Росомаха – враг государства и ваш лучший друг

В комиксе «Росомаха. Враг государства» Марк Миллар делает то, что умеет лучше всего: создает мощный, крутой блокбастер, который может взорвать вам мозг.

Марк Миллар удивительный автор. Он хорошо понимает структуру и законы жанра супергероики, что неоднократно доказывал своими авторскими работами. «Мордобой», «Особо Опасен» выглядят как боевики, которые деструктируют жанр, следуя, впрочем, его клише. Но до своих, полностью авторских хитов, Марк успел поработать на студии. Впрочем, уже тогда его тяга к яркому действию была очевидна.

В «Росомахе. Враге государства» Миллар в расцвете сил и отлично проделывает свою работу: создает крутосваренный блокбастер, взрывающий мозг. В этой книге всё на своих местах, ничего нельзя выкинуть или пропустить. При этом чем дальше, тем круче. Ставки повышаются, а экшен становится зрелищнее и всё более захватывающим.

Завязка проста — клан ниндзя Рука захватывает Росомаху, подчиняет его волю для использования в своих злых целях. Но сама история по мере чтения обрастает новыми подробностями, набирает скорость, и как снежный ком мчится к концу, сбивая по дороге новых героев и повороты сюжета.

К тому же жестокость, свойственная Росомахе, присутствует в полной мере. Нет ничего, что сглаживало бы углы, но без злорадства. Сопутствующий урон и потери среди мирного населения в комиксе представлены чуть ли не повсеместно, хотя и не смакуются, оставаясь за кадром. Тем интереснее, потому что читатель может в очередной раз увидеть, насколько цинична организация «З.А.Щ.И.Т.А». Она жертвует пешками, чтобы выиграть партию, и делает это без какого-либо сожаления. Ведь цель оправдывает средства. А подобный, более реалистичный подход, редко увидишь в основной вселенной Марвел.

Конечно, сейчас этот комикс выглядит слегка архаично. Он вышел в 2003-м году, но вдохновляется боевиками 90-х. Как результат каждый аспект выкручен на максимум. Даже злодеи здесь предельно извращённые и отталкивающие. Им не хочется сопереживать, а их взгляды вряд ли могут найти в нормальном читателе отклик. Что, надо признать, редко бывает с Marvel, у которого злодеи всё чаще оказываются «антигероями», как например Магнето, который когда-то был террористом, а теперь его взгляды стали более лояльными.

То же и с действием. С каждым выпуском комикса его накал нарастает, становясь более пафосным и зрелищным. К тому же Миллар постоянно вводит новые элементы, что позволяет удивить читателя, думающего, куда уж можно круче? И у Марка каждый раз есть ответ: вот куда!

Конечно, Миллару помогает и то, что кроме самого Росомахи он использует множество других героев. В первую очередь, это Электра, которая появляется везде, где так или иначе замешана Рука, а с ней и ее частый партнёр по борьбе с ниндзя Сорвиголова. Ник Фьюри здесь показан как крутой стратег. Да и у Капитана Америки есть впечатляющая сцена. И, конечно, историю с участием мутантов невозможно вообразить без Людей Икс. И всеми этими персонажами Миллар жонглирует очень хорошо, находя каждому своё применение в истории.

У других авторов бывает, что персонажи задействованы для массовки, просто чтобы привлечь дополнительное внимание, но здесь этого нет. Миллар понимает характер каждого и раскрывает так, что у читателя не возникнет претензий к появлению его любимого героя в комиксе. Особенно интересно наблюдать за химией между Эммой Фрост и Китти Прайд, которая вполне могла бы появиться в подобных сценах в «Удивительных Людях Икс» Джоccа Уидона.

И всё это с визуалом от Джоны Ромиты-младшего. Конечно, его стиль своеобразный и вызывает неоднозначные чувства. Однако его выгодно украшают тушь и цвет, добавляя глубины рисункам. Как известно, Миллар и Ромита в последствии создадут мощный дуэт для «Мордобоя», но уже здесь видно, насколько сценарист хорошо понимает сильные стороны художника и использует их для улучшения истории.

После основной истории, вынесенной в название, в книге есть дополнительная — «Заключенный Номер Ноль». В ней рассказывается о Росомахе во времена Второй мировой войны, когда он попал в концлагерь Собибор. Хотя бессмертные особенности героя приводят к обесцениванию сюжета, сам по себе комикс любопытен хотя бы потому, что рассказывается от лица офицера Рейха, только что возглавившего концлагерь. Так Миллар показывает драматизм и чудовищность фашизма, одновременно раскрывая Росомаху как тонкого психологического стратега, а не только как живую мясорубку. Это помогает взглянуть на персонажа под другим углом, особенно на контрасте с основной историей книги.

Эта книга от «Комильфо», как сумасшедший боевик, собрала под своей твёрдой обложкой одну из лучших работ Марка Миллара в целом и о Росомахе в частности. Пройти мимо — значит проигнорировать современную классику Марвел.

Редакция благодарит издательство «Комильфо» за предоставленный для обзора комикс.