«Трансформеры против Джи Ай Джо»: История игрушек

Трансформеры против Джи Ай Джо. Две серии игрушек одного производителя. Им было суждено встретиться. Но когда это случилось на страницах комикса, оказалось что никто не был готов.

Для начала кратко ознакомимся со сторонами конфликта. Солдат Джо или Джи Ай Джо — серия игрушечных солдатиков, мало известная отечественному ребенку, но чрезвычайно популярная в США. Неся патриотический посыл, эти солдатики вели борьбу с терроризмом до того, как это стало мейнстримом. Главная особенность: небольшие фигурки солдатиков были крайне подвижны и могли использовать различную около фантастическую технику. Серия зародилась ещё в 60-х, но мультсериал появился только в 1985-м году. Есть ещё и две киноадаптации сомнительного качества. 

Трансформеры — серия игрушечных роботов, главная особенность которых в их умении превращаться в разный транспорт и не только. Хотя они были изначально созданы в Японии, набрали популярность трансформеры именно в Америке в 80-х в основном благодаря качественному мультсериалу. Сами являются около фантастической техникой. Также популярность игрушек заключалась в том, что ребёнок получал сразу две (а иногда больше) игрушки в одной. Есть сразу шесть фильмов разного качества, но имя Майкла Бея говорит само за себя.

Что у них общего? Ну кроме очевидного, что обе франшизы имеют в основе серию игрушек. Их связывает компания-производитель Hasbro. Так что когда-нибудь, но эти две серии обязаны были пересечься ради повышения продаж.  И хотя такие исходные данные наводят на мысли о халтурной серии, целью которой будет реклама новых игрушек за счёт выдавливания ностальгии из взрослых фанатов, не стоит спешить с выводами. Но поностальгировать с комиксом «Трансформеры против Джи Ай Джо» обязательно получится, даже если у вас не было игрушек этих серий.

Русскоязычному читателю сложновато будет найти полноценную связь с этим кроссовером, хотя это возможно. Современные дети знают трансформеров по фильмам Бэя, которые существенно отличаются от персонажей, знакомых по мультфильму или купленных в газетных киосках игрушках из 90-ых. Кто-то постарше, да, распознает знакомые вибрации. А Солдат Джо скорее будет ассоциироваться с не самой удачной ролью «Скалы» Джонсона. Даже в кино, чего таить, было бы интереснее посмотреть на живых роботов, действующих вместе с персонажами «Форсажа», чем с братским франчайзом милитаристских игрушек. Кстати, по уровню веселья и хорошего безумия, этот комикс гораздо ближе к «Форсажам», чем к своим экранным воплощениям.

За историю в комиксе отвечает Том Шиоли, а помогает ему ветеран комиксов о трансформерах Джон Барбера. И он не стал усложнять сюжет, перегружая его предысторией каждой вселенной. Не углубляется он и в характеры персонажей, раскрывая их через сноски и подписи. Выглядит это как короткое описание на коробке с игрушкой. Зато несмотря на количество действующих лиц, автор не плодит линии в духе «Игры Престолов», а просто делает то, чего ждёшь от комикса про сражение сразу двух игрушечных серий. Он развлекает! И это главное.

В книге собраны 13 номеров серии, плюс нулевой номер, который в локализации назван Пролог, а в оригинале выходил в День бесплатных комиксов. А также специальный выпуск «Фильм», пародирующий возможную экранизацию.

Пролог, даже будучи ван шотом, остается важным для истории. Завязка сюжета в духе «Марс Атакует!» быстро сменяется более зрелым подходом. Хотя дух треша остается примерно на том же уровне, как и в кино про большеголовых инопланетян, это все еще сатира и веселье, пусть и с серьезным лицом. Также Шиоли создает мощное напряжение, играя с линиями повествования, перебрасывая читателя по времени внутри комикса.

Вся серия поражает своей смелостью и взрослым взглядом на вещи, даром что тут и там игрушки. Инопланетные захватчики действительно опасны, а битвы важны, так как основные герои изменяются по ходу повествования, и это находит отражение в истории в дальнейшем. Персонажи, важные для обеих франшиз, умирают, — смелость, недоступная авторам основных серий комиксов. Шиоли чувствует свою свободу, и это приятно! Его солдаты Джо циничные и прагматичные, они подстраховываются, придумывая подлые ловушки для врага. Но и противники подлы и коварны. Надо признать, это вызывает некоторый диссонанс при чтении. Представьте себе картину: детские рисунки, на которых игрушки с прямыми углами сочленений, стоя в пафосных позах, летают верхом на истребителях. Квинтэссенция треша и угара.

Каждый выпуск напоминает эпизод из любого мультсериала 80-х, которые так нравились многим в детстве. Тут даже есть место сражениям, добрым героям, практически обязательное клише любого кроссовера, как будто специально отвечающее на детский вопрос: кто же сильнее? Снейк Айс или Старскрим?

Но в отличии от других подобных кроссоверов, комикс идет дальше, создавая свою вселенную. Заново раскрывая истории персонажей, деконструируя предыдущие наработки авторов, перерабатывая в новые. Получается мета-пост-модерн с цветами в стиле комиксов 60-х. Это отсылает к классическим комиксам Marvel за авторством Джека Кирби, таким, например, как «Доктор Стрендж», где были кислотные цвета и сюрреалистичные сюжеты. Впрочем, параллели с Королём условны. Шиоли скорее ориентируется на атмосферу лучших комиксов той эпохи, чем подражает каким то определенным работам.

Так же автор ведет нас по самым разным тропам своей истории, так читатель по ходу повествования путешествует с Земли на Кибертрон, с него в подсознание живой планеты, а дальше отправляется в древние времена расцвета человечества, раскрывая и переплетая истории происхождения людей и трансформеров. При этом переходы плавные и нет ощущения нарушения логики. Главное расслабиться и подхватывать смыл, а не бороться, критикуя выдумку за “бредовость”. Этого и не хочется, ведь все это придумано и исполнено настолько живо, что можно бесконечно удивляться воображению автора!

Шиоли рисует так, будто действующие лица настоящие игрушки, хотя персонажи получаются живыми. Прямые спины, острые углы локтей, и пафосные позы создают впечатление, что можно взять эти игрушки и воспроизвести некоторые панели. А кислотные цвета, напоминающие комиксы Джека Кирби и сюрреалистическую волну 70-х, создают атмосферу взрослой, почти наркотической атмосферы. Как будто этот мир создан безумным ребёнком внезапно повзрослевшим, но продолжающим играть в любимые игрушки.

При всём этом, серьезность серии удивляет. Персонажи развиваются, показывая глубину характера. Некоторые умирают, а с другими случается то, о чём мечтают фанаты серии. Но ощущения дешевого фан-сервиса не возникает, а пафос и напряжение, возрастающие с каждым номером, только сильнее затягивают. Так что если серия сразу оттолкнула своей непривычной визуальной составляющей, и  пришлось совершить усилие чтобы погрузиться в чтение, то быстро затянет, подобно болоту, переходящему в брод.

Кто трансформирует трансформеров?

Несмотря на то, что это серия по лицензии, во многом она авторская. Том Шиоли выстраивает свой собственный мир, преображая персонажей в соответствии со своим виденьем. Подтягивая их до нынешней, более взрослой аудитории. А знаете какая ещё комикс серия может похвастаться подобным подходом? Она кстати тоже была создана в середине 80-х. «Хранители» Алана Мура.

Целью Мура всегда было повышения качества литературы, основанной на визуальных образах. Он взял старых, привычных персонажей по лицензии издательства. Как и в этой серии, «Хранители» до переосмысления ассоциировались скорее с комической, лёгкой стороной комиксов. Но потом (не без участия Френка Миллера) началась тёмная эра жестоких супергероев. В то время, спрос на более взрослые комиксы уже сформировался, так как читатели подросли, и весёлые персонажи в трусах поверх колготок не могли их увлекать так, как прежде. И «Хранители» утолили этот голод, попутно заменив индустрию комиксов.

Шиоли вряд ли окажет такое влияние на сообщество комиксистов по целому множеству причин. Конечно, кого-то может оттолкнуть необычный рисунок, а простота повествования не захватит придирчивого читателя. Однако сама идея — сражение игрушечных солдатиков с игрушечными же роботами — отдаёт некоторым наркоманским безумием. Шиоли понимает, что его аудитория — повзрослевшие мальчишки, которые играли в эти игрушки физически и наверняка разыгрывали подобные истории сами. Чувствуется, что и он такой. И потому он берёт типажи детских героев и поднимает их до нашего уровня, «состаривая» для современного читателя. Получается более мрачный и серьёзный подход, сохраняя при этом детскую простоту.

Если подводить итог, это шикарное толстое издание в твердом переплете. Кроме самих комиксов, в книге обширная часть дополнительных материалов. Авторские комментарии к страницам настолько увлекательны, что вам будет интересно, даже если история почему-то не зацепила. Благодаря им читатель может оценить творческий процесс и ту жизнь, что вложили создатели в свою работу. Это необыкновенное чувство, когда приоткрывается завеса создания, как будто фокусник раскрывает тайны магии, но сохраняет интригу и оставляет место для воображения.

Галерея обложек обширна и впечатляюща. Жаль, что «Комильфо» не выпустила плакатов для поддержания серии. Некоторые работы можно смело вешать на стену как произведение искусства. В том числе и те, что издатели выбрали для альтернативных обложек. Подобная реклама на стене магазинов наверняка убедила бы случайных посетителей обратить внимание на серию.

Единственное, что непонятно, на кого она рассчитана. Фанаты трансформеров продемонстрировали отсутствие интереса ко вселенной, когда выходила другая серия с более дешёвыми книгами. Солдат До прошёл почти незамеченным (отсюда и проблема с переводом названия, в фильмах его вообще попытались избежать, на полках стоят J.I. Goe, а тут вот Джи Ай Джо).При этом работа Шиоли достаточно необычная, чтобы привлечь внимание стороннего, неподготовленного читателя. Да и сама тема, вынесенная в название, скорее оттолкнёт “серьёзных” комиксных снобов, которые предпочтут «Инкал» этой веселой, развлекательной книге. Которая, нужно отметить, способна удержать внимание даже дольше, чем работа Ходоровски, так как не требует погружения в сторонние источники и имеет более цельное, ровное повествование. Отсюда и печальный вывод, что у книги сомнительное будущее. И логичный вопрос – что заставило её издать в принципе?

Это настоящий комиксный артхаус, проходящий по грани андеграунд, использующий мейнстримовые франшизы. И в этом главная его прелесть – сочетание несочетаемого так, что оно остаётся при этом оригинальным и свежим.

Редакция благодарит издательство «Комильфо» за предоставленный для обзора комикс.

Автор                   Шиоли Том
Тип                       Печатная книга
Год выпуска       2019
Кол-во страниц 464
Язык издания     Русский
Размер, см          16,3×24,5
Дата релиза        27.09.2019
Тип обложки      Твердый
Вес в упаковке   300г.