Обзор комикса «Крепость Сентия»

Исторические комиксы — относительная редкость. Даже если они приправлены мистикой. Тем интереснее, когда появляются отечественные проекты, например, «Крепость Сентия». Но что-то пошло не так…

В нашей стране сейчас создание авторских комиксов переживает рассвет. Авторы выбирают разные пути — кто то пишет о альтернативной истории, кто то основывается на фольклоре. И хотя в России всегда есть спрос на истории посвященные Великой Отечественной Войне, этот период остается практически не затронутым современными авторами. Хотя это наиболее очевидный временной период. В то же время история Древнего Рима, наоборот не самый очевидный сеттинг. Из ближайших аналогов можно вспомнить только Астерикса и Обеликса. А внутренняя вселенная данного комикса даже позволяет их возможное существование в том же мире.

«Крепость Сентия» это тай-ин к глобальному событию «Bellum Deorum Secundum» (Вторая война богов), о чем сообщает оборот первого форзаца. И хотя комикс можно читать отдельно, его преследуют те же проблемы, что другие тай-ины: их самостоятельность обесценивается в отрыве от основной серии. Сам же комикс по духу напоминает «300» Френка Миллера. Только без пафоса и с минимумом экшена. Также как и в истории про спартанцев, здесь небольшое войско держит оборону. Подкрепление и правительство где-то далеко, а враг вот он, уже здесь. Но там, где американский автор выводил логичный, длинный сюжет из довольно камерной истории, российские ребята достают бога из машины. Хотя это производит нужный эффект, украшая комикс, который успевает утомить за 32-е страницы.

Тимофей Алёшкин проделал серьёзную работу при подготовке сценария. Во всяком случае, если приведенные в тексте документы подлинные. Если нет, то его талант сценариста становится даже выше, потому что в этом случае стилизация под древнеримскую речь впечатляет. Однако она же и мешает погрузиться в комикс. Неподготовленный читатель неизбежно будет о неё спотыкаться.

Комикс внутри себя делиться на части уже упомянутыми выше документами. Это сбивает с темпа чтения: на страницах комикса слов по минимуму, а события сжаты в несколько кадров. Начинаешь погружаться в действие, но тебя прерывают горой текста из документов, которые по сути объясняют происходящее на предыдущих страницах. И хотя документальные вставки оправданы, они мешают. К тому же, критической важностью наделён только один из них, на него и опирается главное событие комикса.

Александр Ерёмин («Хакер», Lynx) отвечал за визуальную часть и сделал это на высоком уровне. Его стиль, особенно что касается лиц, напоминает Джейсена Барроуза (Crossed, Providence). Однако на страницах отсутствуют типичные для медиума “звуки”. Почему-то работу леттера проигнорировали, что дает странный, куцый эффект.

К выбору формата комикса есть вопросы. В книге всего 32 страницы, но у неё увеличенный формат европейского BD, твердый переплет и соответствующая цена. Что делает её сомнительным товаром для приобретения, особенно на фоне более доступных по цене конкурентов. Если говорить о повествовании, то советовать «Крепость Сентию» незаинтересованному читателю, незнакомому с основной серией или не плененному историей Древним Римом, нельзя. Несмотря на интересное самое по себе событие в комиксе, сюжет слабо занимает и не способен увлечь. 

ИТОГО: Это сравнительно дорогой комикс для прямых продаж заинтересованным фанатам, что исключает привлечение интереса широкой публики.

Дисклеймер: книга любезно предоставлена редакции издательством «Комикс Паблишер».