Впервые я увидел его более четырех лет назад. Безусловно яркий, необычный и, сразу видно, из Европы. Его отличали шарм, обаяние и опасность. В тот раз я совсем не обратил на него внимания. А зря. И да, этот город погряз во тьме…

Geekster уже писал в целом про серию «Блэксэда» в начале года и пришел к выводу, что это отличный повод старшему поколению познакомиться с индустрией комиксов. Теперь же у нас разговор предметный – в ноябре этого года силами издательства «Азбука» удалось реализовать мечту российских поклонников графического романа (или как говорят французы bande dessinee) и издать его на русском.

Омнибус содержит две несвязанные истории «Где-то среди теней» и «Полярная нация» – детективы в стиле нуар. Авторы с первых страниц погружают читателя в соответствующую атмосферу: циничный детектив в неизменном плаще и с отстраненными мыслями-комментариями, убийства прекрасных дам, бандиты в костюмах, вывески и бары большого города. Даже если вы не видели ни одного нуар-фильма, вы поймете этот мир. И даже примите тот факт, что персонажи в нем – антропоморфные животные, которые ведут самую обычную жизнь, прямо как мы. И лишь в деталях, которые умело вплетены в повествование,  проявляется некоторая звериная сущность: инстинктивное недоверие кошачьих к крысам, буквальное хладнокровие рептилий, особый запах ласки.

Хуан Диаз Каналес и Хуанхо Гуарнидо

Испанский графический роман на французском языке о США условных 50-х «Блэксэд» (Blacksad) впервые появился в России в 2011 году на фестивале комиксов «Коммиссия». Помимо стенда со страницами на мероприятии появились и авторы: Хуан Диас Каналес (сценарист) и Хуанхо Гуарнидо (художник) провели мастер-класс. Тогда впервые пошли разговоры об издании «Блэксэда» на русском.

«Блэксэд» не чурается серьезных тем – убийства, расовая неприязнь, постельные сцены, насилие – но никогда не переходит границу, каждый элемент здесь в меру. Причем, если «Где-то среди теней» –  это оммаж всему жанру нуар с кучей отсылок к известным фильмам и актерам, с характерными для жанра голливудскими красотками, «мексиканскими» барами, громилами на службе у нечистых философствующих дельцов и честными, но скованными полицейскими, то «Полярная нация»  –  остросоциальная драма о проблемах расовой и социальной сегрегации, предубеждениях, экономической депрессии и семейном насилии, которые скрываются под внешне гармоничной поверхностью общества, символ чего предстает умственно отсталый сын местного богача.

Что касается лихо закрученного сюжета, который обещает аннотация на обложке, то это не совсем так. По-настоящему глубокой интриги здесь нет, и человек, который видел и читал хотя бы несколько детективов, вряд ли удивится сюжетным поворотам. Однако это не является недостатком книги: как это ни странно, именно типичность историй и обнаружение в них мотивов классических сюжетов вызывает приятное чувство узнавания.


Оно тем более усиливается рисунком. Когда вы в первый раз пролистаете книгу, у вас наверняка возникнет ощущение чего-то близкого, как будто вы это уже где-то видели. «Блэксэда», который впервые был опубликован в 2000 г., легко принять за комикс 60-70-ых. И не мудрено: одним из источников вдохновения для художника послужили классические мультфильмы Диснея: это особенно заметно в изображении мимики персонажей и некоторых образах. Но ощущения, что перед тобой фурри-комикс не возникает (хотя формально это он). Персонажи крайне живые и притягательные: одно удовольствие наблюдать за их жестами и мимикой и угадывать, как бы выглядел тот или иной тип в человеческом обличье.

Графика в «Блэксэде» бесподобна,  очень профессиональна, реалистична и эмоциональна. Отдельные кадры настолько хороши, что могут выступать как самостоятельные картины. Не зря графический роман получил две премии Айснера и приз в номинации «произведение искусства» фестиваля комиксов в Ангулеме.

Рисунок удивительно насыщенный, полный, но не перегруженный деталями. Его хочется рассматривать подольше и обнаруживать каждый раз что-то новое, интересные художественные решения. Обратите, например, внимание, сколько раз и у кого именно из персонажей в обеих историях имеется такой, казалось бы, непременный для животных атрибут как хвост.  Или заметьте, что все полицейские тут – это, разумеется, собаки кроме пары исключений, среди которых хитрый лис. Несколько обескураживает изображение женщин в «Бдэксэде»: второстепенные и проходные персонажи женского пола выдержаны в общем стиле: уборщица-мышь, старая учительница-газель, секретарша-коза. А вот главные героини, les femmes fatales, радикально отличаются наименьшей «звериностью», большей человечностью и повышенной сексапильностью, чем изрядно выбиваются из общего ряда. С одной стороны, понятно желание художника показать особенную красоту этих дам. Да и читатели, не поняли бы, почему это, к примеру, все оборачиваются на жену медведя и свистят ей в след, если бы она выглядела, как… настоящая медведица. А так – все сразу понятно. С другой стороны, для меня такие образы несколько чужеродны. Полагаю, однако, это был продуманный компромисс со стороны авторов.

Отмечу мастерскую работу с цветом, который задает настроение.  Например, вторая история «Полярная нация» начинается с грязных цветов,  серого неба и унылого дождя, где единственными светлыми  пятнами являются представители далеко «не чистой» нацистской организации. Середина книги наравне с черными агрессивными цветами приносит первый снег, который, однако, совсем не выглядит свежим и невинным на фоне грязных кварталов заводского пригорода. И, наконец, через очищающие красные цвета огня и крови последней трети истории, нас ждем катарсис по-настоящему белого снега и чистого синего неба, когда все закончилось хорошо. Почти хорошо, ибо в нуаре не бывает «хэппи энда».

Русское издание у «Азбуки» вышло отличным. Книга в твердой обложке на 116 стр., включая комментарии и расшифровки отсылок, солидный размер (230х305 мм), хорошо подобранные шрифты. Не хватает только скетчей и раскадровок (тем более материала полно, например, из Blacksad: The Sketch Files).

«Азбука», всегда отличающаяся доскональным переводом всего произведения, включая надписи на заборах и звуки,  в этот раз пошла по иному пути. Переведены и соответствующим образом вписаны в визуальный ряд только сюжетообразующие надписи, а все остальное оставлено нетронутым.  Для кого-то это решением покажется спорным, однако и такой подход вполне возможен: визуальный дизайн Америки 50-ых, воссозданный в «Блэксэде», сам по себе является интереснейшим артефактом. Не факт, что по-русски он смотрелся бы так же.

Интересно решение с так называемым “манжетом” – дополнительной бумажной полуобложкой, которая представляет второй рассказ в омнибусе (так как  основная и наиболее известная обложка отдана истории “Где-то среди теней”, но очевидно прекрасный кадр из “Полярной ночи” издателю тоже не хотелось терять).


«Блэксэд» шикарное издание, обязательное к ознакомлению всем любителям комиксов и тем, кто их раньше сторонился. Это отличный подарок себе, друзьям или даже боссу на работе. И пусть вас не смущает заявленный в серии нуар – совсем не обязательно знать фильмы этого жанра (хотя это приятный бонус при чтении), чтобы полюбить детективные похождения обаятельного черного кота.

Читайте ранее:
Комиксы этой недели — 16.12. 2015

Представляем вашему вниманию нашу еженедельную рубрику. Здесь вы найдете мнения о новинках недели, а...

Закрыть