Джейсон Аарон представляет: Росомаха, оружие которым он не боится воспользоваться.

Росомаха – одиночка, герой без имени, ронин, заряженное оружие, готовое к использованию в любую минуту, хотя и не хочет им быть. Он не привык обращаться за помощью, но сам готов прийти на выручку. Такой архетип встречается довольно часто в литературе, но не у многих получается его использовать правильно. Джейсон Аарон — лучший писатель за многие годы, который достался этому персонажу. И «Росомаха Джейсона Аарона. Омнибус» доказывает этот тезис своим наполнением.

Аарон один из немногих, кто верно понимает, в чём секрет популярности героя. Наряду с Крисом Клэрмонтом, который ввёл этого персонажа в «Невероятных Людях Икс», и Марком Милларом («Старик Логан»), он пишет Логана как персонажа из ниоткуда. В его видении, Росомаха – герой, который не боится запачкать руки, но отдаёт себе отчёт в том, что насилие и жестокость — это плохо. Логан не получает удовольствия от своих дел, но он вынужден их делать, потому что больше некому. Таков его долг.

Мы часто видим, как у других авторов Росомаха выступает живым роботом-убийцей. Повреждения, которые ему достаются, проходят без следа благодаря особенности регенерации. Конечно, мутантская сила Логана идеально подходит для того, чтобы показать серьёзность ситуации, для нагнетания атмосферы опасности. Но при этом, складывается впечатление, что Росомаха их не замечает.

Приятно, что Аарон понимает, что это не так. Он изучает исцеляющий фактор Логана, раскрывая читателю как он работает, попутно знакомя с той болью, которую испытывает персонаж. А она при получении повреждений только начинается и продолжается с восстановлением.

«Росомаха: враг государства» заканчивался историей о том, что Логан не только боец, но и умелый психолог, а его ум острее когтей. С подобного начинает и Аарон, однако, в отличие от Марка Миллара, он даёт краткий комментарий о тяжёлой судьбе протагониста. При этом Росомаха показан как справедливый, но чрезвычайно жестокий судья.

В этом омнибусе каждый сюжет Аарон использует для изучения характера Логана. Так, в «Поймать Мистик» он рассказывает об одиночестве Росомахи, раскрывая причины его глубокой связи с Людьми Икс. А в следующем сюжете обращается к теме, почему Логан избегал ответственности, и то, как неверные решения в прошлом достают его в настоящем. И если первая – это история в стиле современного вестерна, часть которой происходит в криминальной Америке начала двадцатого века, то вторая – история про азиатские боевые искусства. Но их объединяет твёрдое понимание писателем характера персонажа.

Сюжет под названием «Перст Судьбы» – история, выстроенная по законам жанра кунг-фу боевиков и написанная с любовью к старым фильмам типа «Индиана Джонс». И даже в таком легкомысленном жанре Аарон умудряется раскрыть, как Логан менялся с годами, а его умению драться всё ещё есть, куда расти.

«Росомаха Джейсона Аарона. Омнибус» сборник разных комиксов, как по жанрам, так и по формату. В него вошли и длинная серия, и короткие лимитки, и одиночные выпуски. Главная ценность этих работ помимо их качества в том, что они показывают почему Аарон получил возможность перезапустить титульную серию Росомахи, написать «Люди Икс. Раскол» и «Росомаха и Люди Икс».

То, что эти истории написаны в разное время и не связаны между собой прямо, позволяет прочувствовать свободу, с которой работал автор. Он обращается к наследию Гранта Моррисона, используя его для сюжета в стиле научной фантастики, что редко получается у других авторов. Из-за этого история сильно выделяется на фоне прочих вестернов и самурайских боевиков. А один из лучших сюжетов в этой книге отсылает к «Терминатору 2», и в нём больше таланта, чем во всех сиквелах франшизы вместе взятых.

Читать эти комиксы невероятно весело, потому что Аарон не стесняется жёсткости Росомахи, забрасывая его в разные сюрреалистичные сюжеты. Да, в большинстве своём в этих комиксах канадец просто бьёт и режет разные вещи. Но так и должно быть. Росомаха — это истории с насилием и жестокостью, за это их и любят. А главное, не надо обладать дополнительными знаниями о персонаже. Все истории написаны таким образом, что, обращаясь к прошлому, не задерживаются на нём слишком долго, делая чтение максимально комфортным для невовлечённого читателя.

Такой подход позволяет автору связывать свои сюжеты более широкими нитями. Так, следующая большая серия Аарона о Росомахе (не вошедшая в этот, но анонсированная отдельным омнибусом) логично приводит к решениям в событии «Раскол» и созданию собственной школы для детей-мутантов. А также можно увидеть связь между серий «Оружие Икс» из этого сборника и «Невероятный Отряд Икс» Рика Ремендера.

Росомаха очень противоречивый герой. Это видно на примере того, что, утверждая себя как одиночку, он состоит в полудюжине разных команд вселенной Marvel. Он убийца, но пытается исправиться, каясь в своих ошибках. Аарон раскрывает это, сравнивая Логана с другими персонажами на протяжении всех своих работ. Мистик корит Логана в том, что он боится принять свою природу, замечая, что у них больше общего, чем кажется. В сюжете «Оружие Икс» метафора сражения с самим собой более очевидная.

В двухсерийном сюжете «Мили в его мокасинах» Росомаха говорит Человеку-Пауку: «Ничто не загладит мои прошлые грехи. Но я должен попробовать. Даже если это убьёт меня». И это лучшее краткое определение характера героя, которое можно встретить в комиксах за последние тридцать лет.

Да, это не утончённое развитие персонажа в стиле Нила Геймана. Однако ловкое использование таких элементов Аароном, делает их вишенкой на торте ярких приключений и невероятного экшена. Они раскрывают сложность характера, не претендуя на излишнюю глубину. Автор даже умудряется объяснить увлечение коллег исцеляющими силами Росомахи, говоря о том, что тот сам стремится получать урон. Исцелить душевные раны через получения физических повреждений. Как это по-библейски.

С художественной точки зрения в этом сборнике придраться не к чему. В каждом сюжете свой художник, со своим стилем и индивидуальностью. Некоторые ярче, другие реалистичнее, но придраться не к чему. Это, всё-таки сборник разных работ одного писателя, и за визуальное искусство отвечали разные, не связанные между собой люди. Но каждый из них справился отлично, даже Говард Чайкин, который, увы, не всегда удачно выходит. Обложка авторства Финча выглядит круто, если не обращать внимания на правую руку Росомахи. Эти вены могут вызвать беспокойство, но только если вглядываться.

Книга по размерам такая же как прочие омнибусы издательства «Комильфо», у неё отсутствует суперобложка, но это не все различия с зарубежным изданием. Русский вариант стал чуточку выше, что приятно. Обложка Дэвида Финча выглядит крутой, если не обращать внимания на вены на правой руке Логана. В книге большая часть с альтернативными обложками, многие из которых выглядят привлекательнее.

Несмотря на различия, комиксы, собранные в этом омнибусе, заслуживают стать классикой. К тому, же это лучшие комиксы о Росомахе за несколько лет. Джейсон Аарон хорошо балансирует характер и экшн, не сталкивая героя с выдвигающимися из рук лезвиями в банальщину. Эта книга вполне может поддержать ваше внимание к следующей коллекции писателя, а, возможно, вернуть интерес, угасший за года безмолвия, к персонажу.  

Редакция благодарит издательство «Комильфо» за предоставленный для ознакомления комикс.