Едва ли можно найти комикс, у которого история издания в России сложнее, чем у Парня из Пекла. Удивительный и атмосферный мир Майка Миньолы уже давно считается живой классикой мира комиксов, а потому нет ничего удивительного, что стремление печатать его на русском стало своеобразным наваждением у отечественных издателей.

История издания комикса в России такая же сложная, как и жизнь индустрии в целом. В далёком 2003 году издательский дом «Прайм-Еврознак» принимает решение взяться за свободный на тот момент рынок комиксов. «Хэллбой» стал не единственным подарком для читателей и мог бы стать наиболее интересным, если бы не одно досадное «но». Издательство выпустил первые два тома «Семя разрушения» и «Пробуждение дьявола» в обесцвеченном, чёрно-белом формате. Найти и оценить это издание сегодня практически невозможно, а «Прайм-Еврознак» давно отошёл от сегмента комиксов.

Вторую попытку спустя почти восемь лет предприняло издательство «Белый Единорог». Успев поработать с  распространением одиночных выпусков на примере комиксов по игре Mass Effect, издательство принимает решение напечатать увеличенную в размерах историю «Третье желание». Но лицензия недолго находилась в руках «Единорога»: права на персонажа шустро перехватило молодое издательство «42».

Рассудив, что предыдущее издание первых историй вышло достаточно давно, «42» вновь начали историю с «Семени разрушения». Комикс был издан в формате четырёх одиночных выпусков в краткие сроки. К сожалению, наполеоновским планам издателя не дано было реализоваться, поэтому до печати «Пробуждения дьявола» издательство в итоге так и не добралось.

На этом моменте наконец-то начинается какая-то стабильность: права на персонажа перешли к издательству XL-Media, которое уже успело заслужить признание покупателей. Дабы не ударить в грязь лицом и не томить ожиданием свежих историй, было решено издавать две параллельные серии. Первая была призвана сосредоточиться на самом Хэллбое, и к настоящему моменту уже вышло 8 книг в твердой обложке. Но вторая серия не менее интересна, ведь она рассказывает о самом Бюро, перебирая истории в совершенно разном порядке (вышло четыре книги, последняя — в 2018-м). Формата удачнее и не придумать, ведь в Миньолавёрс входит уже немало разных историй. К тому же, две серии позволили внести разнообразие в восприятие истории, которая полна интересных сюжетных поворотов и внимания к деталям. Почти каждое ружьё в итоге выстреливает и именно тогда, когда этого совсем не ждёшь.

Хеллбой. Книга первая. Семя разрушения.
БРПД. 1946

А ещё в 2019 году Cobalt, имприн издательства Zangavar, выпустил роскошный Corpus Monstrum Гэри Джанни. Это пять историй (четыре чёрно-белые и одна полностью цветная), которые выходили в своё время приложениями к «Хеллбою». Комикс по рисунку, жанру и собственно главному герою существенно отличается от ключевой серии, но это отличное дополнение для поклонников рогатого героя.

Так что же в Хэллбое такого, что его стремятся напечатать с куда большим желанием, чем многие известные серии? Чтобы перечислить все ингредиенты, из которых Майк уже не первый год создаёт свои шедевры, уйдёт немало времени и букв, поэтому перечислим лишь самые основные.

Первая причина в атмосфере. Созданию правильного настроения в комиксах подчинено всё, в том числе рисунок и раскадровка. При беглом просмотре комикса (лучше никогда так не делайте) может показаться, что рисунку не хватает деталей, но это не так. Персонажам серии нередко приходится проводить время среди развалин древних храмов и средневековых замков. Воображаемая камера часто останавливается на многочисленных барельефах и статуях ужасных, потрепанных временем, но по прежнему внушительных горгулий. По обилию элементов декора можно сделать вывод, что художник потратил немало времени на изучение материала, стилизация под средневековые гравюры выглядит очень правдоподобно. Разглядывая эти сложные узоры, читатель постепенно погружается в мрачную атмосферу происходящего, в этот дикий и холодный мир, который куда ближе к временам Влада Цепеша, чем к нашему настоящему. Чёрный здесь стал основным цветом, а небо бывает только тяжелого свинцового оттенка. Не верьте тем, кто утверждает, что комикс пугает. Монстры в таком мире уже не удивляют, а воспринимаются скорее как его неотъемлемая часть. По жанру «Хэллбой» куда ближе к мифам и легендам, а порой даже сказкам в их исконном кровожадном формате.

Вторая причина — персонажи. Их здесь очень много. Кто-то появится и погибнет на ближайшем задании, не пережив и одного выпуска, а чья-то история растянется на годы. В отличие от более популярных персонажей комиксов, которых крепко держат в узнаваемых рамках, герои Миньолы развиваются постоянно. Далеко не всех из них ждёт «долго и счастливо». Кто-то из героев погибнет, так и не исполнив своего предназначения, а кого-то ждёт кое-что похуже. В любом случае, наблюдать за тем, как герои меняются в свете новых событий, как некоторые из них ломаются и становятся монстрами, с которыми  прежде сами боролись, в то время как другие находят в себе силы сражаться — неповторимое чувство, подарить которое своим читателям стремится далеко не каждый автор.

Hellboy Миньола

Возможно, это покажется странным, но при всё многообразии проблем, которые угрожают миру Хэллбоя, на страницах неожиданно много юмора! Очарование главного героя во многом построено на его умении хорошо пошутить в любой ситуации. Авторы, которые работают над серией, умудряются вплетать в повествование шутки, которые не только не разрушают атмосферу, но скорее подчеркивают её, порой внося каплю абсурда или безумия.

Хочется подчеркнуть, что выбранный XL Media формат способствует погружению в мир комиксов Миньолы. Большая книга в твёрдом переплёте требует к себе соответствующего отношения, поэтому читатель вряд ли быстро пролистает комикс, не задерживаясь на вдумчивом прочтении. Более того, наверняка многие уже через год обложатся всеми вышедшими выпусками с целью поиска взаимосвязанных элементов, коими пестрит эта история. К счастью, у комикса очень большое и преданное сообщество фанатов, поэтому в последствии вам точно будет с кем обсудить ваши мысли и поспорить о возможном развитии тех или иных сюжетных линий.