Бен Рейли: Алый паук. Хороший, плохой, клонированный.

Клоны известных персонажей вселенной «Марвел» часто так же популярны, как и их прототипы. Это легко объяснить: они берут лучшее от героев и привносят то, о чём размышляли читатели, в результате получается новый, но знакомый характер. Одним из самых известных клонов Человека-паука был и остаётся Бен Рейли, который отличался от Питера Паркера жестокостью к злодеям и циничным отношением к жизни. Новая книга издательства «Комильфо» включает в себя всю серию «Бен Рейли: Алый паук» под авторством Питера Дэвида.

О чём история

Серия берёт своё начало там, где заканчивается «Удивительный человек-паук заговор клонов», событие издательства «Марвел», изданное «Комильфо». Чтобы избежать спойлеров, начнём с вводных данных — Бен Рейли переезжает в Лас-Вегас. Он начинает новую жизнь, меняет костюм и супергеройское амплуа, однако возвращается к старому имени Алого Паука.

Персонаж интересен в первую очередь своей многолетней историей. Он появился в девяностых и долгое время заменял Питера Паркера в роли дружелюбного соседа, затем занялся сольной карьерой, а события «Заговора клонов» кардинально изменили его личность. Бен возвращается к супергеройству, подражает Человеку-пауку, но хотя в душе он хороший парень, в голове — скорее злодей. Такое противоречие приводит к кризису идентичности.

Алый Паук ищет свой путь, но как будто не может перестать думать о том, что он клон другого героя. Это приводит его в замешательство, так как методы, которые ближе характеру Бена, неприемлемы для Человека-паука. К тому же его преследует прошлое в лице Каина, ещё одного клона Питера Паркера, носящего имя Алого Паука. Они противостоят друг другу на протяжении всей серии. Интересно, что у них похожие методы, но разные мотивы. Так читатель может поразмышлять о сущности героизма, сравнивая этих персонажей.

Нужно отметить, что Каин более последователен, чем Рейли. Он придерживается выбранного пути, не сворачивая. Он знает, как поступать правильно, искренне интересуясь окружающим миром и желая помочь с решением проблем.

Бен же зациклен на себе. Он не смотрит вокруг, игнорирует чужие проблемы, если они его не касаются. При этом не превозносит себя над окружающими, как злодеи. Рейли уже не считает себя исключительным, но не готов жертвовать собой ради других.

Герои или антигерой

История начинается с глубокого кризиса главного героя. Он пытается принять себя, но не может. Одна из проблем характера Бена Рейли — его эгоизм. Он из каждого своего поступка старается получить прибыль. И не как Человек-паук радоваться тому, что смог кому-то помочь. А настоящую, материальную. Он даже вымогает деньги у спасённой девушки, несмотря на то, что та совсем не богата.

Алый Паук постоянно мечется в своём подходе к героизму. Он не готов отдаться геройству полностью, но хочет быть хорошим. Это важный вопрос для супергероя — как, не потратив ничего, дать что-то окружающим. Бен не может решиться сам, инфантильность мешает ему жертвовать собой благородно. В этот момент урок ему преподаёт вселенная. Отказавшись от своего эго, Рейли удаётся помочь маленькой девочке. Продолжая придерживаться пути героя, Алый Паук постоянно сворачивает в тёмные закоулки, поддаваясь своему эгоизму.

Бен сам заводит себя в ситуации, делая врагами тех, кто мог бы стать другом. Это касается и случайных людей, рассчитывающих на его помощь, и новых героев, встреченных по пути. К сожалению, итог предсказуем, и Рейли, меняясь на протяжении всех двадцати четырёх номеров, оказывается тем же человеком, каким был.

Алый Паук получается эдаким антигероем, что неминуемо приводит к сравнению с Дэдпулом — ещё одним персонажем, предпочитающим жестокие методы ради добра. Такой эффект происходит благодаря писательскому таланту Питера Дэвида, сценариста серии. Его стиль построения истории напоминает о ране Джо Келли про болтливого наёмника. Сначала такая атмосфера чувствуется поверхностно, но, когда Бен вооружается огнестрельным оружием, параллели с персонажами становятся слишком очевидными.

В этой серии автор пробивает четвертую стену, создавая метакомментарии. Так, читатели оригинала не приняли новый костюм героя, заставив создателей вернуть изначальный, придуманный еще в девяностых. И Питер вписывает это в комикс со свойственным ему чёрным юмором. А впоследствии так же критикует политики издательств комиксов устами третьестепенных персонажей.

Исполнение

К сожалению, Питеру Дэвиду не хватает таланта и умения развивать свои идеи. Первая половина комикса насыщена нововведениями и фишками, выделяющими персонажа, однако чем дальше, тем больше из них забываются. К концу складывается впечатление, что писатель растягивает сюжет, заполняя его ненужными событиями, и просто не знает, что делать с введёнными им же персонажами.

Не помогает повествованию и необходимость связи с остальной вселенной «Марвел». Так, например, переход к «Секретной Империи» (глобальное событие, на русском не издано) занимает одну страницу. Читатель просто оказывается в новых условиях вместе с персонажем, это сбивает с толку. Следующее событие «Проклятье» (в книгу вошли только тай-ины про Бена Рейли, само событие на русском не издавалось), хоть и имеет отношение к серии, выглядит филерным. Важный сюжетный момент показанный в этой части, в дальнейшем срабатывает слишком быстро. Из-за этого вся задумка получается вымученной.

Лейтмотивом серии остаётся борьба добра со злом в душе главного героя — и раскрыть заложенные мысли можно было короче, чем за двадцать пять выпусков. Хотя при этом история получилась личной и захватывающей. Бен в комиксе меняется, взрослеет и ищет своё место в мире.

Над этой книгой работали разные художники, хотя большую часть страниц нарисовал Уилл Слайни. Его работы хороши, герои получаются выразительными и яркими. Он хорошо прорисовывает задние планы, и действие в его рисунках выглядит впечатляюще. Марк Багли нарисовал первые четыре номера. Его рисунок грубоват, но создаёт мрачную атмосферу, подходящую повествованию. Остальные художники, заступают лишь на пару номеров, выглядят приятно, но особенно не выделяются.

Также связь с «Удивительным Человеком-пауком» придает серии и событию «Заговор Клонов» необходимое значение. Подобные нюансы украшают комиксы, создавая единый мир, и оживляют персонажа, создавая ему многолетнюю историю. Несмотря на недостатки, это интересный комикс с нестандартным персонажем и важными вопросами о природе супергероев. Для кого-то серия может показаться затянутой, но уверен, у Бена Рейли найдутся поклонники, которые захотят продолжить своё знакомство с Алым Пауком. Тем более что издательство «Комильфо» уже анонсировало книгу про ещё одного клона Человека-паука.

 

Редакция благодарит издательство «Комильфо» за предоставленный для ознакомления комикс.