2018 на эмоциях: подводим итоги ?

Тик-так, тик-так! Часики тикают – итоги подводятся. 2018 год напомнил нам, о громадном разрыве в мнениях критиков и зрителей. Но специально для вас позвали экспертов, на мнение которых ориентируемся сами. Каждого мы попросили рассказать о самом лучшем произведении, которое он смотрел или читал в этом году. Так что если что-то из списка вы пропустили, то бегом! Успевайте досмотреть/дочитать!

Посмотрели 2018

Алексей Филиппов, редактор «Искусство кино» и автор tg-канала «Тинтина вечно заносит в склепы»

«Дикие мальчишки» Бертрана Мандико

Лучший фильм года по версии кинокритической иконы — журнала Cahiers du Cinéma — и идеальное кино из MUBI-сегмента (киноманского ресурса, где можно посмотреть кино в жанре «не всяк найдет, не каждый вспомнит»). Волнующий круиз в гендерно-запутанную пубертатную грезу, чья энигматичная визуальность отсылает к немому кино и его сравнительно новомодным реконструкторам (так экранизирует сны не Линч, но Гай Мэддин). «Мальчишки» — травести-повесть о пяти подростках (их играют актрисы), которые в начале XX века разыгрывали некий спектакль по велению учительницы литературы — и по навету злого духа увлеклись: сначала изнасиловали ее, а потом и убили. Следом суд, следом загадочный капитан, который обещает их перевоспитать при помощи опасного рейда на некий остров наслаждений, далее — распаленная одиссея с применением эвфемизмов, черных мохнатых фруктов, фаллических растений, цитат из «Гамлета» и «Макбета», а также игривой мастурбации самого мальчишеского жанра на свете — путешествий на корабле и на острове; вдобавок это немного, кажется, «Повелитель мух» — размышление о вечном соревновании стремления к власти и гедонизму. Мандико сплавляет в плотный 110-минутный визуальный поток рассказ об исследовании собственной сексуальности и о том, что гендерная идентичность текуча, как нарративные практики романов и визуальные — кинематографа. Наконец, «Дикие мальчишки» (названные в честь романа другого любителя наколоть привычные рамки — Уильяма С. Берроуза) это шипучий путеводитель по гендерным ролям в западном искусстве: на все пертурбации персонажи попросту обречены представлением о мужском и женском. Выход из этого замкнутого круга данностей лежит, кажется, в эффектном выверте «швом наружу», точнее — в дикой смеси всего и вся. Культовый хоррормейкер Брайан Юзны, легкие отсылки к чьему «Обществу» с его бэконовским боддихоррором мерещатся в паре сцен, вероятно, одобрил бы.

Илья Сурагин, редактор «Shazoo» и автор tg-канала «Жизнь с Луи»

«Братья Систерс»

Наверно, если бы не Red Dead Redemption 2, то в моем итоговом списке этот фильм был бы не на первом месте. Но так сложилось, что одно мое увлечение не проходит бесследно для другого — поэтому фильмом года я называю «Братья Систерс».

Это крутой вестерн с шикарным ансамблем актеров, убедительными образами, честной историей про пороки, помыслы и желания. В нем есть много важных посылов для зрителя, особенно финальный — считаю, что без таких вещей фильмы вообще не имеют смысла. Жак Одиар подарил вестерн, который зажег во мне яркие эмоции, рассказал удивительную историю и сильнее всего врезался в сознание. Особенно мне понравился в фильме темп, но тут я снова возвращаюсь к скачкам на лошади в RDR 2, главному удовольствию года.

Если бы не он, то я бы выбрал «Через вселенные». Шикарный мультфильм и классная супергероика под крутую музыку. Гвен Стейси, ван лав.

Никита Никитин, Обозреватель сайта «Cinemaplex»

«Под Силвер-Лейк»

Вы гик со стажем и у вас затяжной и обширный СПГС? Тогда вам точно надо посмотреть «Под Силвер-Лейк» режиссера Роберта Гордона Митчелла, автора ОНО, который It Follows, а не про клоуна. Что если поп-культура — это один глобальный заговор? Что если все хорошие песни написаны таинственным демиургом, который забивает наши головы требуемой ему ерундой? Что если вокруг есть масса посланий, которых мы просто не замечаем? Посмотрев «Под Силвер-Лейк», вы вместе с нами посмеетесь надо всем этим, или… ну или убедитесь, что все так и есть.

Живущий в Лос-Анджелесе бездельник Сэм (Эндрю Гарфилд) знакомится с девушкой (обворожительная Райли Кио), которая на следующий день загадочно исчезает. Теперь он одержим идеей непременно отыскать её, и пытается обнаружить хоть какие-то зацепки во всем, что он видит и слышит. Неожиданно он находит что-то вроде кода или цепочки тайных посланий. Открывая каждое последующее сообщение, для него всё очевиднее становится, что он оказался внутри глобального заговора…

Банальная аннотация не передает того странного ощущения, которое вызывает фильм при просмотре. В картине раз за разом постепенно наращивается напряжение, чтобы потом сбросить его максимально абсурдным образом, после чего выясняется, что герой все-таки не зря добывал новый кусочек загадки и тогда интрига готовится выйти на новый виток.

«Под Силвер-Лейк» – умный и необычный конспирологический триллер, в который примешаны абсурд и гротеск. Ключевые тэги: фантасмагория, как Линч, зной, Лос-Анджелес, смешно, загадки, поп-культура, цитаты из киноклассики, полуобнаженные тела, etc. «Под Силвер-Лейк» может не понравится и его, пожалуй, можно обозначить «молодежный Линч на минималках». Но все же это самое необычное и многослойное кино, которое мне пока удалось посмотреть за год. Так что, советую наверстать, если вы его пропустили.

P.S. Если же вышеприведенный набор ключевых слов — это не про вас или не для вас, посмотрите «Голую Джульетту», классную трагикомедию c Роуз Бирн и Итаном Хоуком, очень трогательный и милый фильм.

Эльга Ботнарь, Обозреватель сайта «Geekster»

«Реинкарнация»
2018 год останется в моей памяти годом отличнейших хорроров. Да, приходилось перебиваться откровенными халтурами типа очередного отпочковавшегося «Астрала» и до обидного никакого «Проклятия монахини», но именно этот год дал те ужастики, которые мы действительно заслуживаем: «Тихое место» (доказавший, что комики могут и в страшилки), «Суспирия» (божественно красивый танец кошмара) и «Дом, который
построил Джек» (если фильмы Триера вообще можно привязать хоть к какому-то жанру).
Реинкарнация (Geekster.ru)И все же, даже при наличии таких ярких картин, одна выделяется особенно сильно – «Реинкарнация». Настоящий подарок для тех, кто уже устал закатывать глаза от дешевых скримеров, захвативших целый жанр. Этот фильм плевать хотел на все правила и, возвращаясь к идеям старых и добрых (ну ладно, не совсем добрых) времен, заставляет
зрителя пожалеть о выборе кино на ночь. Жуткая и загадочная история, пробирающая до дрожи музыка, какие-то не от мира сего актерские работы; в общем, все то, что мы так любим в настоящем хорроре, сконцентрировано в «Реинкарнации» — фильме таком неуютном и будто бы склизком, что пересматривать его в скором времени вряд ли захочется. А таким послевкусием похвастаться может далеко не каждый фильм ужасов.

Юрий Коломенский, Автор сайта «Spidermedia»

«Человек-Паук: Через вселенные»

Это был неплохой год для кинематографа. В том числе, и для экранизаций комиксов. И пусть, меня не ограничивали рамками этих самый экранизаций, в выборе главного фильма года, я все равно выберу «Человека-паука: Через вселенные».

Помимо очевидного тезиса, что это попросту очень крутой мультфильм, он стал форпостом сразу для нескольких отправных точек в кинематографе. Во-первых, вывел комиксные истории в мир большой анимации. Да, в этом году на большой экран выходили также «Юные титаны», но их успех несоразмерим с успехом «Паука». Во-вторых, показал, что крупнобюджетная анимация – это не только удел семейных историй. По статистике, в США, 67% посмотревших этот мультфильм – не семейные люди. И эта информация, как мне кажется, намного более интересна для студийных боссов, нежели итоговые сборы проекта. Особенно я бы к ней присмотрелся на месте главы «Warner Bros». В-третьих, новая технология, которая в корне отличается от всего того, что мы видели в анимации раньше. Студия «Sony Animation» даже решила запатентовать эту самую технологию. Учитывая то, что студия очень долго пыталась найти своё «лицо» в мире анимации, думаю, они, наконец-то, сорвали джекпот и в ближайшем будущем нас ждем множество схожих проектов. В-четвертых – наградная история. Этот мультфильм  совершенно обоснованно претендует на «Оскар». Да, условно «Город героев» уже получавший «Оскар» также является экранизацией комикса, но в том случае, эта была крайне вольная адаптация в классическую диснеевскую стилистику. Здесь же, нарочито комиксовый стиль «налицо», да и «Человек-паук» персонаж культовый, буквально олицетворяющий собой понятие «комикс». Еще недавно «Человек-паук: Через вселенные» был андердогом наградного сезона, но за последние недели, взяв призы множества союзов критиков разных городов, вырвался в фавориты наравне с «Суперсемейкой 2». Если награда всё-таки найдет своего паука, то супергероика вполне может выйти за искусственные рамки, воздвигнутые киносообществом в её отношении.

Но полюбили мы этот мультфильм, конечно же, за другое. За искреннюю любовь к персонажам, которых мы также искренне любим. За огромное желание создателей угодить не случайному зрителю в кинотеатре, а нам, фандому, который в какой-то момент перестал быть маленьким и уютным, но от этого не менее родным. И вот за ощущение того, что ты наконец-то смотришь экранизацию похождений Питера Паркера (и не только его), которая не заискивается с тобой, а говорит на знакомом тебе языке – этот проект самое яркое киновпечатление года.

Олеся Маевская, Обозреватель сайта «Geekster» и редактор сайта ivi.ru

«Kidding»
Многосерийный шедевр тандема Керри-Гондри — это история, которая зацепит каждого. И вот почему. Во-первых, мастерский баланс между уморительной комедией и душераздирающей драмой. При просмотре «Шучу» тебя так сильно мотает на эмоциональных горках, что ты не успеваешь опуститься на самое дно эмоциональной бездны, как тут же тебя тянет вверх, к звенящему гоготу от удачной шутки, а потом — обратно вниз. Тебя тошнит, радует, мучает, но остановиться просто невозможно.
Kidding (Geekster.ru)Во-вторых, это блестяще расписанный портрет психологических травм на примере одной семьи. Дедушка с синдромом Бога, папа с нервным срывом, тётя в депрессии, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в шоке. Каждого героя есть за что люто ненавидеть и безмерно любить, каждому сочувствуешь, «шкуру» каждого примеряешь на себя. А добиться такого эффекта дано не всем постановщикам.
В-третьих, «атмосфера сказочности» Гондри. В каждой своей работе Мишель рассказывает историю своих героев через призму какого-то волшебства, чего-то нереального, невозможного. Сны в «Науке сна», воспоминания в «Вечном сиянии чистого разума», детское шоу в «Шучу». Благодаря этой сказочности ты не падаешь в уныние, а мрачные события воспринимаются персонажами проще, но без погружения в розовые сопли детского ТВ.
Четвертой и, пожалуй, основной причиной посмотреть этот сериал, станет честный (насколько это возможно) портрет комедийного артиста. Джиму Керри как никому другому знакома ситуация Пиклза: когда в реальной жизни всё так плохо, что не хочется жить, а на экране свою слабость показывать категорически нельзя — образ не позволяет, увы! Старичку Керри есть что показать и это роль, пожалуй, не только одна из самых сильных и честных в его карьере, но и в какой-то мере отражает жизнь самого актера. Вердикт: смотреть обязательно!

Владимир Горячев, Создатель tg-канала «Инспектор ТВ»

«Haunting of Hill House»
Выбрать любимый сериал в этом году довольно легко. Крутых проектов в этом году традиционно больше трех десятков, но вот с любимыми как-то не задалось, всего один претендент, который сразу приходит на ум.
The Haunting of Hill House пронимает с первой серии. Вроде бы все очень просто — старинный дом, дети, призраки. Все это мы видели уже не единожды в разных произведениях массовой культуры. Да что говорить, сам сериал основан на романе, который уже даже экранизировался. При этом сериал приковывает внимание с первой же сцены. Для начала тут идеально работает хоррор. Нечто неведомое постоянно вокруг, но оно то прямо перед глазами, а то где-то на заднем фоне, незаметное, но осязаемое.
Haunting of Hill House (Geekster.ru)Самое интересное, что сериал крут не этим, вся атмосфера ужаса идеально работает все 10 серий, но она тут часто на втором плане, потому что в первую очередь сериал — семейная драма. История идет сразу в двух временных линиях — в проклятом доме и в настоящем времени. Мы одновременно видим события сверхъестественного мира, которые затронули героев в прошлом и те, вполне реальные, но не менее страшные последствия этих травматических переживаний.
Но будто этого мало — сериал еще и интригу закручивает просто невероятным образом, минимум три раза меняя правила игры и переворачивая историю, оставляя зрителя в полном восхищении и эмоционально опустошении. Каждая серия меняет главного героя и вся картина складывается только в последней серии, которая ставит логичную точку во всей истории.
Возможно в этом году были более значимые сериалы, но самый потрясающий на мой взгляд точно The Haunting of Hill House.

Ксения Ляшко, Автор tg-канала «Ксюша и её сериалы»

«Bodyguard»
Bodyguard — динамичный и погружающий психологический триллер, который жонглирует охапкой актуальных тем: консервативные политики, террористы и посттравматический синдром у ветеранов XXI века. Все это сдобрено любовной линией, наблюдать которую иногда интереснее, чем основную детективную. В центре событий — сержант Дэвид Бадд, его военный бэкграунд и злоключения на службе в отделе контртерроризма. История затягивает с открывающей сцены, после которой отлепить себя от экрана довольно сложно.
В главных ролях Ричард Мэдден (Молодой волк из Game of Thrones) и Кили Хоуз (миссис Даррелл из The Durrells). Их дуэт — одна из основных причин успеха сериала и одно из лучших экранных партнерств 2018. Сериал написал успешный британский сценарист Джед Меркурио (Line of Duty), но интригующий сюжет по итогу — не самое важное. В Bodyguard все работает в комплексе — актерская игра Ричарда, присутствие Кили, постановка француза Томаса Винсента, филигранная операторская работа и мастерский звук. За напряжение нужно сказать спасибо именно команде звуковиков.
Bodyguard (Geekster.ru)Bodyguard — проблематичный любимчик. После просмотра у меня осталась пара вопросов и тройка претензий, но именно о нем я в 2018 говорила и писала больше всего. И его же чаще всего советовала друзьям.

Яна и Неля Федотовы, Авторы tg-канала «Диванные картошки»

«Aggretsuko»
Представьте сериал The Office, но персонажи там – зверюшки как будто из Hello Kitty, вкалывающие на унылой работе и попадающие в нелепые ситуациию. Эдакая Zootopia для взрослых. Знакомьтесь — Aggretsuko/Aggressive Retsuko, 10-серийный мультсериал для Netflix (плюс рождественский спешал). В свою очередь он основан на японском сериале, но там каждая серия укладывалась в пару минут, Netflix же развил формат и немного усложнил сюжет.
Aggretsuko (Geekster.ru)Главная героиня Рецуко – рыжая панда, обычная офисная планктонина, живущая в звериной версии Токио. Каждый день она ходит на ненавистную работу, где ее ждут разной степени противности коллеги (например, сплетница-бегемотиха и приспособленец-сурикат) и начальник – шовинистская свинья (в самом прямом смысле). Стресс после работы тихая и скромная Рецуко ходит снимать в караоке, где она на полной громкости под звуки металла сочиняет песни о том, как её все задолбали.
Получается жизненный мини-сериал с ультра-милым дизайном. Гипертрофированные ситуации и смешные рожицы не мешают мульту поднимать важные вопросы про трудоголизм и отношения на работе. Мультсериал смотрится на одном дыхании, благо серии только 15 минут. Удивительно, как создатели умудрились сделать не просто отличную комедию (хотя уже этого было бы достаточно), но и точно изобразить прелести и тяготы повседневной жизни обычных людей (точнее, животных). Во время просмотра успеваешь и поржать как следует над до боли знакомыми ситуациями, и поразмыслить над тем, нужен ли в современном обществе такой культ достигаторства.

Иван Трифонов, Автор tg-канала «кино.театр»

«Sorry for Your Loss»
«Люди говорят, что это „не конец света“, потому что это не „конец их света“».
Эти строки пишет в редакционной колонке Ли Шоу, главная героиня сериала в исполнении Элизабет Олсен, в ответ на вопрос молодой читательницы. Как справляться с «персональным концом света», что делать, если казавшийся надёжным мир разрушился прямо на глазах, и как вернуться в прежней жизни после утраты дорогого человека, да и стоит ли — на эти темы осмеливаются «говорить» со зрителями немногие сериалы, и совсем у немногих из них получается сделать это хорошо.
Sorry for Your Loss (Geekster.ru)Тем не менее, съёмочная команда сериала во главе с шоураннером Китом Штайнкеллнером справилась с этой нелёгкой задачей благодаря умело построенному и интригующему сценарию и отличным актёрским работам — особенно хороша Олсен, которой роль главной героини наверняка принесёт заслуженные награды. Нельзя не отметить и игру Келли Мэри Трен, которая сыграла младшую сестру главной героини по имени Джулс, забавную и весёлую, но не лишённую недостатков.
Эффекту погружения способствует и небольшой хронометраж сериала — серии идут от 25 до 30 минут, и очень сложно удержаться от соблазна просмотреть весь сезон целиком. В декабре стало известно, что сериал получит второй сезон — хочется верить, что «Sorry for your loss» не потеряет в качестве и подарит зрителям столь же эмоциональное и интересное продолжение истории Ли Шоу.

Прочитали 2018

Александра «Альфина» Голубева, переводчик, нарративный дизайнер Ice-Pick Lodge, сайт «Alphyna»

«Кровь, пот и пиксели»

Да не прозвучит это нескромно, но главным гик-событием года для меня стала история с переизданием книги «Кровь, пот и пиксели» Джейсона Шрайера. Началась история эта с неудачного перевода, коим возмутилось сообщество геймеров. А издательство возьми да не отмахнись, а вместо этого — закажи новый перевод с нуля, причём не абы у кого, а у человека из индустрии (сиречь меня).

Кровь, пот и Пиксели. АльфинаЯ, конечно, в этой истории человек предвзятый (тот самый, из индустрии, к которому обратились за перепереводом), но мне кажется, что сразила бы она меня в самое сердце, и будь я в стороне. В наших широтах очень уж любят в ответ на любые претензии пожимать плечами, а то и грозиться какими-нибудь там исками за клевету… а тут — нормальная реакция. Я даже как-то растерялась от такого поворота событий.

Да и для сообщества геймеров история вышла ценная. Смотрите-ка: оказывается, если собраться всем вместе и внятно артикулировать свои претензии, это может и сработать.

Честное слово, если прищуриться и посмотреть эдак бочком, произошедшее начинает напоминать какое-то прям, простите за выражение, гражданское общество.

И поэтому для меня эта история в 2018-м году — самая важная.

Ну и ещё потому что я предвзята, конечно.

Артём Киселик, Канал «Фантастика»

Rosewater by Tade Thompson

Последняя книга в этом году стала приятным сюрпризом.

Rosewater Tade ThompsonГлавное достоинство романа – это его мир. Томпсон не пошел по пути «Черной пантеры» и хотя его Нигерия стала одним из значимых узлов мировой цивилизации, это все та же Нигерия, о которой мы читаем в новостях. Здесь больше выходов в Нимбус (пришедший на смену интернету), чем колодцев с водой; жители пользуются дронами и обращаются к магам, чтобы те изгоняли демонов из детей; местные сжигают заживо пойманных воров, а предводительствуют ими новоявленные святые. Африка получилась пестрой и страшной: правительство следит за каждым и убирает неугодных, а за спинами правящего класса все так же скрываются британские агенты. По стране путешествует загадочная девушка, по прозвищу Велосипедистка, которая сумела построить машину перемещения в пространстве и времени. И ко всем этому добавляется инопланетянин Полынь, рухнувший, подобно одноименной звезде, на Лондон, и с тех пор путешествовавший по миру под земной корой. В Нигерии он решил остановиться и даже организовал поселение для тех, кто готов жить рядом с ним. И закрыл его куполом, вокруг которого постепенно вырос город Роузвотер.

Автор объединяет киберпанк и биопанк воедино: есть импланты, Нимбус, хакеры, корпорации и те, кто с корпорациями сражается, но способности экстрасенсов завязаны на грибки, которые выбрасывает купол Полыни, споры создают своего рода интернет в реальном мире, а сенсы получают к нему доступ. Споры вступают в симбиоз, а точней собирают информацию, обо всем, существующем на Земле, но только немногие из людей, по случайному глюку, могут пользоваться этой биосетью.

Семен Кравцов, Автор сайта «Geekster»

«Дневники Мёрдербота»

Не всегда, чтобы стать чем-то запоминающимся, нужно быть чем-то комплексным и сложным. Вот, например, «Дневники Мёрдербота» — это не какая-то глубокомысленная литература, а самая беспардонная боевая фантастика. Но, есть парочка вещей, которые сделали этот цикл одним из самых популярных фантастических произведений 2018.

murdrerbot diariesВо-первых, протагонист. Титульный Мёрдербот — боевой киборг, чьей основной задачей является обеспечение безопасности всяких научных экспедиций в далеких уголках космоса. Проще говоря, телохранитель в услужении этически скомпрометированной корпорации.

Не сказать, правда, что Мёрдербот в восторге от своей деятельности. Он уже повидал некоторое дерьмо, и вместо социальных контактов с «мясными мешками» он предпочитает спрятаться и устроить марафон любимой мыльной оперы. Довольно схоже с тем, как многие из нас чувствуют себя в не самые лучшие дни — не находите?

Второе достоинство «Дневников…» — их формат. Каждая из четырех книг не превышает двух сотен страниц и цикл уместно даже назвать набором повестей. Эта удивительно выигрышная лаконичность позволила автору сфокусироваться на удачных сюжетных находках, и не досаждать читателю ненужной затянутостью.

Как главный герой находит свой эскапизм в сериалах, так и читатель может найти свой в этом почти что палповом цикле. Ни разу не один из величайших фантастических произведений, но ненапряжное развлекательное чтиво, выезжающее на исключительной харизме самого зае… уставшего киборга-убийцы.

Жанна Пояркова (Мор), писатель-фантаст, автор подкаста «Heresy Hub» и админ канала Yashernet

«Гамбит девятихвостого лиса» Юн Ха Ли
2018-й был щедр на хорошую переводную фантастику, но самым необычным и ярким релизом стал дебютный роман математика Юн Ха Ли. «Гамбит девятихвостого лиса» – захватывающая боевая фантастика, навеянная книгами по этноматематике. Да, существует и такая неожиданная дисциплина, изучающая математические системы разных народов. Фантазия Юн Ха Ли выстроила на базе этого знания весьма необычную схватку.
Сила космической империи в «Гамбите» базируется на ее календаре. Области, где люди живут в нужном времяисчислении, позволяют совершать убийственные маневры космофлота, но вне таких областей корабли теряют силы. Еретики отказываются от календаря империи — и их нужно вернуть в нужную систему счисления, иначе наступит дестабилизация. Главная героиня -военный командир, в голову которой подсаживают цифровую копию умершего военачальника-предателя, ценного отсутствием проигранных боев. Вместе эти непохожие люди из разных эпох должны штурмовать неприступную крепость с ложным календарем — или придумать другой способ победить еретиков.
Битвы в «Гамбите» разворачиваются сразу на нескольких уровнях — это и стратегия ведения боя с «алгебраическим» оружием, и битва умов между героями, один из которых – обманщик, и очень остросюжетно показанный переход героини из командира среднего звена в крупные руководители флота. Никакого замедления темпа, только политика как стратегия и бои как тактическое ее воплощение. Ну и посудите сами: суровая женщина-воин с подсаженным ей в голову мертвым военачальником-трикстером плюс все это в вихре из алгебраической магии, космических боев и полностью без любовного мусора. Тяжело пройти мимо.

Андрей Гоштаутас, каждодневный читатель и писатель (а также автор канала Fantasy & Sci-Fi)

Килан Патрик Берк «Клан»
Среди русскоязычных читателей Килан Патрик Берк практически не известен, хотя он является весьма плодовитым автором, отмеченным жанровыми премиями. А ещё он снимался в инди-хорроре, за роль в котором получил приз на фестивале инди-фильмов. А ещё Берк фотограф и дизайнер, его студия, помимо всего прочего, занимается созданием обложек для романов в жанре ужасов. Работы этой студии украшают работы таких авторов как Бентли Литтл или Ричард Лаймон, например. И вот, наконец, в 2018 году русскоязычные читатели смогли ознакомиться с творчеством этого разностороннего человека. Издательством АСТ был издан роман «Клан».
Килан Патрик Берк «Клан» (Geekster.ru)Вы ведь смотрели классические фильмы ужасов, которые заканчиваются тем, что измученная девушка, наконец сбегает из кромешного ада? Именно отсюда и начинается «Клан». Отец с сыном находят на просёлочной дороге истерзанную девушку, сбежавшую от семейства маньяков. Да, всё в лучших традициях «Техасской резни бензопилой». Целая семья психопатов, терроризирующая окрестности. Но, в отличии от той же «Резни», где семья жила в абсолютно безлюдном месте, этот клан садистов проживает недалеко от небольшого городка Элквуд, и некоторые люди знают, или догадываются о том, чем промышляют Мерриллы.
Это классический сплаттерпанк, в духе Лаймона или Кетчама, но, пожалуй, без такого смакования насилия. Некоторые мои знакомые говорили, что книга полна отвратительных подробностей, но я лишь усмехался, ведь дай я им книгу Ричарда Лаймона, они бы и вовсе полысели от отвращения. Конечно, это сплаттерпанк, так что стоит быть готовым к отрубленным конечностям, истязаниям и сексуальному насилию, но… Эта книга намного мягче, и более лояльно относится к психике читателя, чем книги упомянутых мною выше мастеров этого жанра.
Отмечу, что Берк очень хорошо поработал над персонажами, как над антагонистами, так и над положительными героями. Внутренние переживания и терзания присущи не только «хорошим парням», но и членам клана маньяков. И это один из лучших моментов книги. Хоть и не до конца понятно, отчего эта семейка свихнулась, но наблюдать за развитием событий внутри клана чертовски интересно. Колоритный психопат Седой Папа, вызывающая омерзение Большая Мама, и их дети. Подростковые переживания Пита Лоуэлла, который с отцом нашёл истерзанную девушку на просёлочной дороге… Всё это выписано прекрасно.
Да, в книге есть лишние и нелогичные «телодвижения» героев, но этим грешит чуть ли не каждая книга в жанре хоррор. Ведь этот жанр обязывает героя в одиночку сходить в лес, спуститься в подвал, зайти в заброшенный дом, и всё в этом духе. Этого клише мало кто может избежать. Но Берку очень удалась атмосфера. Жестокость, ужас, кошмар, неизбежность, неотвратимость смерти в лапах семейки людоедов.
Это, пожалуй, одна из лучших книг, которые я прочёл в этом году. Прочёл запоем, не отрываясь, наслаждаясь повествованием. Стоит отметить очень неплохой перевод, который способствует погружению в эту атмосферу. Сплаттерпанк — явление немного дикое для нашего читателя, малознакомое. И вот «Клан» Берка может дать представление о жанре человеку с ним не знакомому, при этом не погружая его в пучину беспробудного кошмара, из которого уже не вынырнуть. Замечательное произведение для тех, кто не прочь посмотреть «Поворот не туда», «Техасская резня бензопилой», «У холмов есть глаза» и иже с ними. Остаётся надеяться, что этим романом знакомство с творчеством Берка русскоязычного читателя не закончится.

Егор Аникин, Автор сайта «Geekster»

«Царство Небесное» Марка Уэйда и Алекса Росса

Много хороших комиксов появилось на русском в 2018 году. «Комильфо» издали «Темных мстителей». «АСТ» вернули на рынок Симпсонов в своем «Кризисе кроссоверов». «Рамона» запустили кампанию на Boomstarter на выпуск седьмого тома «Боуна» (эксклюзивная обложка прилагается). Но я о другом.

«Царство небесное» — результат трудов Марка Уэйда и Алекса Росса. Законченное произведение с внушительной пачкой дополнительных материалов был выпущено «Азбукой» в мае этого года. Комикс рассказывает нам об альтернативном будущем, в котором серия событий создает угрозу для человечества и некое подобие гражданской войны между супергероями. Гораздо подробнее я рассказывал о нем в своем обзоре. А сейчас хотелось бы просто напомнить всем, кто ждал пришествия подобных мастодонтов на наш рынок, что время пришло. Если вам хочется попробовать что-нибудь по-настоящему крутое, но вы до сих пор не купили «Царство», что вас останавливает?

Понимаю, что кто-то влюблен в конкретного персонажа, потому замыкает свой интерес на конкретном персонаже. Кто-то из-за низкой самооценки или из жажды внимания к себе читает жесткую альтернативу со странным (кривым) рисунком и неразборчивыми (посредственными) словами. А кого-то пугает мысль, что за 1000 рублей, можно купить не 3–4 комикса, а лишь 1. Но «Царство небесное» — идеальный баланс цены, объема книги, визуальной и смысловой красоты в качественном издании.

Покупайте, советуйте и обсуждайте новинки.

Азамат Абкадыров, Автор tg-каналов «John Snow knowS» и «Аркхэм»

«Танос победил»

2018-ый можно назвать годом Таноса, титан покорил сердца зрителей всего мира в киношных «Мстителях», да и на страницах комиксов любителя пощелкать пальцами в этом году чувствовал себя очень хорошо (кроме того что он там пару раз умер). Сольную серию Таноса довольно долго писал богоподобный Джефф Лемир, однако в уходящем году его сменил Донни Кейтс, из под рук которого выходит наверное сейчас каждый пятый комикс, публикуемый в Штатах. Художником выступил верный соратник Кейтса Джефф Шоу («Buzzkill», «Paybacks»).

Танос победил (Geekster.ru)Сюжетная канва у комикса весьма интригующая, к Таносу является необычный Призрачный Гонщик и похищает его. Танос оказывается в далеком будущем, где «Танос победил» и уничтожил Всю Вселенную, но ему требуется помощь его же из прошлого (да, чуть-чуть запутано).

Далее получаем мрачную, личную и хорошую историю с отличным финалом. Мрачный и намеренно размазанный рисунок Шоу отлично передает атмосферу холодного и пустынного, опустевшего после уничтожения мира.

Еще одним поводом прочитать комикс для любителей супергероики — появление абсолютно нового персонажа. Космический Призрачный Гонщик, которым стал Френк Кастл, совершенно потерявший разум во время своих злоключений. Гонщик позже получил собственную мини-серию, которая является логичным продолжением «ТП» и показывает нам совершенно безумную историю о проблемах отцов и детей, а огромным бонусом в комиксе выступает Танос-Каратель. В грядущем году Гонщик собирается вступить в ряды новых «Стражей Галактики» и повторить подвиг болтливого коллеги и убить Вселенную Марвел.

Витя Хренов, Администратор паблика «COGCOMICS» и переводчик в издательстве «Jellyfish Jam»

«Immortal Hulk»

Анонс Immortal Hulk был встречен большинством с долей скепсиса. Эл Юинг хороший автор, но настоящего хита у него никогда не было. Джо Беннетт казался ленивым и скучным выбором. Обещания писать смесь хоррора и супергероики вызывали интерес, но не более.

Immortal Hulk (Geekster.ru)А потом вышел первым номер и снёс всем головы. А после второго стало понятно, что на наших глазах творится история. Эл Юинг поступил очень мудро, сделав первые несколько номеров законченными одиночными историями. Таким образом, он безо всякого труда смог продемонстрировать, как выглядят его идеи в действии, не обременяя читателя сложным глобальным сюжетом. Нет, разумеется, он там присутствует с первого номера, но развиваться начинает только четвертого. И этот сюжет — загадка «Зелёной Двери», из-за которой Халк и не может умереть надолго.

Разумеется, идеи Эла Юинга не работали бы так хорошо, если бы они были плохо реализованы на бумаге. Однако Джо Беннетт раскрылся как феноменальный художник. Халк в его исполнении выглядит ужасающее и монструозно. Но как только Беннетт начинает рисовать ужасы, комикс по-настоящему расцветает, а его дизайны с элементами бади-хоррора навсегда врезаются в память.

Но самое главное: Immortal Hulk пробивает на эмоции как ни один другой комикс Marvel или DC. От шока до первобытного ужаса, от изумления до отвращения — всё это я чувствовал от выпуска к выпуску. Даже не вздумайте пропускать этот комикс!