Призрак в доспехах: Синдром переоценённости

6 января (да, настолько я слоукпок) стало известно, что компания DreamWorks решила реанимировать труп экранизировать популярную мангу, по сей день приносящую её создателю прибыль, имеющую (правда, благодаря аниме) толпы...

6 января (да, настолько я слоукпок) стало известно, что компания DreamWorks решила реанимировать труп экранизировать популярную мангу, по сей день приносящую её создателю прибыль, имеющую (правда, благодаря аниме) толпы фанатов по всему миру и являющуюся одним из первых киберпанк-произведений в Японии. Речь идёт, как намекает заголовок, о «Ghost in the Shell», о котором мы сейчас и поговорим.

Поставленные задачи

В 2029 году практически все жители планеты начали кибернизировать своё тело, это коснулось и мозга. Мотивация была проста: подобно тому, как кибер-тело превосходило по физическими возможностям обычное тело, так и кибер-мозг интеллектуально превосходил обычный мозг. Проблема лишь в том, что интеллект улучшался как у обычных людей, так и у злодеев, в частности, хакеров, которые получили доступ непосредственно к мозгам обычный людей, что позволяло управлять ими. Именно для борьбы с такого рода преступностью, да и с кибер-преступлениями в целом, призван бороться 9-й отдел

Точка отправки

18 ноября 1995 года состоялась премьера полнометражного аниме, адаптации одноимённой манги. При всей своей нуарности и загадочности фильм скорее был демонстарцией сисек возможностей японских художников-мультипликаторов, нежели полноценным продуктом, так же, как в 1988 был «Акира» с его тоннами пыли, перемещающейся на скорости 24 кадра в секунду. В отличие от «Акиры», в «Призраке» присутствовала своя киллер-фича, а именно буллет-тайм, от которого тогда ещё братья Вачовски радостно визжали, а после повторили в «Матрице». Также, незнакомый со вселенной зритель мог оценить отличные на то время спецэффекты, прочувствовать атмосферу одиночества и ненужности (тут режиссёру, Мамору Осии, нужно отдать должное), а при достаточном уровне прокачки СПГС найти уйму символов и аллюзий, которых в «ГитСе» предостаточно. Лично меня порадовала одна деталь, а конкретно то, что все обладатели искусственного тела имели неживые, широко распахнутые, почти кукольные глаза, которыми не моргали, в отличие от «органических» Арамаки и Тогусы. Сложно сходу вспомнить, в каких аниме встречается такая приятная мелочь, как обычные моргания. Наверное, поэтому я глубоко убежден, что настоящее, добротное аниме делалось до 2000 года. А ещё в первом фильме мелькает пёс, который срисован со пса автора манги Сиро Масамунэ.
Но вернёмся к «Призраку». За всеми деталями, прорисовкой и музыкальным сопровождением (Кендзи Каваи также постарался не славу), сюжета, как такового, не было. Вернее, он был, но скомкан и скорее походил на краткий пересказ, — и это не считая того, что пересказ начался с середины и оборвался на самом интересном месте. Впрочем, на самом интересном месте оборвалась и манга, однако в манге данная концовка была логическим завершением, в аниме же — провоцировало, в лучшем случае, негодование и чувство незавершённости, в худшем комментарии в диапазоне от «WTF?» до «ЯННП». К слову, наши надмозги постарались перевести название фильма на свой лад, из-из-за чего у каждого проходящего мимо «Призрака», последний ассоциируется либо с мистикой, либо с мехой наподобие «Гандама». Причём со словом «призрак» проблем нет, поскольку допустимо, что собирательное понятие сознания, интуиции, личности и души может именоваться именно так, проблема в «доспехах». В мире, который создал Сиро, люди кибернизируют своё тело, да так, что от них остаётся лишь тот самый призрак, заключённый в механическую оболочку. Даже название оригинальной манги дословно переводится как «Спецподразделение по предотвращению захвата оболочки», но, наверное, тогда русский словарь переводчика Гугл не был настолько хорош. Да и вообще, переводить интернациональное название, которое выбрал Масамунэ, было лишним.

Смена локации

Почти через 7 лет, а именно 1 октября 2002 года на канале Animax состоялся показ первой серии аниме сериала под названием «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex «. Повествование велось о приключениях 9-го отдела, начиная с середины манги и до событий первого фильма. Тут зритель может получше узнать сотрудников отдела по борьбе с кибер-преступностью и познакомиться с их помощниками — кавайными татикомами. Это роботы, сконструированные в виде мини-танков, обладающие личностью и детским голосом, которым они размышляют о вечном на протяжении всего сериала. Не обошлось и без философии — помимо главной темы, что следует из названия (о ней мы поговорим позднее), сериал поднимает вопросы существования вне реальности, неделимости тела и разума, наличия души у машин, подлинности воспоминаний. Да и экшена было предостаточно. Я заметил, что как бы создатели и им сочувствующие не пытались нарисовать город будущего, в итоге всё равно получался слегка модернизированный город того времени. Если сравнивать с первым фильмом, можно заметить, как изменилась Япония с 1995-го: вместо узких улочек — широкие трассы, вместо обшарпанных зданий — аккуратные небоскрёбы. Даже костюмы изменились, хотя, казалось бы, действия сериала и фильма разворачиваются в небольшом промежутке времени. Горячо любимые мною надмозги и тут постарались, поскольку перевели «Stand Alone Complex» как «синдром одиночки», хотя по смыслу подходило выражение «автономный комплекс». Ну или «комплекс самодостаточности», на худой конец. Объяснение моей претензии находится ниже, так что придётся мириться с этим ещё несколько абзацев. К слову, бытовала конспирологическая версия, согласно которой серии подразделялись на одиночные и со сквозным сюжетом («stand alone episode» и «complex episode» соответственно), отсюда и название.

Активное наступление

Начало 2004-го японцы встретили со вторым сезоном сериала, что носил название «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2nd GIG», что продолжил тему «автономного комплекса». Там же нам станет известен «ориджин» майора и некоторые подробности из жизни сотрудников девятого отдела до вступления в ряды отдела. Тема наличия души у машин расширяется, а к ней добавляется и тема загробной, если так можно выразиться, жизни машин. В целом, динамики во второго сезоне значительно меньше, однако вполне смотрибельно.

В марте того же года состоялся показ полнометражного фильма, именующегося «Ghost in the Shell 2: Innocence», и если вкратце, то это 80 минут вырвиглазного непойми чего, 10 минут экшена и 10 минут рефлексий по поводу невозможности копирования души, а также того, что даже киборги не бессмертны. Японские полнометражки порою бывают поистине беспощадными. А ещё в фильме вновь засветился пёс мангаки.

В 2006-м состоялась премьера полнометражного аниме «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society». В нём идёт расследования дела о пропаже нескольких детей, которые расследует 9-й отдела параллельно с Мотоко, что за два года до этого ушла из отдела.

Призыв новобранцев

После 7 лет прозябания в небытие, 22-го июня 2013 года в японских кинотеатрах вновь появился наш старый знакомый — на сей раз в виде первой части приквела/спин-оффа, а назван был «Ghost in the Shell: Arise». События этой ОВА происходят сразу после 4 мировой войны, до того, как Арамаки поседел, а Тогуса вступил в ряды 9-го отдела. Изменения претерпели практически все главные персонажи, как внешние, так и внутренние, поскольку были заменены сейю, но сильно досталось именно главной героине — Мотоко Кусанаги, которая стала лолли подростком. Вернее, её искусственное тело стало таким. Критики довольно неплохо оценили перезапуск франшизы, да и старые фанаты нашли возможность поностальгировать.

О бедном ремейке замолвите слово

Для целостности картины стоит пару строк написать и о ремейках, которых было целых два: «Ghost in the Shell 2.0», что является ремейком первого фильма и был выпущен в 2008 году, а также «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society 3D», выпущенный в 2011-м, что является ремейком полнометражного фильма 2006 года. Что касается первого, то в нём улучшили графику, звук и добавили несколько компьютерных вставок. Во втором случае это был тот же фильм, только в 3D. Стоит вспомнить и два спешла: «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — The Laughing Man» — собранный из первого сезона сериала фильм 2005-го года выпуска и «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Individual Eleven», аналогичный фильм по второму сезону, 2006 года.

Со своим уставом

«Ну раз с аниме не всё так радужно, может, всё-таки почитать оригинал?» — спросит меня возмущённый читатель. «Увы» — отвечу я, поскольку в данном случае правило «книга манга лучше» не срабатывает, поскольку манга исполнена в непринуждённо-шутливой форме, не без доли эротики, а где-то даже с элементами порно. Возможно, затворническая жизнь мангаки в некоторых местах сказывается на творчестве. Но дело не в этом, а в том, что тема выбора «манга или аниме» является обоюдоострым лезвием, так как если вы являетесь поклонником аниме, то в манге напрочь отсутствует вся мрачность и экзистенциальность, а если вы вдруг после прочтения манги решите посмотреть на это в движении, то и здесь вас ждёт разочарование — от легкомысленной Кусанаги не осталось и следа, да и практически весь юмор был напрочь вырезан. Но всё же, спешу сообщить, что на данный промежуток времени имеется 4 тайтла о вселенной «GitS»:» Ghost in the Shell» (1989-1991), «Ghost in the Shell 1.5: Human-Error Processor» (1991-1996), «Ghost in the Shell 2: Man/Machine Interface» (1991-1997) и «Ghost in the Shell: Arise» (2013-настоящее время). Последний выпускается под авторством Дзюнъити Фудзисаку, который приложил руку и к сериалам.

Курс молодого бойца

Ну что ж, пришло время провести краткий ликбез по некоторым явлениям и терминам «Ghost in the Shell». Про так называемый «призрак» и его оболочку было сказано ранее, стоит лишь добавить, что даже татикомы имели своё подобие призрака, поскольку, даже несмотря на постоянную синхронизацию, они сохраняли индивидуальность. Причиной тому стало «любопытство», как это перевели на русский, но по смыслу ближе слова «увлечение» и «интерес». То есть, даже если стереть татикомам память, через некоторое время они вновь захотят получать знания, которые были им интересны до этого, позволяя обретать свою личность снова.

«Автономный комплекс». Этот термин обозначал человека или группу людей, которые под воздействием  того или иного явления начинают подражать ему, в конечном итоге, выходя из под контроля и действуя самостоятельно, на своё усмотрение (автономно). При этом, явление может быть и ненастоящим — оно интерпретируется и подвергается искажению, но при этом не перестаёт быть объектом подражания.

Вместо заключения

Что нужно, чтоб получить признание в том или ином жанре, в частности, киберпанке? Либо быть шедевром, как «Бегущий по лезвию», либо заполнить незанятую нишу одним из первых, как «Трон». «Ghost in the Shell», по моему скромному мнению, относится ко второй категории. Да, он популярен, но это никак не влияет на нелогичность, сюжетные дыры и нестыковки, да и качество иногда хромает. А готовящийся к съёмкам фильм приведёт к тому, что новоиспечённых поклонников «GitS» в полку прибудет. Одно я могу гарантировать точно: недалёк день, когда в сети разразится холивар «какого цвета платье?» «какая Мотоко лучше: 2D или 3D?».

Рубрики
АнимеРецензии и мненияСрочно в номер!
  • Nekitos Dushelikhinskiy

    Автор, слишком много отсебятины, слишком много субъективизма. Если статья изначально была направлена на то, чтобы передать лично твое мнение — то это конечно хреново. Кому сдалось твое мнение? Иди друзьям высказывай свое мнение, а в статьях подобного плана нужно общие и объективные черты описывать. К тому же, ты явно недолюбливаешь Ghost In The Shell, дык еще Бегущего по лезвию в шедевр записал (серьезно? Ты походу не понимаешь, что такое шедевры). Не, Бегущий очень, очень хорош, я бы сказал ОТЛИЧНЫЙ, но про шедевр — это ты преувеличиваешь. А так, Призрак В Доспехах держится на очень хорошем уровне, и уж точно лучше многих конкурентов в этом жанре.

Смотрите также:

Подробнее в Аниме, Рецензии и мнения, Срочно в номер!
Роботы, киборги и прочие защитники будущего отечества

Поговорим о роботах, киборгах и прочих устройствах, используемых на полях сражений в научной фантастике

Закрыть