L.A. Noire

Над Лос-Анджелесом висит аутентичный смог. Блестящие на солнце «Форды» рассекают улицы города со скоростью до сорока миль в час (выше – оштрафуют!). Улыбчивые господа в фетровых шляпах протирают тротуары...

Над Лос-Анджелесом висит аутентичный смог. Блестящие на солнце «Форды» рассекают улицы города со скоростью до сорока миль в час (выше – оштрафуют!). Улыбчивые господа в фетровых шляпах протирают тротуары длинными полами плащей стоимостью от тридцати до двухсот долларов. Каждый из этих ангелов – потенциальный интриган, убийца, поджигатель, да и бог знает, кто еще. Во всем городе найдется лишь единственный честный человек – полицейский и герой войны, Коул Фелпс. Который, впрочем, тоже не обошелся без трупов в платяном шкафу.

L.A.Noire – третий в мире видеоигровой нуар (а точнее, его современная производная, нео-нуар). До нее были только Max Payne и Hitman Contracts. Для особо придирчивых можно двинуться дальше по вектору и отнести сюда с большой натяжкой Post Mortem, Grim Fandango и Discworld Noir. Больше ничего удачного в жанре не было. Не густо.

Поначалу кажется, что здесь не хватает хмурого копа с шизофренической улыбкой и мертвой семьей. Лос-Анджелес встречает игрока солнцем и бодрым джазом из приемника.

Главный герой, Коул Фелпс, больше похож на работника пиар-компании, чем на героя детективной истории. В этом виноват актер, подаривший ему свое лицо, мимику и голос – Аарон Стэтон, звезда сериала Mad Men, как раз таки про работу рекламного агентства, а также обладатель приятного, совсем не хриплого и не низкого голоса (крик с трибуны: мы против такого героя в нуаре!).

Сыграл – в самом прямом смысле слова. Главная техническая особенность игры, жестоко изнасилованная на протяжении всего этапа пост-продакшена, заключается в реалистичном поведении всех мышц лица трехмерных болванчиков. Не знаю, как компании-разработчику Team Bondi это удалось, но в динамике персонажи удивительно похожи на живых людей. Иллюзию слегка портят крупные планы, на которых заметно, что вместо честного лип-синка губы закрывают анимированные высококачественные текстуры, отснятые вживую на камеру. Помимо этого в глаза бросается и рассинхронизация головы и тела, чьи движения, очевидно, записывались в разные дубли.

Перед поклонниками кино L.A.Noire предстает сборной солянкой из классики: в каждом кадре мгновенно угадывается первоисточник, заимствование или отсылка. Главных источников вдохновения при этом всего два, и Team Bondi не скрывала их названия.

Так, процесс поиска улик напоминает кадры из Chinatown, где герой Джека Николсона точно так же аккуратно разворачивал документы и осматривал мелкие личные предметы.

Внутренняя архитектура одного из полицейских участков до мелочей повторяет отделение из L.A. Confidential. А своим карьерным путем Фелпс напоминает одного из персонажей фильма.

Таская крошки со стола, разработчики облажались с драматургией. В итоге, любые аналогичные сцены в игре выглядят несравнимо слабее.

Там, где главный герой Chinatown Романа Полански едва не лишался носа, расследуя интриги экономических магнатов, Фелпс всегда выходит сухим из воды. А допрос в стиле «хороший коп, плохой коп» выглядит совсем не столь шокирующим, как в L.A. Confidential.

Теперь развлечение для самых внимательных: попробуйте опознать, какие актеры из этих двух фильмов снялись и для L.A.Noire.

Продумывая мотивы преступлений, разработчики вдохновлялись черно-белым нуаром сороковых: одно преступление было явно придумано с оглядкой на Sunset Boulevard Били Вайлдера (обратите также внимание на тело в бассейне одного из особняков), в другом чувствуется душок любовной интриги Double Indemnity, а в третьем разработчики незатейливо копируют The Big Sleep – наверное, один из самых важных «темных» детективов. Кое-где на дизайн последних сюжетных заданий повлияли He Walked By Night, Maltese Falcon и Kiss Me Deadly. Дело об убийце Черной Орхидеи вообще почти полностью базируется на романе и его экранизациях The Black Dahlia, и… ух, вы еще не устали?

Не стоит забывать и про списки имен, которые часто попадают в руки игрока. Мимоходом несколько раз в них проскальзывают персоны большого калибра, например, Хэмфри Богарт или Рэймонд Чандлер, хорошо известные любому поклоннику жанра.

По словам Сида Мейера, создателя стратегического сериала Civilization, любая хорошая игра представляет собой череду интересных выборов. L.A.Noire Сиду бы пришлась по вкусу.

Стоит ли верить каждому слову маленькой девочки, только что потерявшей мать? А ведь она лжет и недоговаривает, чертовка! Но только вы решите, что раскусили ее, обвините девочку во лжи, как окажется, что вот сейчас-то она вам доверилась и сказала правду.

Допросы – самая интересная часть игры, строящаяся в основном на той самой уникальной технологии лицевой анимации. На каждый ответ подозреваемого можно отреагировать одним из трех способов: поверить и посочувствовать, усомниться в его словах и поднажать или же обвинить в явной лжи, ткнув в лицо уликами. Правильный вариант всегда только один, и найти его может помочь только здравый смысл и мимика собеседника, его реакция на вопрос и эмоциональность ответа.

Когда впервые находишь хитро запрятанную улику без помощи подсказок, захлестывают волны эйфории. Полностью проведенный правильно допрос – экстаз. L.A.Noire тем больше цепляет игрока, чем больше он вживается в шкуру детектива и ведет свое дело, причем ведет профессионально. Единственно верного финала достичь удастся в любом случае, меняются лишь тропинки к нему. И несобранного ленивого игрока вместо сильных диалогов ожидает череда скучных и безликих экшен-сцен – самых неудачных элементов игры.

Эти вставки смотрелись бы гораздо уместней, не занимай они дольше тридцати секунд. Участвовать в погоне, вдавливая в клавиатуру одновременно две кнопки – развлечение далеко не для всех. Автомобили подвержены совершенно неземной и неньютоновской физике: на полной скорости без заноса разворачиваются на девяносто градусов и магическим образом становятся практически неуязвимыми, едва за баранкой оказывается главный герой.

Отвечающий за физику движок еще прошлого поколения Havok иногда просыпается, и в перестрелках преступников хоронят колонны (с нашей подачи из ружья, разумеется), а беглецы скидывают с крыш мусор. Большего применения в Team Bondi ему не нашли.

Наиболее лакомым экшен-элементом представляется паркур. Детективу далеко до древних ассассинов, но перелезть через забор или подтянуться на руках он вполне способен, а уж по трубам карабкается едва ли не с проворностью персидского принца. Балансировка на смертельной для героя высоте превращается же в настоящее испытание. Во многом благодаря неудачному управлению.

Я не знаю, насколько комфортно было играть на консоли, но в PC-версии Коул Фелпс – неповоротливое грузное чудовище, часто игнорирующее нажатие клавиш и следующее своим собственным маршрутам, проложенным подлыми разработчиками. Готовьтесь наворачивать круги вокруг улик – детектив требует точной наводки.

Помимо прочего, игроку попадаются и редкие паззлы, представляющие собой вариации на тему «расположить три детали в правильном порядке». Присутствует и сомнительный лабиринт, который давно уже пора запретить эксплуатировать в видеоиграх.

Первые две трети игры характеризуются чудовищной простотой. В опциях можно включить все возможные виды подсказок. Лишь по счастливой случайности отсутствует переключатель автопилота.

Отсутствует даже самый маленький намек на самостоятельность, под ногами стелется сюжетная тропа из трупов, в блокнот постоянно заносятся новые локации, а старые вычеркиваются – вдруг кому-нибудь ударит в голову вернуться на шаг назад!

Смятение. Это не та игра, ради которой мы все здесь собрались.

Разочарование проходит только в последней сюжетной арке. Расследование путается так, что приходится смирять гордость и спрашивать совета у напарника. Подозреваемых почти невозможно поймать на лжи одним лишь громким голосом, каждый допрос требует максимального количества улик.

Подозреваемые вообще весьма словоохотливы и обычно никуда не спешат, да и Фелпс тоже. Напарники заводят пластинку разговора каждый раз, когда мы меняем локацию. Болтают о деле, политике и экономике, цинично шутят на грани фола об избиении женщин и сгоревших людях.

По сравнению с коллегами за соседней дверью, Grand Theft Auto 4 и Red Dead Redemption, нуарный Лос-Анджелес – кладбище. Город не живее, чем в первом Driver, которому (только подумайте!) уже почти пятнадцать лет.

Подводит и графический движок, порой не успевающий подгрузить объекты. Машины и люди возникают прямо из воздуха, текстуры накладываются на объекты прямо на глазах. Все, что находится дальше, чем в паре сотен метров, без зазрения совести замыливается, размазывается и расплывается.
При этом игра умудряется еще и нагло подвисать даже на самых топовых системах.

Не все события жизни Фелпса освещаются игровым оператором. Где-то за кадром детектив женится, и на его пальце возникает обручальное кольцо, заводит детей и пускается в измены. Все это познается из случайных диалогов и намеков, медленно подводя к кульминации основного сюжета.
Под конец, почти под самый занавес, разработчики уводят Коула за экран, и представляют нового героя: молчаливого одиночку, чьи приключения начинаются с визита шикарной блондинки с немецким акцентом. В своем расследовании Джек Келсо проходит через побои, убегает от преследования, оставляет кровавый след за собой, держась за простреленную руку – в общем, настоящий нуарный герой. Браво, Team Bondi! Так почему нельзя было сделать такой всю игру?

А теперь забудьте обо всем, что написано выше. Как бы ни было стыдно признавать, но игровой мир уже давно не видел проекта, нацеленного в первую очередь на серьезную и взрослую аудиторию, способную оценить грамотные диалоги в духе Капоте. На данный момент L.A.Noire не имеет аналогов среди игр, а масштабы и трудность разработки ставят под сомнение появление и в будущем. Несмотря на все недостатки, это уникальный игровой опыт.
Плохая история, рассказанная хорошо подвешенным языком. Для тех, кто уже отвык от такого качества письма.

Рубрики
ВидеоигрыРецензии и мнения

Смотрите также:

Подробнее в Видеоигры, Рецензии и мнения
Реанифест. Часть 1.

Наконец-то! Наконец-то все любители японской анимации могут посмотреть аниме не на экране домашнего компьютера, а в полноценном кинотеатре, в замечательном...

Закрыть