Почему нарисованные люди лучше?

Ненавидите ли вы Нолана, или считаете, что русские комиксы – это не комиксы вовсе, пишите нам, и об этом узнают не только двачеры. Анонимность и отборные, сочнейшие комментарии вам...

Ненавидите ли вы Нолана, или считаете, что русские комиксы – это не комиксы вовсе, пишите нам, и об этом узнают не только двачеры. Анонимность и отборные, сочнейшие комментарии вам гарантированы. Наша новая рубрика «ГИКА КРИК!», в которой может высказаться каждый, продолжает кричать. Свои крики присылайте на почту  geeksternetwork@gmail.com

 «Современное общество пропитано ненавистью  и ложью. Брат идёт против брата, а сёстры  в это время торгуют своим телом»

Приблизительно так выглядит вступительная часть любого постапокалиптического произведения, будь то книга, фильм, комикс, аниме или видеоигра. Вот-вот и то же самое можно будет сказать и про реальный мир. Но не будем о грустном, будем о самом грустном.

На вопрос, поставленный в заголовок, я хотел бы ответить с  двух, скажем так, позиций. Первая: нарисованный или написанный вариант любого персонажа лучше его «отснятого» варианта и это естественно. Вторая: в моём «воображаемом мире» я царь и бог, поэтому вторжение чужого воображения меня совершенно не устраивает.

 

Что вы знаете о людях?

anatom

Итак, вот у нас есть типичный герой: обычный парень, оказавшийся в необычных обстоятельствах, которые в итоге сделали его необычным парнем. Что ж, звучит правдоподобно. Добавим деталей: обычный японский школьник, на которого внезапно напали монстры, оказывается принцем тьмы.  Отлично, это у нас манга или аниме. Обычный американский школьник становится жертвой химической или радиационной утечки и получает суперсилы. Неплохо, это, скажем,  комикс.

Стало правдоподобнее? Нет! А должно было стать? Правильно, в таких деталях изначально никакой правдоподобности не было и нет, но многим такие истории нравятся. Добавьте драмы, любовную линию и что-нибудь из повествовательных «спецэффектов» между плоским юмором и расчленёнкой, и у вас выйдет вполне неплохой сюжетец.

Но, вы обратили внимание на то, как детали заставили вас сомневаться в том, стали бы вы это читать/смотреть, и понравилось бы вам такая история или нет. Больше деталей — больше сомнений.
О  чём-то таком говорил Скотт Макклауд в своей книге «Понимание Комикса»: большое количество деталей отключает ваше воображение и заставляет просто воспринимать поступающую информацию как должное. Но это противно самой природе искусства: губится как мифический  «смысл», так и его вполне практический поиск.
Да, можно поспорить на тему нужен ли какой-то «поиск» и «смысл» искусству, но подобные споры слишком далеки от сегодняшнего вопроса. Куда важнее спор о технической реализации, в первую очередь именно графике, поскольку весьма прямо в  заглавном вопросе прозвучала фраза «нарисованные люди».

Японщина или Американщина?

1295648606_2

Если глаза – это зеркало души, то у большинства героев манги просто целые зеркальные витражи. А эти странные капельки в правом углу головы, или крестики в левом? Ну совершенно не правдоподобно. Но зато весьма очевидно и не двусмысленно: неловкий момент и раздражение.

Маска на пол-лица, белые глаза и широкая улыбка полная зубов или схмуренный небритый подбородок. Это Бэтмен или Росомаха? Им грустно, весело или никак вообще?

Тут мы подходим к тому,  какие же всё-таки детали нужнее: передающие различные эмоции и настроение (японщина), или же создающие ощущение непоколебимости героя, делая его фактически до навязчивого постоянным (американщина). Видимо, это зависит от истории и того, что она должна вам принести.

Но теперь давайте посмотрим, скажем, голливудский фильм. Известные актёры в свойственных им амплуа (только не говорите мне о многогранности актёрской игры), специально подобранные костюмерами костюмы, обставленные декораторами интерьеры павильонов и всё такое.   Образ даже простого героя комикса с белыми глазами теперь состоит из просто немыслимого множества деталей, созданных не одним, не двумя и даже не тремя людьми, а целой съёмочной бригадой.

В сценарии сцена на улице в жаркое лето? А у нас снежная зима!

Комикс чёрно-белый, и автор ни разу не рисовал героя в костюме на цветной обложке?  Замечательно, у нас есть контакты с модельерами и кутюрье по всему миру!

У главного героя в плеере постоянно играет какая-то музыка? Замечательно, мы как раз продюссируем одну молодую певичку!

У актёра фобия относительно лошадей? Хорошо, будут компьютерные кони!

Фанаты считают режиссёра отрыжкой кинематографа? Это же фанаты, они всё равно посмотрят фильм!

Может, спросим у автора его мнение? Все права на использование персонажей и мира  у нас, он сам подписал контракт!

И вот ты смотришь фильм и узнаешь актёра, угадываешь, что сейчас он несмешно пошутит, через минут сорок всплакнёт, а в конце поцелуется с какой-то непонятно откуда взявшейся женской версии изначально мужского персонажа.

За тебя всё сделали и ты просто думаешь над тем, как это сделали. Понимание «для чего» приходит только после, если вообще приходит.  Спросите «как вам фильм?» у выходящих из кинозала людей, только малая часть скажет вам что-то о сюжете и своём понимании его. Задайте аналогичный вопрос человеку, читающему книгу, и он, даже  не дочитав её до конца, наговорит просто уйму чего. А всё потому что он не просто потреблял готовый продукт, а превращал авторский «полуфабрикат» в удобоваримую пищу для размышлений своим собственным воображением.

Разумеется, есть и вторая сторона медали – независимое кино, в котором уже нету известных актёров, а  режиссёры зачастую являются сценаристами, операторами,  монтажёрами. В общем   так или иначе, контролируют лично абсолютно весь процесс, воплощая образы из своего воображения максимально полно и точно.  Согласитесь,  разница между Голливудом и независимой Европой весьма ощутима.

Но даже в независимом кино мы имеем дело с чужим воображением, оно, как бы вытекая из кадра на экране, заставляет сразу же начинать думать своими «кричащими» сюжетами либо формами. Как-никак именно это в первую очередь выделяет такие фильмы из ряда других. В этом плане разницы между Европой, Америкой, Японией и другими странами нету. Для независимого кинематографа стран нету вообще. Есть только люди.

От чего зависят независимые люди?

x_89b169ec

Парадокс, но даже в  независимом кино, стремящемся выйти на прямой диалог со зрителем есть очень много зависимостей от самого жанра. Это и, как правило, ограниченный бюджет,  не всегда профессиональные актёры и участники съёмочной группы, а также слабая известность всего предприятия в широких кругах.  Разумеется, есть приятные исключения, но есть и обратная сторона медали – всем этим факторам можно подражать со вполне серьёзным видом. Это и трясущаяся камера, и специально сделанное абсолютно нелепое бутафорское окружение и предметы, и съёмки всего нескольких героев без массовки совершенно. В «большом» кинематографе это всё тоже есть. Один гений сказал, тысячи идиотов повторили.

Идея перестаёт быть независимой в тот момент, когда её начинают обсуждать – это естественно. Но что, если это не та идея? И при чём вообще тут люди, если фильм снят про спичечные коробки?

Хорошо, проведу аналогию: в мультсериале My Little Pony: Friendship is Magic пони учат друг друга магии дружбы.  Согласитесь, совершенно не правдоподобно! Но, если мы представим, что это не пони, а реальные люди, что это не магия – а способ решения проблем мирным путём, то всё сходится. То же самое и со спичечными коробками, да и вообще со всеми героями и персонажами любого художественного произведения.  Будь то динозавр, или гигантский человекоподобный  робот из космоса – мы всё равно так или иначе их ассоциируем с людьми, а зачастую даже лично с собой или кем-то из своего окружения. Это  и есть «нарисованные люди». Люди настолько не похожие на реальных людей, что они становятся похожими на тебя.

А что если началось вторжение инопланетян?

med_djian-lindbergh-copie-jpg

Понятное дело, что и люди из фильмов отличаются от людей в вашем воображении. Но суть кинематографа, как впрочем и театра, всегда заключалась в том, чтобы сделать образ героя настолько правдоподобным, чтобы Станиславский воскликнул «Верю!». Выходит, детали в кино важнее, чем в каком либо другом виде искусства. И это то, что в конце-концов  убивает нарисованных людей настоящими.

Но если вам не хватает настоящих людей – выйдите на улицу. Уверен, вторжение инопланетян ещё не началось, и на улице находятся настоящие люди, а не их биомеханические клоны. И у каждого из этих людей есть свои истории. Одна оху*кххх-кххх*тельнее другой. Но вы ведь не станете у каждого встречного их спрашивать: мало ли он картавит или  хочет поскорее домой, а может он пьян и зол.  В конце-концов, я мог ошибиться и вторжение инопланетян всё-таки уже началось, и тогда вас ничто не спасёт.

Но всё же, почему имея вокруг столько настоящих людей, мы тянемся  к «нарисованным»? Мы читаем книги, узнавая историю жизни Гарри Поттера от момента встречи его родителей и до того, как он вырастит своих детей. Мы знаем, что он ел, где спал, чего боялся и о чём мечтал.  Про скольких из своих друзей вы столько знаете? А что вы знаете про вон того парня на улице? Спросите, зачем вам про него что-то знать? Тогда я спрошу, зачем вам что-то знать про Гарри Поттера.

Кстати, говоря о Гарри Поттере, не могу не заметить важную книжную деталь, которую практически во всех фильмах и нескольких видеоиграх очень нагло избили.  Волосы Гарри Поттера и волосы Дэниэля Рэдклифа. Разница есть. И то, с какой силой  моё воображение не хочет мириться с навязываемой мне фильмом моделью, меня озадачивает. Казалось бы, причёска и причёска. Но нет! Читая книгу, я представлял себе парня с такими же непослушными, как и у меня волосами, которые торчат в разные стороны и не хотят укладываться даже в мокром состоянии, когда они коротко пострижены. Я был Гарри Поттеру братом, и тут бах! Красавчик Рэдклиф. С ним в детстве у меня ничего общего не было.

Уверен подобных примеров много и у вас, нужно только хорошенько вспомнить. Как понять, что это именно тот пример? Всё просто — вы должны представлять героя и видеть актёра его играющего отдельно.  С рисунком в мультфильмах, аниме и комиксах этот фокус не пройдёт просто потому, что художники заранее используя определённые приёмы отказались от фотореалистичности и рисовали героев так, чтобы за ними ещё можно было додумывать. В этом, кстати, и кроется одна из причин непонимания многими людьми комиксов. Зачем нужно что-то рисовать, если это можно полностью передать на письме? А вот зачем: чтобы всё остальное было проще додумывать, чтобы контакт с героем не терялся, чтобы ты был ближе к герою и к действиям происходящим в комиксе.

Вместо вывода

IMG_0382

Я люблю людей, настоящих и нарисованных, но нарисованные мне просто ближе к сердцу, потому что я гораздо сильнее вовлечён в процесс их создания. Их интереснее обсуждать, за ними интереснее наблюдать, им интереснее сопереживать и сочуствовать. Очень жалко только, что их нельзя потрогать.

 

Рубрики
ГИКА КРИК!Срочно в номер!
  • Алина Умарова

    Очень интересная статья, почти во всем мое мнение совпадает с мнением автора)

Смотрите также:

Читайте ранее:
Doctor Who The Eighth Doctor 1 (обложка с сайта Geekster.ru)
Комиксы этой недели — 4.11.2015

The Vision #1 King / Hernandez Walta / Bellaire Начну сразу с того, что как только появились превью комикса, то...

Закрыть