Обзор комикса «Она – монстр. Том 1. Пробуждение»

Феминизм, кровь, магия и красота – ассоциации после прочтения «Она – монстр». Что мы получили от «Jellyfish Jam»? «Охотников за привидениями, 2016» от мира комиксов или настоящий самородок? Помогаем принять решение о покупке!

На русском языке появился сказочный единорог среди комиксов – «Она – монстр. Том 1. Пробуждение». В 2018 году произведение завоевало лавры в пяти категориях премии Айснера: Марджори Лью получила «Лучшего автора» за сценарий, Сана Такеда стала «Лучшим художником» и «Лучшим художником обложки», обе девушки взяли награды за «Лучшую продолжающуюся серию» и за «Лучшую публикацию для подростков (13–17 лет)». К слову, с верстака отечественного издательства «Jellyfish Jam» комикс вышел с ограничением 18+. В группе издательства сообщается: «Буквально на прошлой неделе серия получила премию «Харви» как лучший комикс года, а до того дважды подряд признавалась лучшей графической историей по версии жюри премии «Хьюго».

Русское издание первого тома поступило в продажу в мягкой обложке. Посетители «Comic Con Russia» могли урвать для себя эксклюзивную обложку (мне посчастливилось завладеть такой). Но и ритейл-версия издания волшебна: Сана Такеда на все 100% заслужила премию за работу над обложкой. На последних страничках книги вы найдете вставку про авторов и карту мира — то, без чего было бы грехом читать любое фэнтези.

Период поздних 10-х годов XXI века уже приобрел характерный окрас по части взаимодействия общественности с индустрией развлечений. В СМИ, на экранах мониторов и телевизоров, на страницах художественных произведений и еще где угодно педалируются темы различных «измов». Сексизм, расизм, гомофобия — чуть ли не главные проблемы современности, о которых говорят на каждом углу. Вы можете оставаться в стороне, но игнорировать факт метаморфоза популярной культуры будет тяжело.

Думаю, сегодня многие, как и я, столкнулись с проблемой фильтрации хороших и плохих произведений. Авторы сознательно наполняют свои истории войной с гендерным дуализмом, предвзятостью относительно цвета кожи и прочими подобными аспектами, чтобы получить признание общественности. Само произведение от такого подхода может сильно пострадать по всем фронтам. В итоге, фильм получает Оскара, но на сеансе вам показывают 2 часа безвкусного, скучного видеоряда. Зато картина поднимает важные вопросы притеснения меньшинств — месседж стал в сто раз важнее своей формы. И когда я вижу, что комикс разбомбил Айснера, а под обложкой нас встречают в большинстве своем женские персонажи, мой «подозреватель» врубает сирену.

Во-первых, «Она – монстр» поражает рисунком. Сана Такеда вкусно комбинирует западные стандарты с японским стилем рисунка. Серо-синие и медно-черные тона создают уникальный стиль, которым хочется любоваться.

Во-вторых, любители добротного, глубокого фэнтези останутся довольны. Это самое фэнтези тут не классическое, а в грязно-индустриальном, медно-стимпанковом, викторианском сеттинге. Сюжет фокусируется на Майке Полуволчице, представительнице магической расы аркаников. В начале истории мы видим ее в плену у людей, с которыми конфликтует раса главной героини. Побег из тюрьмы начнет путешествие Майки в компании маленькой Лисички. На пути им встретятся харизматичные персонажи разных рас: как друзья, так и враги. Лью не стесняется выражений, а в паре с художницей она показывает сцены насилия во всей «красе».

Мысли во время прочтения

Безумно красивый комикс потребует от вас запредельного терпения. Мне тяжело говорить такое о произведении, на которое возлагал немалые надежды, но мне приходилось заставлять себя возвращаться к чтению изо дня в день. Локомотив имен, терминов, топонимов и фактов проносится с разворотов «Она – монстр».

После первых страниц голову посещают несколько мыслей. Во-первых, это тот случай, когда придется перечитать еще раз, чтобы вникнуть в суть и заметить маленькие детали. Во-вторых, слова автора не помогают, а напротив сгущают и без того плотный навар происходящего. На протяжении истории мы читаем мысли главной героини, которая становится для нас рассказчиком. И при повторном погружении, ее слова наполнятся особым смыслом, помогут раскрыть персонажа. Но это будет потом, а пока что сиди и отделяй понятное от непонятного с «вроде бы понятным».

«Она – монстр» не станет с вами сюсюкаться, но если наберетесь терпения, сюжет потихоньку начнет выстраиваться в нечто осмысленное. Безусловным подспорьем в такой ситуации окажутся «выдержки из лекций досточтимого профессора Там Тама» — кота с несколькими хвостами, который объясняет многие детали фэнтезийного мира. Такие выдержки напечатаны между главами, и здесь, пожалуй, нужно отвесить поклон Марджори Лью за умелый подход, снижающий концентрацию информации внутри повествования.

Мысли после прочтения

Думаю, комикс не имеет ничего общего с бездарными попытками современных авторов «выехать» на популярных нынче темах и обсуждениях. «Она – монстр» (в оригинале – «Monstress») — это массивное, продуманное и красивое фэнтези. Не поддавайтесь нынешним тенденциям и дайте комиксу шанс. «Актерский состав» пестрит женскими персонажами, но на это не выставлены пошлые акценты современного дискурса — все смотрится красиво и гармонично.

Другое дело, что произведение очень требовательно к читателю по части погружения. Отвлекся на секунду, забыл имя персонажа, не прочувствовал взаимоотношения — берешь и перечитываешь. С навигацией помогает карта в конце книги.

Буду ли я читать последующие тома? Когда-нибудь вернусь, чтобы посмотреть на развитие серии, но неизвестно, когда комикс получит место в очереди на прочтение.