Блэксэд. Книга 2 – кошачий блюз

Отличительная черта всех комиксов «Блэксэд» - это чрезвычайно сочные, выразительные персонажи. И особенно справедливо в отношении второстепенных, а не главных героев.

Прежде чем складывать буквы в строчки, я включаю St. James’ Infirmary в исполнении Хью Лори (да, нравится мне его версия), и музыка несет меня на волнах печали, которую только дуэт саксофона и пианино может передать. Этот блюз кажется идеальным саундтреком для фильма «Блэксэд», если бы он случился (слухи о нем появились еще 10 лет назад, но воз и ныне там). К счастью или нет, но черный кот с белым носом отлично (и возможно именно поэтому) смотрится на бумаге.

Blacksad (арт с Geekster.ru)

Каждая история в сериях про детектива Блэксэда выдержана в своем жанре: классический голливудский нуар, остросоциальный роман или, вот как в «Красной душе», первом эпизоде второго тома, шпионский триллер. Блэксэд встречает своего бывшего университетского профессора-немца, похожего то ли на Эйнштейна, то ли на Фейнмана, и через него попадает в группу социалистически настроенных ученых, поэтов, художников и актеров, опекаемых молодым глупым миллионером. Одновременно в политике начинается «охота на ведьм», на профессора покушаются убийцы, и он сам как будто замешан в чем-то серьезном. А еще красавица-писательница… Кота втягивают в очередную авантюру.

Хотя «Красная душа» вышел в оригинале еще в 2005 г., любопытно, что его русский перевод появился сейчас, в год, когда на экраны вышло сразу несколько фильмов про период Маккартизма и Красную угрозу в США. С помощью «Трамбо» и «Да здравствует, Цезарь» страна осмысливает свою историю. Два испанца по-своему взглянули на этот эпизод: с одной стороны, типичная история раскаяния ученого, осознавшего, что преподнес на блюдечке людям еще одно средство самоуничтожения вместо процветания, а с другой, рассказ об обычных людях, попавших в переплет политических махинаций.

Blacksad (арт с Geekster.ru)

Первое, что может заметить внимательный читатель в эпизоде «Красная душа», это приглушенные цвета. Нет, тут есть, конечно, белый, зеленый, оранжевый и, разумеется, красный, но по сравнению с чистыми яркими цветами второго эпизода прошлого тома «Полярная нация» и с буйством красок следующей истории «Ад безмолвия», тут они как будто поблекшие. Не нужно думать, будто у художника закончились краски — Хуанхо Гуарнидо, как обычно, мастерски работает с цветом, приспосабливая его под свои нужды. Жанр политического, шпионского романа предполагает спокойные цвета и неконтрастные оттенки, в которых герои растворяются, сливаясь с общей мрачной атмосферой. Выдержанные формы и решения нуара сдерживают внутреннее напряжение и порождают смутную тревогу. Неумолимая логика исторического (и сюжетного) развития такова, что даже удачливый кот-детектив не может им сопротивляться – никто же не ждет хэппи энда?

Вторая история «Ад безмолвия» особенная во многих отношениях. Во-первых, четко называется место действия – это джазующий Новый Орлеан. Во-вторых, история ошеломляет яркими, практически кричащими, но всегда идеально подобранными цветами. После гнетущего прошлого эпизода, мы попадает в солнечный, цветущий мир, где все кричит о празднике, «музыке, романтике, радости и отчаянии», а настоящее торжество колористики случается на развороте с уличным фестивалем. Талант художника проявился и в работе со светотенью – взять, например, эпизод в кафе во дворике, где прорисованная контрастная тень от каждого листика создает прямо-таки ощущение фотографии. Если «Красная душа» — это нуар, то четвертый эпизод — его противоположность: солей.

И, в-третьих, «Ад безмолвия» — первая история без социально-политического контекста, но полная мистики. Как и в «Полярной нации» на первый план вышло чернокожее население Америки, но не их проблемы, а их таланты – джаз и блюз. Блэксэд оказывается в Новом Орлеане, где его нанимает известный продюсер, чтобы найти пропавшего популярного пианиста, настолько же одаренного, насколько и саморазрушительного в своей наркомании. Но по мере, казалось бы, рядового дела открываются новые факты, вплетается магия вуду, таинственный убийца в маске-черепе и тайны прошлого.

Blacksad (арт с Geekster.ru)

Надо сказать, что история получилась не самая простая для восприятия. Авторы перемешали происходящее в настоящем с флешбеками из ближайшего и далекого прошлого, параллельно развивается действие о нескольких персонажах сразу, а побочные эффекты то ли магии, то ли дурмана окончательно путают читателя так, что иной раз не сразу сообразишь, в какой временной арке ты сейчас оказался (и реальна ли она). Возможно, так и было задумано, и не то, чтобы это сильно мешало, но тем не менее.

Отличительная черта всех комиксов «Блэксэд» — это чрезвычайно сочные, выразительные персонажи. И особенно справедливо в отношении второстепенных, а не главных героев (что вообще характерно для жанра нуар). Можно бесконечно рассматривать и наслаждаться их позами и мимикой: герои Гуарнидо и Диаса Каналеса в своей человекоподобной экспрессии далеко переплюнули – и этого сравнения не избежать! – животных Диснея. А каков кастинг! Мудрый профессор – филин, бандит – крокодил, придурошный миллионер – дог, сам-себе-на-уме миллионер – черепаха, чахлый хитрый продюсер – козел, чернокожий пианист – бульдожик, и роковая красотка – разумеется, кошка.

Как и в первом томе, издательство «Азбука» оставило нетронутыми рисованные надписи: таблички, афиши, граффити, вывески и листовки (кроме сюжетообразующих). Дело, конечно, не в том, что локализаторы побоялись несправиться – примеры «Лечебницы Аркхэм» или серии «Песочного человека» показывают, что у них с этим все в порядке. Оригинальный рисованный текст, даже если вы его не понимаете, способствует большему погружению в атмосферу американских 50-ых. Тем более что «Блэксэд», несмотря на всю свою фурри-стилистику, старательно воспроизводит детали эпохи и претендует на реалистичность. Но только при чтении данного тома я вдруг заметил еще одну особенность такого решения с сохранением оригинальных надписей: вкупе с кинематографичностью комикса, его прямым цитированием известных и не очень фильмов это создает ощущение просмотра зарубежной кинокартины в дубляже известных российских (советских?) артистов.

Blacksad (арт с Geekster.ru)

Секция комментариев как всегда обширна, обнажая вторую глубину историй или просто сообщая любопытные факты. Хотя большинство из нас распознает общие отсылки и в целом считывает контекст, вряд ли многие знакомы со всеми реальными именами и событиями, стоящими за изображенными в книге персонажами и историями. Так что было интересно прояснить некоторые вещи (а еще там целая интрига с толкованием сцены видений). Но жаль, что нет никаких дополнительных материалов, скетчам мы были бы рады.

Пятый эпизод комикса «Амарилло» вышел на французском еще в 2013 году, а шестой – ожидается в этом. Так что, при выбранном «Азбукой» темпа по два эпизода за том, нового издания на русском нам ждать еще около года в лучшем случае. Самое время открыть для себя кого-нибудь из джазовых музыкантов. И обязательно прочитать и, что тут особенно важно, рассмотреть «Блэксэд. Книгу 2».

P.S. Помните, я обращал внимание, что во всем первом томе только один персонаж среди всех животных был наделен хвостом? «Ад безмолвия» особенный еще и тем, что тут таких хвостатых целый десяток. Найдете их сами?

Рубрики
КомиксыРецензии и мненияСрочно в номер!
Александр Анохин

Фото, музыка, комиксы, игры, ваха. Много думаю

Смотрите также:

Читайте ранее:
Джон Хиггинс о Razorjack, Jacked и многом другом

Художник, колорист и автор Джон Хиггинс оказался не против пообщаться с редакцией geekster.ru и довольно подробно рассказал о некоторых своих...

Закрыть