Эмоции, цвет и композиция в комиксе «Астериос Полип»

«Астериос Полипа» можно назвать самой новаторской работой Мазукелли. Он вышел за рамки привычного нам комикса, создав при этом некую свою форму повествования.

У Дэвида Мазукелли карьера в индустрии комиксов сложилась довольно интересным образом. Если в 70-е годы ХХ века большинство художников и авторов грезило попасть в штат к гигантам индустрии и упорно работали для этого, то Мазукелли уже к 20 годам рисовал в Marvel одного из самых бесстрашных персонажей — Дардевила (Man without fear, все-таки). Дэвид сотрудничал с такими легендами как Дэни О’Нил и Фрэнк Миллер.

Стиль рисунка в кейповых комиксах Мазукелли разительно отличается от того, что мы видим в «Астериос Полип». Изменения бросаются в глаза, если сравнить несколько его работ. На мой взгляд, подобную эволюцию рисунка можно назвать уникальной: художник убирает все лишнее из рисунка, довольно-таки условно изображает второй план, а персонажи все больше походят на схематичные наброски. Но самое интересное здесь то, что, упрощая рисунок, Дэвид придает ему значительную смысловую нагрузку, используя для этого композицию и цвет. Он также перестает следовать каким бы то ни было «правилам» раскадровки, порой и вовсе отказываясь от нее. Только сравните эти две страницы:

Batman Year One

Batman Year One

Asterios Polyp

Asterios Polyp (арт с Geekster.ru)

«Астериос Полипа» можно назвать самой новаторской работой Мазукелли. Он вышел за рамки привычного нам комикса, создав при этом некую свою форму повествования.   

СЮЖЕТ

История,  напоминающая «Скульптора» Скотта Макклауда, цепляет своей эмоциональностью и особенностями повествования.

Астериос — мужчина средних лет, архитектор по образованию и преподаватель, чьи проекты никогда не были воплощены в жизнь. Он строг, уверен в себе и практичен. Типичный представитель интеллигенции, а порой кроме как снобом его и не назовешь. Однако таким он был не всегда. После встречи с девушкой Ханной его жизнь меняется, в их отношениях царит идиллия до определенного момента…

История, казалось бы, очень проста, но одна из особенностей комикса —  это повествование от лица умершего брата-близнеца Игнацио. Именно с его слов читателя знакомят с персонажем и его жизнью. Устами Игнацио автор рассказывает о своих мыслях и идеях. Например, здесь автор размышляет об особенностях восприятия реальности каждым человеком, предполагая, что реальность это лишь продолжение нашего «Я».

Это умение Мазукелли вплетать в основной сюжет свои идеи отлично дополняет комикс. Автор мастерски поддерживает эмоциональное напряжение между героями и подчеркивает их индивидуальность с помощью необычного визуального ряда. Заметьте, что на большинстве страниц напрочь отсутствует фон. Он здесь попросту неважен. Персонажи, предметы, их форма и цвет — вот чему автор уделяет внимание. Всего остального как будто не существует.

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция в комиксе, пожалуй, требует отдельной детальной статьи. Если мы, к примеру, возьмем один из разворотов выпуска “золотого века” комиксов и сравним с одним из современных выпусков, то увидим поразительную разницу в расположении панелей на странице. Решения авторов следовать той или иной структуре влияют и на манеру чтения и, следовательно, на восприятие истории читателем. Композиция Мазукелли не следует практически никаким правилам, однако автору удается удержать внимание читателя вплоть до конца комикса.

Рисунок Мазукелли невероятно точно и исчерпывающе дополняет авторский текст и реплики героев, предоставляя нам полную информацию о персонажах и настроении комикса.  

Возьмем к примеру эту страницу.

Мазукелли показывает нам превосходство персонажа над окружающими, расположив его наверху импровизированной лестницы, в то время как посредственные (по мнению Астериоса) архитекторы сидят у подножья, при этом изображены они в виде одинаковых марионеток. Для пущей ясности картины Мазукелли изобразил лавровый венок над головой Полипа — символ триумфа. Более того, если приглядеться, то можно заметить, что композиция на этом рисунке выполнена в форме пирамиды, где Астериос — её вершина. Подобный прием часто используется в живописи. Например, «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» да Винчи или «Свобода, ведущая народ» Делакруа.

Композиция в любом комиксе напрямую влияет на то, дойдет ли читатель до конца истории или же бросит чтение в самом начале. Именно умелое расположение панелей, персонажей и других объектов на странице часто цепляет читателя и заставляет дочитать комикс до конца. Как говорилось выше, у Мазукелли свое представление о том, как рассказывать историю, и композиция в “Астериос Полип” лишнее тому подтверждение.   

Вот, например, момент, когда Астериос рассказывает Ханне о том, что у него был брат-близнец и своих страхах, связанных с потерей брата (которого он даже не знал). Весь рассказ умещается на трех страницах. Как можно заметить, четких правил раскадровки нет, однако читателя это никоим образом не смутит, а повествование не теряет темпа.

ЦВЕТ И ЭМОЦИИ

 На этой же странице автор играет с цветом. Все, что касается главного героя, изображено преимущественно в холодных цветах, что в очередной раз подчеркивает его строгость. А что, как не цвет, может с легкостью передавать эмоции и играть на чувствах читателя? (На самом деле многое, но это отдельный разговор).

Мазукелли не скупится на эмоциональные моменты в комиксе, и создается впечатление, что он использует для этого все доступные ему приемы, порой позволяет эмоциям выходить на первый план и вести за собой сюжет. Если говорить глобально, то Мазукелли вышел за границы общепринятого представления о комиксе. В «Астериос Полип» нет привычных «комиксных» страниц с последовательной раскадровкой, а персонажи часто изображаются чуть ли схематично. Однако, несмотря на такой огромный размах потенциальных тем для обсуждения этого произведения, мне хотелось бы сосредоточиться на том, как автор передает эмоции и играет с читателем.  

Пожалуй, основным медиумом для передачи чувств в комиксе служит именно цвет. Палитра достаточно скудна, хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить ее всю. Фактически Дэвид взял за основу базовую палитру цветов: красный, желтый и синий, порой смешивая их и получая таким образом фиолетовый, которого в комиксе в избытке.

Начать стоит с того, что у каждого из цветов есть как положительная, так и отрицательная коннотация. При этом важно помнить, что до сих пор не существует исследований, подтверждающих значения тех или иных цветов как таковых, без референции к контексту, в котором они использованы. То есть, значения цветовых решений мы формируем сами, соотнося тот или иной цвет с контекстом, в котором он представлен. Также на формирование нашего восприятия цвета немалую роль играет культура, в которой формировался человек, а также его собственные ассоциации.

В данном случае мы будем обсуждать палитру именно в связке с комиксом Мазукелли, иногда опираясь на некоторые устоявшиеся нормы.

Возьмем, к примеру, первую встречу Астериоса и Ханны. Каждый персонаж изображен своим цветом: Астериос — голубым, Ханна — красным. (Да, это дихотомия, и можно долго спорить о том, кто и когда решил делить цвета по признаку пола, но сейчас не об этом). И на одной из панелей можно заметить, как голубые схематичные линии и красные хаотичные штрихи переплетаются, и оба персонажа изображаются в одинаковой «смешанной» манере. Убери мы здесь цвет, и сцена лишилась бы своего эмоционального смысла, а автору пришлось бы прибегать к избыточному тексту, дабы объяснить читателю, как герои чувствовали себя в момент встречи.  

А вот, например, сцена ссоры, и процесс остывания эмоций героини после ссоры. Опять же, убрав цвет, автору стало бы сложнее донести до читателя нужные эмоции. Также обратите внимание на баблы, в которых написан текст. У Астериоса они прямоугольные, в то время как у других персонажей они принимают более привычную округлую форму. Даже такие мелочи сильно влияют на восприятие персонажа читателем. 

Ну, и самое интересное — это использование желтого в паре с фиолетовым. Желтый и фиолетовый считаются противоположными цветами и относятся к контрастирующим цветам. То есть при смешивании они дают серый, но, соседствуя, подчеркивают яркость друг друга. Прочитав комикс целиком вы, наверняка, заметите, что с помощью цвета автор еще и разграничил временные рамки сюжета. Так, период, когда Астериос живет в доме Стиффа и его семьи изображен в фиолетовых и желтых тонах. Когда речь идет только об Астериосе, мы можем наблюдать преимущественно голубые оттенки, а как только в повествовании появляется Ханна, то страницы наполняются оттенками красного. Такая систематичность в использовании тоже не случайна. Это подчеркивает, насколько главный герой склонен к определенной категоризации своего видения мира, и автор об этом открыто говорит.  

«Астериос Полип» — это уникальный, ни с чем не сравнимый опыт восприятия истории. Это комикс, выходящий за рамки привычного сторителлинга в рамках жанра. И до сих пор для меня эта история стоит особняком от всего, прочитанного на данный момент.

P.S А вот и пара американских символов на параде: футболисты с группой поддержки и уже встречавшаяся нам змея с надписью «don’t tread on me».

P.P.S И не могу не обратить внимание на надпись на машине, которую ремонтирует Астериос: «I still miss my ex but my aim is improving» (Я все еще скучаю по бывшей, но целюсь уже лучше). Подобные стикеры для автомобилей довольно популярны в Америке.

Рубрики
База ЗнанийМирыСрочно в номер!
Полина Воробьева

Немного социофоб
  • Jae

    То есть, на приведённой странице из Year One раскадровка традиционнее, чем на соседней из Полипа? Окей. Океееей. ОКЕЙ.

    • Полина Воробьева

      плохой пример в картинках, да) my bad 🙁

Смотрите также:

Читайте ранее:
cover-23-02 (geekster.ru)
На обложке 23.02

Мы представляем 10 лучших обложек комиксов за прошедшую неделю

Закрыть