Комиксы «Bloodborne»: Конец Сна и Жажда Исцеления

Комиксы по лицензии — это всегда немножко лотерея. Иногда среди них попадаются настоящие жемчужины, но большая часть из них едва-едва оправдывает своё стремление выжать ещё немного денег из фанатов. Получилось ли избежать этой судьбы первым двум томам комиксов по Bloodborne за авторством широко известного в узких кругах Алеша Кота? Попробуем разобраться.

Из всех игр современной FromSoftware, Bloodborne, безусловно, обладает самым запоминающимся и выразительным сеттингом. Ядрёное сочетание темного фэнтези, викторианской эстетики и лавкрафтианского ужаса побуждают возвращаться в Ярнам снова и снова. Только вот одна проблема — сама игра довольно короткая, и очень скоро делать в ней нечего. Конечно, можно начать Новую игру+. Или Новую игру++. Или Новую Игру+++ — идею вы поняли. Можно посмотреть Youtube-эссесистов или почитать фанатские фанфики. Сыграть в настольную игру. Ну или, благодаря стараниям издательства АСТ, можно почитать посвященные мрачному городу крови комиксы.

Bloodborne_Comics_pic10 (Geekster.ru)
What a thrill…

Русскому читателю Алеш Кот известен в первую очередь благодаря довольно своеобразному «Баки Барнс. Зимний Солдат». Он писал и Secret Avengers, и «Отряд Самоубийц», и целый ворох пока неизданных в России мини-серий для Image. В общем, идеальная кандидатура, когда нужен эксцентричный сценарист, при этом укладывающийся в бюджет. Художественную же сторону комикса доверили Петру Ковальски, который уже успел поработать над «Dark Souls: Legends of the Flame», а за его плечами комиксы по «Тёмной Башне», «Ведьмаку» и «Робокопу». В общем, вполне работоспособный дуэт, способный выдать качественную историю.

И, по большей мере, первый том, именующийся «Конец Сна» эту историю и даёт. Команда Кот/Ковальски начинают свою работу с довольно простенького, но динамичного сюжета про предшествовавшего главного героя игры Охотника и его, кхм, довольно необычную трактовка ключевой фразы всей игры — «Ищите бледную кровь, чтобы преодолеть охоту». Тут достаточно и узнаваемых персонажей, и запомнившихся внутриигровых локаций, и даже безымянный охотник тут выглядит в точности как в игре. Единственное, в чем можно всерьёз упрекнуть комикс — это в осторожности и неспособности добавить чего-то своего в картину игрового мира.

Поговорим про работу Петра Ковальски. Это, безусловно, талантливый художник, про которого, тем не менее, нельзя сказать, что всё даётся ему одинаково хорошо. Когда он рисует пейзажи, виды ночного Ярнама или какие-либо архитектурные изыски — это красиво и абсолютно в духе первоисточника. Когда он рисует персонажей, они выглядят немного неестественно, со слегка мертвым взглядом — опять же, вполне в духе первоисточника. Но когда он рисует боевые сцены… Скажем так — вы не прочувствуйте здесь динамики боевой системы Bloodborne. Не облегчает его задачу и экстравагантный арсенал ярнамских охотников. Попробуйте нарисовать замах Пилы-Топора так, чтобы это не выглядело глупо и неестественно. И всё же… И всё же экшн-сцены это не то, ради чего стоит читать этот комикс.

Возможно поэтому, во втором томе, именующемся «Жажда Исцеления», проблема боевой динамики была решена довольно радикальна — боевых сцен там почти нет. «Жажда Исцеления» — это сугубо разговорный, почти детективный комикс, разворачивающийся сильно до событий игры, во времена эпидемии в Старом Ярнаме. Нетипичный дуэт из монаха Церкви Исцеления и городского учёного пытаются докопаться до истоков распространения болезни и попутно найти лекарство. И, в принципе, это всё, что нужно знать об этом комиксе. Тут нет какой-то особой интриги, сюжет прямолинеен и предсказуем, персонажи плоские и незапоминающиеся. Если первый том давал надежду на что-то интересное в будущем, то том второй всерьёз заставляет задуматься о потраченном на него времени.

Тут нужно сделать одну важную ремарку насчет перевода. В целом оба тома переведены компетентно, в рамках общепринятой локализации игры (самой по себе не идеальной), но один момент в переводе «Жажды Исцеления» заставит поскрежетать зубами любого фаната игры. Заболевание «Ashen Blood», которое правильно перевести как «Пепельная Кровь», стало почему-то «кровью бледной». И это в сеттинге, где есть с десяток разных видов крови. В истории, посвященной эпидемии этой самой Пепельной крови. Досадная, досадная ошибка, которую можно объяснить сменой переводчика, но невозможно простить.

Если к переводу можно предъявить претензии, то у общего качества издания похожих неприятных сюрпризов не обнаруживается. За твердой обложкой скрывается сам комикс, набор вариативных обложек и немного набросков и выдержек из сценария. Конечно, можно придраться, что в «Жажде исцеления» почему-то сменился шрифт, которым набрана страница с издательской информацией, но кто вообще читает эту страницу?

На этом, по идее, обзор должен подойти к концу. Если бы не одно но. За рубежом издано уже 4 тома комиксов по Bloodborne, а в ноябре третий том выйдет и у нас. Поэтому, руководствуясь исключительно принципами добропорядочной журналистики (ну, и личным любопытством), автор этого текста ознакомился с двумя оставшимися томами на английском языке. И должен отметить, что на серии пока рано ставить окончательный крест.

Третий том, «Воронья Песнь», как могут догадаться фанаты франшизы, посвящен Эйлин Вороне — «Охотнице на Охотников» и одного из самых запоминающихся неигровых персонажей. Тут Алеш Кот, кажется, наконец нашёл свой ритм и выдал что-то по-настоящему интересное. Если первый том был экшн-ориентированным, а второй — диалоговым, то третий — это один большой внутренний монолог Эйлин, одержимой призраками прошлого. Тут нет диалогов. Совсем нет. Третий выпуск так вообще обходится без текста. Ковальски активно применяет здесь до этого незадействованный найнгрид. Никаких сражений, никаких интриг — просто слегка поехавшая Ворона бродит по зимнему Ярнаму.

Сложнее всего описать четвертый том, чьё название на русском предположительно будет «Вуаль, разорванная на части». Структурно, это повтор — ещё один внутренний монолог психически нездорового человека. Только на этот раз в роли главного героя выступает иностранец, тщетно пытающийся найти в Ярнаме ответы на терзающие его вопросы. И чем дальше город опускается в пучину безумия, тем дальше размывается восприятие реальности у героя. «Вуаль…» — это, наверное, самая «Котовская» работа во всей серии, интенсивный наркотический приход, приправленный эстетикой Bloodborne. Этот том явно понравится не каждому, но оценить его стоит опять же хотя бы ради работы Ковальски.

Всё-таки комиксы по Bloodborne нельзя назвать чем-то обязательным для покупки. При их чтении видно, что создатели не пытаются схалтурить и искренне стараются, но зачастую комикс словно лишен искры вдохновенного безумия, которым так притягателен первоисточник. Алеша Кота мотает из стороны в сторону — от фансервиса к собственным психоделичным размышлениям. Петр Ковальски выдаёт стабильно красивый рисунок, которому порой не хватает оригинальности. Получился типичный продукт категории «Если вы ярый фанат первоисточника…». Но даже ярым фанатам возможно имеет смысл быть избирательными в вопросе того, какие именно тома стоит покупать.

Автор — Кот Алеш
Иллюстратор — Ковальски Петр
Формат издания — 70×108/16
Возрастные ограничения — 18+
Издательство — АСТ
Год выпуска — 2019
Количество страниц — 112
Переводчики — Ионов Алексей (Конец Сна), Алтаев Вадим (Жажда Исцеления)
Размер, см — 16,2×26
Тип обложки — Твердый переплет