Каин. Алый Паук. Клон с силой, но без ответственности.

 Каин – злой клон Человека-паука, новая звезда серии “Алый Паук”. Он сильнее, злее, но старается быть добрым. Хочет быть героем, но избегает трудностей. Его способы решить проблемы сложно назвать этичными и их точно не одобрит Питер Паркер. О его приключениях расскажет автор Крис Йост в серии «Каин. Алый Паук», почти целиком собранной в одной книге издательством «Комильфо».

В далёком 1975-м году вышел первый сюжет «Сага о клонах», в ходе которого Питер Паркер встречал своего двойника, искусственно созданного, чтобы пошатнуть идентичность героя. Спустя 15 лет, во время второго сюжета, клонов Человека-паука стало намного больше, что ещё больше путало оригинального героя, а вместе с ним читателя. Однако в ходе этого события в паучьих сериях появился новый герой – Алый Паук, Бен Рейли (https://geekster.ru/recense/ben-rejli-alyj-pauk-horoshij-plohoj-klonirovannyj/). В девяностых он заменил Паркера в мире Marvel, освежив комиксы.
Дело в том, что к этому времени история Питера Паркера обросла сомнительными фактами, как снежный ком по мере продвижения. Из основных это договор с Веномом, который противоречил, по мнению многих читателей, характеру Паука, и союз с Мэри Джейн, которая была на тот момент беременна. Эти факты, вкупе с общим курсом на мрачность и эпичность, приводили читателя к чувству потери атмосферы оригинального Человека-паука. Всё-таки его полюбили за лёгкость, юмор и уличный формат сюжетов, а борьба за судьбы мира с инопланетянами была свойственна скорее Людям Икс.
Замена Паркера его старым клоном позволяла сценаристам вернуться к корням комикса, избежав деградации персонажа. Оригинал отходил на задний план, а его клон начинал геройствовать с былой удалью и такой же силой и ответственностью. Результат известен – издательство, гонясь за продажами, затянуло «Сагу о клонах», превратив её в один из самых безумных и глупых сюжетов о Пауке, и просто забило на изменения.

У Каина похожая биография в издательстве. Он появился в качестве злодея, позже раскаялся и вернулся антигероем. Но его происхождение позволило Крису Йосту писать такую серию про Паука, которую он хотел, – более жестокую и серьёзную. Местами мрачную. Такую, которую нельзя представить в рамках основной серии.
В двухтысячных в истории Человека-паука произошло важное событие под названием «Другой». В ней герой умирал и перерождался с новыми способностями, о которых в дальнейшем редакторы и сценаристы забыли. То, что для оригинала было слишком – шипы из рук, общение с пауками, — хорошо подошло его клону. Так, Каин с радостью использует эти способности, что добавляет его образу харизмы и оригинальности, а Йост может развивать свои идеи, раскрывая характер по-новому.
 
События этой серии происходят после «Паучьего острова» и вдали от остальной вселенной Marvel. Такой подход с чистого листа сработал для Венома под авторством Рика Ремендера. Это вдохновило в персонажа вторую жизнь, вернув интерес читателей. И Алому Пауку он тоже подходит.
Каин уезжает из Нью-Йорка и не собирается геройствовать, но не справляется с зовом вселенной. Очень быстро он обрастает второстепенными персонажами, которым постоянно угрожает опасность. Ну, а врагов у него и старых хватает. Тут и гильдия убийц, и клан Крэйвена, затаившие месть. В каждом номере происходит яркое, интересное сражение, со взрывами, суперспособностями и тому подобным. Тот самый уличный уровень геройства, который свойственен Человеку-пауку, однако Каин в сражениях более жесток и не ограничивается связыванием злодеем. То, что любят многие фанаты комиксов, которым наскучила «правильность» Паркера и хочется «жести», как у Карателя, но с любимым Человеком-пауком.
Однако при чтении всей серии, возникает проблема с персонажами. Каким-то характером обладает только главный герой, потому, когда к концу книги в заложниках оказываются все его друзья, читатель не может чувствовать напряжения. За прочитанные пятнадцать номеров не раскрылся ни один из второстепенных персонажей. И если напарнице Каина, Колибри, Йост уделяет внимание — всё-таки она его оригинальный персонаж и вокруг неё строится главный сюжет серии, — то остальные быстро забываются как сценаристом, так и читателем.

Зато при работе с характером Каина Йост старается. Метание персонажа от цинизма к альтруизму, от попыток остаться в стороне — к геройству, — это то лучшее, что есть в книге. Именно становление Алого Паука как героя, хоть и с приставкой анти-, делает серию оригинальной. Приятно, что сценарист не просто ставит персонажа в ситуацию, где тот должен сделать сложный выбор, а именно ведёт его по пути развития, показывая сомнения и логику, которой он следует. А момент борьбы с монстром внутри лучший сюжет книги.
Ощущения портит несколько скомканная концовка, в которой некоторые линии оборвались. Чувствуется, что авторы торопились закрыть серию под давлением издательства. Но хотя бы Йост успел реализовать свою версию классического сюжета «Охота Крэйвена», а также яркий кроссовер с Росомахой, ещё раз вернувшегося к Силе-икс.
В книгу не вошли номера 10 и 11, изданные в «Карнаж. Полное издание» (https://geekster.ru/recense/karnazh-polnoe-izdanie-krovavyj-attraktsion-vselennoj-marvel/). Они являются частью сюжета «Минимум резни» и выходили в кроссовере с агентом Веномом. Номер 12, в ходе которого Каин сражается с бандитами, переодетыми Санта-Клаусами, не попал в книгу по неизвестной причине. Он важен, потому, что в нём Каин испытывает катарсис и отказывается покидать город, о чём заявляет в конце 9-го выпуска. Однако без них серия читается хорошо и чувства потери не появляется.
В начале книги есть краткое введение, рассказывающее историю клонов Человека-паука. Оно скомканное и хаотичное, но достаточное для понимания контекста. Хотя для полноты картины не хватает упоминания новейших фактов, произошедших с Каином непосредственно перед книгой.

В дополнениях книги три страницы с альтернативными обложками, две с черно-белыми рисунками и четыре страницы с рекламой других изданий серий Паука. Не густо, но мы имеем то, что имеем, и большего нет.
В итоге, «Каин. Алый Паук» это хорошая серия с кучей драк, свойственной супергероике. Главная особенность с альтернативным, более жестоким Человеком-пауком используется по максимуму – раскрывая характер персонажа и развивая идеи забытых сюжетов. Это комикс скорее для фанатов, чем для стороннего читателя, однако читается бодро. Но и забывается так же быстро. Вы хорошо проведёте время, но вряд ли что-то останется после того, как закроете книгу.