Есть такая привычка у корпорации ВВС – радовать людей. Осенью 2012 года было заявлено, что в будущем (хоть и не в ближайшем) радовать нас будет Тоби Хэйнес, известный как режиссер нескольких серий Доктора Кто и Рейхенбахского водопада. На его плечи возложена шестисерийная экранизация романа «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк.
События романа разворачиваются в альтернативной Англии во времена Наполеоновских войн. Для этого мира магия — дело обыденное, а волшебник – отличная профессия для джентльмена. Правда, «волшебники» эти в жизни своей и заклинания не произнесли, ведь магия после ухода Короля-ворона (ее открывателя) погасла и стала чисто теоретической дисциплиной. Практической магией только оборванцы на улицах промышляют, продавая пустые привороты и впадая в ложные экстазы. Да, да, Дух Реки Темзы – очередная подлая мистификация.
Но все течет и все меняется. Гильберт Норрелл и Джонатан Стрендж несут в мир практическую магию. А дальше – мертвые невесты и живые жены, безумие королей, военные действия, пророчество про безымянного раба и заблуждения «джентльмена с волосами, как пух чертополоха». А в конце – дождь отворит дверь Королю-ворону и взойдет он на каменный трон.
Роман легко смешивает фэнтези с альтернативной историей. При этом чёткая проработка и детализация интерьеров, а также реальные исторические личности порой позволяют забыть, что история эта всё же альтернативная, а не настоящая. Кларк пишет про высший свет, безумие, культурные стереотипы и между всем этим скользит хорошо прикрытая ирония.
Книга получилась английская-преанглийская и большая-пребольшая. Каждый читатель может найти что-то себе по душе – романтическую историю, готический роман, эльфов, ненавязчивую комедию, исторические отсылки и описания военных действий.
Сюзанна Кларк удалось создать потрясающий мир. Единый и одновременно навечно разделенный мир эльфов и людей. Он поэтичен и реален одновременно. В книге вы найдёте почти двести примечаний (в английском варианте — 185, в русском – 190, у поляков – 110) как маленькие статьи энциклопедии про выдающихся магов, анекдотичные случаи, прошлое и будущее героев романа.
С первых страниц история затягивает, хоть основные действия разворачиваются страниц через 100 и продолжаются со многими лирическими отступлениями. Искренняя заинтересованность очень помогает, подцепленный на крючок читатель прощает разрозненные сцены, гигантское количество персонажей, нераскрытые сюжетные линии и довольно большие эпизоды, которые абсолютно не двигают сюжет. Это не тот тип книги, который жжет сердца жарким и живым словом, а тот который нужно медленно и вдумчиво читать несколько дней.
Именно вдумчивость позволяет разглядеть иронию и альтернативность романа. Магия настолько хорошо вплетена в канву повествования, что не сразу понимаешь – это не наш мир. И тебе не хочется, чтобы наш мир был таким. Эти ощущение сложно уловить и объяснить, но одна из причин такого отторжения – люди.
Несмотря на то, что человек — это звучит гордо, все мы сотканы из противоречий, хороших и плохих мыслей, и не бывает ангелов во плоти без черта в омуте. Люди же, населяющие мир романа, в массе своей, не пример для подражания. Интриганы, обманщики, скряги, гордецы, недалекие вредители, мелочные душонки и убийцы. Герои с большим количеством «экранного времени» производят не такое гнетущее впечатление, но они прописаны недостаточно хорошо. Их пороки и поступки зачастую не имеют объяснения, и им сложно сопереживать.
Видимо, нехватка сложных характеров приводит к тому, что люди не борются. Да, солдаты воюют, но противиться магии, чужой злой воле никто особо не пытается. Переломить собственное «Я» ради другого человека, оторваться от себя и заметить, что с близкими не все хорошо, герои не могут. Или просто не хотят. И это главное разочарование.
Подводя итоги, надо сказать, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» – очень хорошая книга, рекомендовать которую чистое наслаждение. Несомненный талант и трудолюбие искупает погрешности этого дебюта.
P.S. Сейчас Сюзанна Кларк работает над следующим большим романом, действие которого происходит через несколько лет после окончания «Джонатана Стренджа», одним из главных персонажей обещают уже знакомого Джона Чилдермаса (действительно интересного и неплохого человека). Остается лишь ждать и надеяться, что этот роман не будет писаться 10 лет.