warcraft (geekster.ru)

Варкрафт

Красивая сказка по мотивам известной игры. Но не более

Как-то даже неловко начинать с фраз, вроде «сколько же мы этого ждали» и «то, о чем так долго говорили большевики, свершилось». Да, прошло 10 лет с момента официального объявления Blizzard намерения снять фильм по своей дико популярной вселенной Warcraft. А фанаты ждали этого события, наверное, еще дольше.

Я помню, как играл в Warcraft: Orcs & Humans в середине 90-ых на сборном домашнем компьютере. Сейчас это может показаться странным, глядя на простенькую графику и немудреный геймплей, но тогда игра производила сильное впечатление. Все казалось реальным: мне, еще ребенку, грубые реплики орков при отдаче им команд казались выражением их недовольства лично мной – мол, не правильно командую, не вождь я им. В итоге я играл, сняв наушники, только чтобы не слышать их грозные рыки. А уже позже, глядя на внутриигровые ролики в Warcraft 3, очень хотелось увидеть это в виде полноценного фильма.

Warcraft (Geekster.ru)

Может показаться странным, что столь масштабный проект доверили режиссеру, за плечами которого всего лишь два научно-фантастических фильма. Тут надо понимать, что, даже несмотря на наличие громкого бренда, полной уверенности в успехе фильма  не было. Так отраслевое издание The Hollywood Reporter поместило «Варкрафт» в категорию риска среди всех летних блокбастеров. Да и примеров успешных экранизаций видеоигр не так много. Однако предыдущие работы  Данкана Джонса («Луна 2112», «Исходный код») были по-настоящему успешны, как среди зрителей, так и критиков. Кроме того он оказался заядлым геймером и большим поклонником оригинальной игры, так что с этой точки зрения выбор был правильным.

Известно, что изначально режиссером мог стать Сэм Рейми, а первоначальный сценарий представлял собой стандартную сказку о злых орках и добрых людях. Такой проект точно бы не выстрелил и разозлил бы поклонников игры. К счастью, именно с приходом Джонса подход был изменен в лучшую сторону.

Компьютерные игры Warcraft отличаются богатым лором и развитой космогонией с десятками персонажей, рас, событий и мест действия. В рамках фильма такое разнообразие было бы, конечно, чрезмерным, поэтому авторы сосредоточились только на орках и людях. Эльфы и дворфы представлены только эпизодически, а троллей, огров или гоблинов нет даже и в помине. С другой стороны, это  полностью соответствует сторонам и юнитам из оригинальной игры Warcraft: Orcs & Humans.

Собственно сюжет фильма и воспроизводит начало конфликта двух рас. Жаждущий абсолютной власти и практикующий некромантию шаман Гул`дан (Дэниел Ву) открывает портал с Дренора, погибающей планеты орков, в процветающий Азерот, родину людей и других народов. Невиданной ранее угрозе предстоит противостоять шаткому Альянсу, который возглавляет король Ллейн (Доминик Купер) с помощью героя войны Андуина Лотара (Трэвис Фиммел) и великого мага, Хранителя Медива (Бен Фостер). Но, как и в игре можно поучаствовать в столкновении за обе стороны, так и здесь нет четкого разделения на хороших и плохих: не все орки разделяют кровожадные порывы Гул`дана: Дуротан (Тоби Кеббел), вождь одного из кланов (и, кстати, отец Тралла, который станет предводителем Новой Орды), ищет мирные способы решения конфликта и отличается благородством. Своеобразным проводником между двумя народами становится Гарона (Пола Паттон), полукровка с идеально белыми зубами.

Warcraft (Geekster.ru)

В отдельные моменты фильм очень напоминает игру. В сцене, где Дуротан и Оргрим, стоя на утесе, осматривают лагерь орков, рука сама непроизвольно ищет мышку, чтобы кликнуть на казармы, заказать еще бугаев, выделить их зеленой рамкой и послать в бой.  Очень часто камера принимает ракурс  две трети сверху, столь милый любителю стратегий. А бегущие в бой серебряно-голубые отряды пехоты людей вызывают легкое чувство ностальгии.

Авторы раскидали  приветы для настоящих фанатов игры, например, мурлок под мостом, смешное заклинание полиморф, превращающее в овцу, таврена «Гордость льва», но таких «пасхалок» немного.

Между тем фильм невероятно красив и вызывает в памяти лучшие воспоминания об игровой атмосфере, даром, что все локации ненастоящие: монументальный Штормград, таинственная башня Каражан, дремучий, но яркий Элвиннский лес и суровый лагерь орков. При этом, как отмечают авторы, не все из этого сплошной CGI, многие декорации были построены в павильонах, например, весь Тронный зал и часть леса.

Warcraft (Geekster.ru)

В одном из интервью Данкан Джонс говорил, что в игре персонажи были представлены лишь широкими мазками, и он добавил им детализации в фильме. Но проблема в том, что это не удалось. Вряд ли можно считать раскрытием героев сцены, в которых они вдруг ни с того ни с сего пускаются в «душещипательные» рассказы о своем детстве и прошлом – в большинстве случаев это выглядит неуместно. Или, например, подразумевается, что между Андуином Лотаром и его сыном не самые теплые взаимоотношения, которые должны претерпеть  изменения в процессе фильма, но сделано это грубо и наспех, так что никаких эмоций у зрителя не вызывает. Не возникает чувства сопереживания, вот и все.

Персонажи, нарисованные на компьютере – а это все орки, — выглядят очень живо и красочно, на их клыкастых мордах замечательно считываются эмоции (что, наверное, заслуга технологии захвата мимики). Среди реальных актеров самыми убедительными оказались  Фиммел и Фостер:  их Лотар и Медив  действительно хорошо вписались в историю. Фиммел, у которого опыт съемки в популярном сериале «Викинги», в роли Андуина выглядит брутально, но не превращается в туповатого качка, за ним интересно наблюдать, а Хранитель Бена Фостера  балансирует между всемогуществом  крутого колдунства и внутренними демонами. Довольно любопытен Бен Шнетзер, сыгравший юного чародея Кадгара. Про других актеров, увы, много хорошего сказать не получится. Король и Королева вышли типичной сказочной царственной четой – чересчур стереотипные и иногда приторно добрые, а Пола Паттон в амплуа Гароны получилась  ходульной  — ее игре не хватает живости и широкого спектра эмоций. Просто яростно смотреть на всех недостаточно.

Warcraft (Geekster.ru)

Хочется, конечно, списать эти проблемы на отсутствие опыта у Джонса в работе с эпиком и множеством персонажей одновременно, ведь те же «Луна 2112» и «Исходный код» были камерными фильмами, сконцентрированными на  одном-двух персонажах и полностью их раскрывшими.  Возможно дело, в том числе, и в монтаже: при общем хронометраже в более чем 2 часа (ощущения затянутости, впрочем, нет) приходилось выбирать, что порезать. Если это так, жаль, что пострадали именно персонажи.

А еще фильм очень серьезен. Есть, конечно, несколько моментов для улыбки — и неплохих — но в целом тут все сурово, что здорово отличается от игры, полной взрывающихся овец, панд-пивоваров и шуточных фраз у каждого воина.

Когда, с началом показа, в кинозале гас свет, я думал о том, как же именно стоит воспринимать этот фильм, прилагать ли к нему мерило компьютерной игры или все же рассматривать, как полностью самостоятельное произведение, тем более, что многие из зрителей, я уверен, не знакомы с оригиналом. А во время просмотра я ловил себя иногда на каком-то чувстве смущения, как бывает, например, когда пытаешься пересказывать сюжет комикса для своих друзей, далеких от гик-увлечений, а на тебя смотрят с непониманием, мол «тебе сколько лет-то?».

«Варкрафт», безусловно, знаковый фильм, как для зрителей, так и для авторов. Для зрителей – потому что мы, правда, его давно ждали, хотя наши надежды оправдались не полностью. Для авторов   – это вопрос дальнейшего развития: стоило ли Blizzard рисковать с экранизацией, будут ли продолжения (фильм сделан с заделом на целую сагу), как сложится теперь карьера Данкана Джонса? Если вы поклонник игры – сходите и посмотрите фильм, приятные эмоции вам обеспечены, просто не ждите от него шедевра и прорыва в деле экранизации видеоигр. Если имена Гул`дан или Андуин Лотар для вас мало что значат, то вы увидите просто красивую и возможно натянутую сказку.  Впрочем, это совсем не обязательно, как бы ни жаль было, что фэнтези сейчас в кино очень мало.

Warcraft (Geekster.ru)

Кадры предоставлены Universal Pictures International 

Рубрики
КиноРецензии и мненияСрочно в номер!
Александр Анохин

Фото, музыка, комиксы, игры, ваха. Много думаю

Смотрите также:

Читайте ранее:
Стрип-комиксы на Red Port comics

Стоит ли говорить о том,что формат стрип- комикса достаточно разнообразен? Здесь вы найдете как маленькие трех-панельные истории из газет, так...

Закрыть