Эволюция Дьявола Города Грехов – обзор трёхтомника Фрэнка Миллера и Клауса Янсона «Сорвиголова».

Заключительный том трилогии комикса «Сорвиголова» издателям пришлось реализовывать через краундфандинг. Решение оказалось более чем удачным: удалось собрать почти в 10 раз больше желаемых 300.000р. Впрочем, необходимость собирать деньги на издание может удивить. Хоть Сорвиголова не самый популярный персонаж, но первые тома продавались хорошо, у первого был и второй тираж. Учитывая звёздное имя автора и то, что третий том завершающий, сомнения «Комильфо» в финансовом успехе удивляют. Почему же издательство сомневалось в успехе издания заключительной книги?

В начале серии Фрэнк Миллер только рисовал комикс. Хотя сценаристам были назначены опытные авторы, серия не оправдала читательских ожиданий. Покупатели получили типичные истории в духе конца Серебряного века, причём в худшем исполнении. Банальные сюжеты с абсурдными злодеями на один номер чужды Сорвиголове, которого привычней видеть в мрачных историях.

Позже – в конце первого тома – Миллер заступает на должность сценариста, а история начинает расцветать. Из-за низких продаж он получил большую творческую свободу. Однако новый сценарист не волшебник, и серия изменилась не мгновенно. Предстояло встряхнуть и обновить серию, чтобы добиться повышения продаж и популярности. Рассмотрим решения Миллера подробнее.

Во-первых, Миллер изменил подход к работе со злодеями. Он отказался от концепции злодея номера и ввёл Кингпина в роли главного антагонист. Уже на этом шаге видно, что созданию новых персонажей Миллер предпочитает развитие уже имеющихся, перестраивая их в соответствии герою. Кингпин, выделяющийся на фоне остальных врагов Человека-Паука отсутствием привязки к фауне, в мрачном повествовании Миллера расцветает и становится ярчайшим злодеем Marvel. Сценарист углубляется в характер Кингпина. Он скорее сравнивает его с Сорвиголовой, а не противопоставляет. У персонажей неожиданно много общего.

Но единый антагонист не означает, что сражаться Сорвиголова будет только с ним. Второй том почти целиком посвящён Электре и Меченому – опасным подручным Кингпина. Сражаясь с героем, они толкают его к принятию решений, о последствиях которых ему предстоит пожалеть. Так герой меняется, а злодеи всё крепче вплетаются в его мифологию. При этом Миллер придаёт глубину, изучая мотивы преступников и поведение второстепенных персонажей. Так, Гладиатор показан сломленным, одиноким человеком, компенсирующим через преступное поведение свои страхи и слабости.

Во-вторых, серия стала более связной. Этому помогает внутренний диалог персонажей, вынесенный в облачка мыслей. Сейчас такие тексты выделяют в квадраты, но именно Миллер сделал приём популярным в своём «Тёмном Рыцаре». Хот его использование в «Сорвиголове» выглядит не отполированным и часто утомляет при чтении. К тому же Фрэнк не всегда им пользуется – в каких-то номерах он есть, в других нет. Есть места, где он используется особенно удачно. Например, в номере «Последняя Партия», в котором раскрывается взгляд Меченого на окружающий мир.

Печально, но успех серии не обошёлся без проблем. Герою предстоит утрата, тяжесть которой прочувствует даже искушённый читатель, знакомый с историей. Но эффект быстро сходит на нет из-за опасения издательства, что трагедия и потеря персонажа ударит по продажам. Увы, в комиксах никто никогда не умирает навечно. 

Кто-то из читателей наверняка может не добраться до покупки третьего тома. Истории из первой книги в момент выхода уже смотрелись несовременно. Но собрав все три тома можно проследить путь становления одного из наиболее важных авторов в индустрии. Особенно хорошо видно эволюцию на фоне комиксов сценаристов-предшественников. Они показывают, насколько прорывной и смелой была его работа. В итоге эти три книги – настоящее сокровище для любителя комиксов.

Миллеру удалось заложить прочный фундамент, на котором в будущем будут работать другие авторы: Брайан Бэндис, Эд Брубейкер, Кевин Смит. Их истории популярнее и ближе к современному массовому читателю, потому снискали популярность. Даже серия Кевина Смита «Дьявол Хранитель» издана на русском языке в трёх разных изданиях. Едва ли Смит смог создать такую историю без помощи Фрэнка Миллера.