«Аванпост»: не ходите, дети, по Кирову гулять

Странное дело, но сценой очередного мирового апокалипсиса становится не Нью-Йорк и даже не Лондон, а наша родненькая Москва и совсем уж неожиданный Киров. Именно там сосредотачивается так называемый Круг жизни, за пределами которого не осталось ни электричества, ни жизни. В фильме «Аванпост» небольшой команде предстоит разгадать секреты загадочной катастрофы. И далеко не факт, что ответы их порадуют.

Осмелюсь выдать только два спойлера: в этой битве за будущее Земли не принимают участие ни Александр Петров, ни Данила Козловский. Вместо них для фильма отыскали когда-то таких же популярных Петра Федорова и Алексея Чадова, которые то вместе, то по очереди украсят собой экран и займутся спасением девушек. Больше деталей рассказывать становится опасно — об этом и создатели очень просят своих зрителей, и некое удовольствие от просмотра портить не хочется.

Это, правда, не значит, что сюжетные повороты «Аванпоста» феноменальны. Но они есть и вполне способны удивить не слишком насмотренного зрителя. Чересчур привередливого же они скорее всего немного улыбнут, напоминая сразу о нескольких знаковых фантастических фильмах последних десятилетий. Тут вам и закос под эстетику «Бегущего по лезвию» (только с Москвой-сити и российскими электричками), и отношения солдат как в «Звездном десанте», и даже что-то от философии Ридли Скотта. Не скажу, что это слепое копирование, причем сделанное плохо, как раз наоборот – просто некоторые создатели российского кино пытаются проложить свой путь, все еще опираясь на чужой успешный опыт. У «Гоголя», например, соединившего современную манеру съемки и славянскую мифологию, получилось очень даже неплохо. Так чем же российская фантастика хуже? Советские хрущевки и российские небоскребы вполне себе можно завернуть в неоновую рекламу, модную музыку от Райана Оттера (композитор — русский, но и зовет себя, и звучит очень по-голливудски) и сделать что-то получше «Притяжения». Благо, еще и режиссер Егор Баранов и у «Гоголя», и у «Аванпоста» один и тот же.
Из очевидных плюсов картины можно выделить героев: многие из них, изначально кажущиеся ходячими/бегающими/стреляющими стереотипами, под конец фильма делают разворот на 180 градусов. Не самый часто встречающийся подход, который еще и актерам показать себя дает шанс. Пётр Федоров так вообще, оказывается, мог бы стать местным хмурым Райаном Гослингом и даже глазом не моргнуть. Спецэффекты также не режут глаз, как это бывало раньше; наши, видимо, наконец поняли, что слоу-мо немножко устарел: здесь его настолько мало, насколько вообще возможно, а вид остальных эффектов, за исключением совсем уж редких случаев, не раздражает.

Но попытка взять лучшее сразу от нескольких известных франшиз оборачивается и некоторыми проблемами для самого фильма. Во-первых, он идет два с половиной часа. Это всего лишь на полчаса меньше «Мстителей: Финала», который был завершением огромной эпопеи с персонажами, пробывшими с нами десяток лет. Там три часа не ощущались грузом, здесь — возникает ощущение, что можно было смело пожертвовать парой героев, как минимум одной сюжетной линией, и «Аванпост» в целом больше приобрел бы, чем потерял. К тому же обилие нескольких очень разных арок в итоге приводит к тому, что фильм вроде как уже должен заканчиваться, а свести столько линий в одну точку проблематично. Вот и получается такая немного неловкая концовка, которая то ли на сиквел напрашивается, то ли на более четкое объяснение уже здесь и сейчас.
Так или иначе, смотреть на то, куда идет российское кино (не всё, но кое-что и по чуть-чуть) становится приятно. Огромный скачок от условного «Сталинграда» с тем же Петром Фёдоровым, где он играл во многом похожую роль! Да, неидеальный, с безусловной оглядкой на голливудскую фантастику, но уже занятный и не особенно претендующий на разбор Баженова. Да еще и со специально написанной песней Майка Шиноды из Linkin Park, представьте только.