«Супербоги»: Грант Моррисон о людях в трико, себе и человечестве 

Кто может рассказать историю комиксов лучше, чем один из авторов комиксов? Ладно, не факт, что у него это получится, но «Супербоги» Гранта Моррисона — это не только взгляд назад и сборник личных впечатлений и переживаний мастера, но и попытка объяснить, что такое супергерои.

Писатель и сценарист Грант Моррисон, может, и не настолько на слуху, как Алан Мур, но тоже родом из Великобритании (а точнее, из Шотландии), также увлекается загадочными сторонами нашей жизни и, конечно же, приложил руку к созданию культовых комиксов, которые сейчас принято считать классикой и советовать неофитам. Среди них «Бэтмен. Лечебница Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле», «Все звезды. Супермен», «Чудо-Женщина: Земля-1» и др. Поэтому нет ничего удивительно в том, что в 2011 году он решился на целое мероприятие: взглянуть на историю комиксов сразу с обеих сторон (как создатель и как просто человек, балдеющий от этих историй), на уроки, которые мы все можем усвоить, читая о похождениях людей в трико, да еще и некое подобие мемуаров оставить. В конце концов, Моррисону есть, что рассказать и он знает, как сделать это интересно. Перевод до русских читателей, правда, дошел только спустя восемь лет, но что с того — супергероическая тема, как видно, и не думает уступать свои лидирующие позиции.

И нет совершенно ничего страшного в том, если вдруг на словосочетание «Грант Моррисон» в голове не откликается ровным счетом ничего — комиксист предлагает своему читателю очень детальный рассказ и об индустрии комиксов, и о символизме, часто упускаемом из виду при беглом прочтении, и о своей, прямо таки скажем, насыщенной событиями жизни. Страшно будет только в том случае, если беря эту книгу в руки, вы готовитесь к чисто развлекательному чтиву. Это не так. И пусть панибратский стиль письма Моррисона вас не смущает — за ним скрываются тонны информации об этом виде искусства, после которых кажется, что прошел целый курс лекций. Ах да, плюсом к ним еще прилагаются переходы на темы политического, социального и философского характера. В общем, скучать будет некогда.
Содержание «Супербогов» четко разделено на 4 части: Золотой век, Серебряный век,Темный век и Ренессанс. Сам Моррисон родился в 1960 году, так что на его долю выпало немало общественных потрясений, которые он мог наблюдать, в том числе и в эволюции рисованных историй (написанных и им самим, и кем-то другим). Он приводит показательные примеры того, как и почему образ Бэтмена метался от почти что комедийного до мрачного в зависимости от ситуации в США, как постепенно росла роль женского персонажа в комиксе (а ведь Лоис Лейн была тем еще кошмаром на заре истории о Супермене!), о временной необходимости плясать под дудку цензуры и последующем кислотном отрыве. Всё это автор напрямую связывает с политикой Тэтчер в Великобритании, которую не любил, видимо, ни один комиксист того времени, изменениями в музыке (Моррисон, как ещё и музыкант, не может рассматривать эти два явления по отдельности) и даже эволюцией наркотических средств, использование в работе которых автор ничуть не отрицает. Смелые британцы, любящие еще и парочку крепких слов в текст вставить, ничего не попишешь.
Иногда, правда, читать становится очень тяжело, и тут роль играют два немаловажных фактора. Во-первых, комикс-индустрия для российского читателя, даже неплохо осведомленного, совсем не то же самое, что для британского или американского, которые провели за чтением рисованных историй куда больше нашего. Количество имен, событий, дрязг между издательствами и авторами к середине книги начинает смешиваться в одну огромную разноцветную кучу, из-под тяжести которой выползать помогают разве что вставки о личной жизни Моррисона. Но и они под конец перестают выручать; ведь, чем ближе к концу книги, тем больше проявляется вторая сторона автора — полная магии хаоса, Тибета и очень своеобразного отношения к жизни. О своей жизни, к слову, Моррисон рассказывает очень откровенно, и эта неподдельная честность не может не увлекать, но нужно быть морально готовым к тому, что повествование книги будет постепенно усложняться также, как происходило с самой историей комиксов. Вот бы Мединский удивился…
Но даже беря в расчет все эти нелегкие перипетии, поднятые темы и вопросы, «Супербоги» — это, в первую очередь, книга от влюбленного в комиксы мальчишки, который однажды наткнувшись на яркий выпуск, так и не смог перерасти (да и зачем?) свое увлечение. Книга начинается с того, как появляется Супермен и Моррисон с энтузиазмом описывает предназначение каждой черточки на обложке самого первого выпуска, а заканчивается предельно позитивным взглядом на будущее человечества, которое может научиться у супергероев их лучшим качествам. Он с заразительным интересом рассказывает о том, как идеально подошли на свои роли Кристиан Бейл и Роберт Дауни-мл., рассуждает на тему того, как взаимно влияют друг на друга искусство и реальная жизнь, и удивляет множеством занимательных фактов о том, например, откуда же все-таки взялись трусы поверх штанов и как мир супергероев оправился после выхода «Хранителей». Эта всеобъемлющая любовь к комиксам наполняет и тебя во время чтения, в очередной раз показывая, что мир современных богов в нелепых костюмах куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Редакция благодарит издательство «Азбука-Аттикус» за предоставленный для ознакомления экземпляр.