КомМиссия выбирает направление

Мы расскажем о том, что было интересного на "КомМиссии 2016" в этот раз и как она прошла

16 – 22 мая в Москве  прошел фестиваль рисованных историй «КомМиссия». В пятнадцатый раз. Много это или мало для первого в России массового мероприятия, посвященного комиксам, каждый решит сам.  Например, главный организатор фестиваля Александр «Чедр» Кунин считает это совсем недетским возрастом. Своим мнением на этот счет, а также историей пути, который прошел фестиваль, и дальнейшими планами он поделился с нами в интервью.  А мы расскажем о том, что было интересного на мероприятии  в этот раз и как оно прошло.

Место

В этот раз основной площадкой фестиваля стала Российская государственная библиотека для молодежи. Кроме того отдельные мероприятия и экспозиции разместились еще в шести местах столицы.   Но даже с учетом этого РГБМ была очень маленькой и не совсем подходящей площадкой для такого мероприятия. Особенно после свободных залов ARTPLAY, где фестиваль проходил ранее (и это уж не вспоминая вполне себе вместительный Винзавод). Представьте себе: работы участников развешаны в небольшом подвальном коридоре, мероприятия  проходят в двух комнатах и одном конференц-зале, а фойе библиотеки отведено под «ярмарочное» пространство и столики для художников и звездных гостей.  Тесно, неудобно и… немного стыдно. Вбегаешь с дождя в РГБМ, а тут на самом входе у стеночки как бедные родственники сидят прославленный Аскольд Акишин и не менее прекрасный Рик Майерс.  От международного фестиваля ждешь другого уровня.

По обыкновению, отдельная экспозиция на фестивале посвящена зарубежному комиксу. На этот раз можно было увидеть рисованные истории балканского блока, представленные современными комиксами Сербии и Болгарии. В этом смысле, было интересно, как решают аналогичные задачи и проблемы близкие России народы.

А еще при обилии в программе практических и дискуссионных элементов логичным было бы ожидать онлайн-трансляции мероприятий. Если не в прямом эфире, то хотя бы в записи спустя несколько дней. Я уверен, многим бы хотелось ознакомиться с этими полезными вещами.

Коммиссия (Geekster.ru)
Секретное место с подцензурными болгарскими комиксами

По обыкновению, отдельная экспозиция на фестивале посвящена зарубежному комиксу. На этот раз можно было увидеть рисованные истории балканского блока, представленные современными комиксами Сербии и Болгарии. В этом смысле, было интересно, как решают аналогичные задачи и проблемы близкие России народы.

А еще при обилии в программе практических и дискуссионных элементов логичным было бы ожидать онлайн-трансляции мероприятий. Если не в прямом эфире, то хотя бы в записи спустя несколько дней. Я уверен, многим бы хотелось ознакомиться с этими полезными вещами.

Активности

Впрочем, это все отходит на второй план, когда начинаются лекции, мастер-классы и семинары. И тут «КомМиссии» было чем порадовать, как авторов комиксов, так и случайных посетителей, которые, например, пришли провести время с детьми. Для последних были организованны забавные мастер-классы, например, от издательств «Карьера-Пресс» и «КомпасГид». Последнее привезло Андрея и Наталью Снегирёвых, известных персонажем — кот Кешка. Показывали лучшие зарубежные короткометражные мультфильмы. Грегори Хинц  из Германии в «шпионском стиле» обучал детей наблюдению за людьми и их изображению в комиксах.  Как обычно, во все дни можно было потестировать планшеты Wacom, а также попробовать аэрограф  от Artlavka.ru.

Самыми полезными и насыщенными для тех, кто профессионально занимается комиксами (или стремиться к этому), стали заключительные дни фестиваля. Мероприятия шли один за другим нон-стопом и одновременно в разных помещениях. Приходилось выбирать, куда же успеть сходить: на презентацию курса комиксов МГУ Печати или консультацию на тему «Что такое современный авторский комикс и как его продать?» с директором «Бумкниги» Дмитрием Яковлевым; на мастер-класс по акриловым маркерам или презентацию нового выпуска «Пантеона» Филиппа Соседова. Попасть ли на встречу с американским художником Деннисом Калеро, где он рассказывал о работе с цветом в супер-геройских комиксах DC и Marvel, или же на мастер-класс по работе над сценариями от Санны Хукканен их Финляндии.  К последнему нужно, кстати, было подготовиться заранее: на встрече художница и педагог Санна разбирала раскадровки участников и помогала превратить их в настоящий комикс.

Коммиссия (Geekster.ru)
Коммиссия (Geekster.ru)

Вообще здорово, что на фестивале было сразу несколько мероприятий, посвященных сценариям и их разработке. Иногда создается впечатление, что многие забывают: комикс – это не только рисунок, но и история, которую нужно интересно рассказать. И для этого есть определенные техники и инструменты, с которыми можно было познакомиться  на двух Сценарных часах: с Владимиром МаксимушкинымБагряница», «DreadCore») и с  известным дуэтом Алекса Хатчетта и Богдана и их комиксом о комиксах «Script It!», прямо-таки учебник!  Кроме того, проект Creative Writing School рассказал о запуске летней мастерской графического романа, в которой будут учить изложению своих мыслей и историй в виде картинок. Тут, конечно, важно, кто будет обучать: Наталья Осипова и Елена Авинова имеют за плечами опыт создания нескольких графических романов по русской классике, хоть и не самых известных, откровенно говоря.

Было чем «поживиться» и художникам, конечно. Тот же Грегор Хайнц обучал созданию иллюстраций в смешанной технике из детских рисунков (тех самых, что ребятня создавала под его руководством парой часов раньше), гость фестиваля их Франции Ронан Тулоа («Блок 109», «Le roy des Ribauds» и др.) показал особенности диджитал-арта на планшете, Данила Городилов продемонстрировал гравюрную технику. А регулярная участница «КомМиссии» и победительница 2013 года Люминар Гало отпраздновала свой день рождения без отрыва от производства. На примере своих популярных стрипов «Дело в шляпе» она рассказала о символике как инструменте передачи идеи в комиксе.

Коммиссия (Geekster.ru)
Коммиссия (Geekster.ru)

 Отдельным событием стала Первая конференция исследователей комиксов «Изотекст» с международным участием. За два дня участники – студенты, аспиранты, преподаватели, ученые – успели обсудить с научной точки зрения массу вещей, так или иначе имеющих отношения к комиксам, включая мышей, разбойников в манге, рекламу, возрастные особенности читателей и комиксофобию в СССР. Шутки шутками, а, если вдуматься, то это, пожалуй, говорит о серьезном сдвиге в восприятии рисованных историй в России, признании их как отдельного вида искусства и попадании в поле зрения таких дисциплин, как философия, лингвистика и педагогика.

Это все просто перечисление событий и  активностей на фестивале, ведь самое главное – советы, техники и опыт – можно было получить, только приняв непосредственное участие во всех этих мастер-классах и семинарах.  Да, надеюсь, вы понимаете теперь, в чем фишка – «КомМиссия» делает серьезный крен в сторону профессионального мероприятия, где обучение и обмен опытом между теми, кто как раз делает и продает комиксы, будет основным. Да что там: большинство авторов, как российских, так и иностранных, были открыты и для обычного разговора вне официальной программы. То тут, то там можно было увидеть, как люди стоят и толкуют о своих последних работах, методах рисования, новых встречах, делятся профессиональными байками или показывают друг другу фотки на смартфонах.  Много ли у начинающего комиксиста возможностей просто так поболтать с мэтрами и что-то новое у них узнать? Отчасти это можно сравнить с DevGamm – конференцией разработчиков видеоигр, где представители индустрии обсуждают  разработку и смежные вопросы и в интенсивном режиме проводят мастер-классы, лекции и пост-мортемы. Отчасти —  потому что, во-первых, «КомМиссия» все еще сохраняет формы активностей, ориентированных и  на массовую публику, а, во-вторых, видеоигры как рынок и индустрия, в том числе, в России, уже признанный всеми факт, и бюджеты там совсем другие.  Комиксам в этом смысле еще есть, куда расти, но колеса крутятся, дело идет, что радует.

Коммиссия (Geekster.ru)

Хотя в том, что процесс признания комиксов в России еще далеко не повсеместный и развитие этой индустрии только идет, мы убедились на крайне интересной для нас дискуссии на тему «Российская комикс-журналистика: Кто виноват и что делать?» под модерацией Станислава Куприянова с Comicstrade.ru.  Все сошлись на том, что сегодня издания, рассчитанные на массового читателя (даже гиды по развлечениям), еще не готовы освещать комиксы на регулярной основе так же, как это происходит, например, с кино, и до сих пор сохраняется предубеждение к ним, как детской забаве.  Но редакторы с радостью берут материалы о комиксах, когда узнают, сколь много может стоять за как будто бы подростковыми историями о супергероях. Так, современные американские комиксы отражают социальные и политические тренды в США:  героями становятся мусульмане, представители ЛГБТ, происходит переосмысление роли женщин в комиксах и их внешнего вида (да-да, поменьше бронелифчиков).  А среди блоггеров-обзорщиков комиксов, в том числе на Youtube, интересных авторов пока не появилось, посчитали эксперты: к рассказу о графических романах многие блоггеры подходят так же технически как к обзору какого-нибудь смартфона. В общем, нам всем еще есть, куда расти!

Развлечения

Как говориться, «одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья».  Помимо полезных встреч и мастер-классов на «КомМиссии» были и чисто развлекательные мероприятия.  Например, на ЦТИ «Фабрика» армянский проект Jumbo Loop Comics привлек всех желающих к  рисованию 30-метрового комикса! Это веселое создание заняло аж пару дней. Анастасия Галашина провела эдакий комикс-спектакль-хеппенинг —  танцевала на сцене под музыку и видеоряд. Ну, необычно, да.

 

Коммиссия (Geekster.ru)
фото администрации фестиваля

Но больше всего корреспондентов Geeskter впечатлили вечерние мероприятия в арт-пространстве «Точка сборки». Приуроченные к акции «Ночь в музее» встречи и развлечения создали замечательную атмосферу after-party. Пока на сцене выступали группы Gagarin Brothers и Unfry!, в зале была организована Аллея авторов комиксов в «расслабленном» формате: прихватив бокал пенного напитка, можно было пообщаться с другими посетителями и авторами, получить от них скетч, вместе посмеяться над общими мемами, короче, потусить. Здесь же прошла Drink & Draw вечеринка, название которой говорит само за себя («Еще шампанского! И передайте синий маркер, пожалуйста»). Кажется, что художники, днем несколько зажатые официальной обстановкой и чрезмерным вниманием к себе, тут наконец по-настоящему расслабились и веселились. Немного омрачала происходящее теснота помещения: между столиками приходилось иногда протискиваться, чуть ли не снося их вместе с комиксистами. Но, пожалуй, такой формат встреч оказался определенно удачным, и «КомМиссии» стоит серьезно подумать о его развитии в дальнейшем.

Награждение

Ну, и о раздаче слонов. Одним из центральных элементов «КомМиссии» является конкурс рисованных историй, победители которого получают ценные призы. В этот раз на суд жюри и читателей было представлено около полутораста работ, что немного меньше прошлого года. Лучшим комиксом, по мнению жюри, стали «Огни», сказочный комикс в древнерусском сеттинге от Вельги. Лучшей мангой стали «Поганчики» от Smoxt, забавная история про маленьких существ и улиток. Лучшим стрипом заслуженно признали COLONIZATION Данилы Городилова, ретрофутурстические приключения в космосе. Тройка главных призеров получала по  планшету WACOM Intuos Comic. А выбором народа на сайте по итогам голосования стал комикс «Кстати, о мертвых» Натальи Криницыной – юмористический хоррор про дельцов-некромантов.  Также еще 9 проектов получили различные призы от оргкомитета и партнеров фестиваля. Хотя стоит отметить, что в прошлом году была отдельная «высшая лига» для уже состоявшихся авторов, где призом выступала поездка на две недели для стажировки в Ангулем.

Огни КОммиссия (Geekster.ru)
Лучший комикс: «Огни», Вельга
Поганчики Коммиссия (Geekster.ru)
Лучшая манга: Поганчики, Smoxt
Colonization Коммиссия (Geekster.ru)
Лучший стрип: Colonization, Данила Городилов
Кстати о мертвых Коммиссия (Geekster.ru)
Народная любовь: Кстати, о мертвых, Наталья Криницина

Кому-то может казаться странным, зачем иметь такой камерный фестиваль, когда есть монструозный Comic Con Russia со звездами первой величины. И до открытия было много комментариев в духе «уже не торт» и «что-то Коммиссия сдулась».  Определенные проблемы у фестиваля действительно есть: помещение, спонсоры, масштаб и оповещение в целом. Но давайте смотреть  правде в глаза: это единственный крупный фестиваль, посвященный исключительно комиксам и их авторам. Только здесь можно посетить семинары и мастер-классы и узнать вещи практического характера. Только здесь начинающий автор может не только перенять опыт старших коллег, но и представить во плоти свою работу публике и может быть даже найти издателя. И, как мы узнали, «КомМиссии» ищет новое направление развития для себя, вполне возможно, что оно верное, и дальше будет только интереснее. Мы на это очень надеемся!

Репортаж Александра Анохина и Павла Борченко
Рубрики
База ЗнанийРецензии и мненияСобытияСрочно в номер!
  • Поправьте: Александр «Чедр» КУНИН. А не Кудрин.

Смотрите также:

Подробнее в База Знаний, Рецензии и мнения, События, Срочно в номер!
alien bust (Geekster.ru)
Ломятся полки 02.06

Продолжаем делать обзоры мира коллекционных гик-вещей по мотивам фильмов, игр и комиксов.

Закрыть