже придется убивать.

Как можно заметить, «Bomberman» — нечестная игра. Она предоставляет множество возможностей для проигрыша и не так много для победы. Благо Накамото это и сам понимал, поэтому предусмотрел код, который появляется при потере всех трех жизней. Введя его в соответствующем меню, игрок продолжит на уровне, на котором остановился.

Все вышеописанное создает одну из самых необычных и увлекательных игр на NES с точки зрения геймплея. Она требует от игрока одновременно и тактического мышления, и ловкости. Решения часто приходится принимать за доли секунды. И даже при всех этих умениях игрок может запросто проиграть из-за невезения при поиске выхода.

Критика и наследие

Несмотря на то, что в наши дни «Bomberman» считается классикой, во время выхода критики невзлюбили его. Они отмечали скудность графики и звука, а игровой процесс называли монотонным. Игра не подходила под стандарты эпохи. И все же это не повлияло на обычных игроков, которые осознали, что благодаря простой концепции игра получилась такой захватывающей.

Одной из ключевых проблем для критиков оказались пароли к уровням, состоящие из двадцати знаков. Экспертов  можно понять, поскольку им приходится проходить множество игр, чтобы написать рецензию в срок, а коды увеличивали время, потраченное на игру. И все же нельзя назвать решение Накамото совсем уж неудачным. Даже после смерти игрок может продолжить играть в «Bomberman» с уровня, на котором закончил. С удобной кнопочкой «Continue», которую предлагали добавить рецензенты, у игрока не остается причин бояться проигрыша. Нежелание тратить несколько минут на ввод кода — хотя бы какой-то стимул внимательнее следить за происходящим на экране. Однако Nintendo пошла на поводу у знатоков и уже в сиквеле заманчивое «Continue» было добавлено.

Но как бы критики не бесновались, успешность игры демонстрирует ее наследие длинной в 35 лет. Сейчас первая игра серии считается классикой и попадает в разнообразные списки лучших представителей своего жанра. Например, в 2011 году журнал Retro Gamer включил «Bomberman» в десятку лучших игр для платформы MSX.

За прошедшее время вышло огромное количество игр о Бомбэрмене. Лишь основная серия насчитывает больше двадцати представителей, а ведь есть еще портативные игры и спин-оффы. Фанаты в свою очередь создали неисчислимое количество клонов: часть из любви к серии, часть ради наживы на ней.

Список игр, которые входят в серию на данный момент.

Как и подобает любой большой франшизе, в определенный момент она вышла за пределы чисто игровой. О Бомбермэне выходила манга и целых два аниме-сериала, которые суммарно насчитывают 150 серий.

Итог

«Bomberman» – это игра, которая изначально была создана просто для демонстрации движка и не предназначалась для широких масс. Это игра, которая невероятным образом оказалась на домашних консолях. Это игра, которую обругали профессиональные критики. Это игра, которая с нами уже 35 лет и продолжает развиваться и радовать игровое сообщество по всему свету.