Герметический гараж (geekster.ru)

«Герметический гараж» Мёбиуса: шедевр или мистификация

Повествование в «Герметическом гараже» похоже на поток сознания, поэтому не удивляйтесь, если на каком-то моменте поймаете себя на мысли, что не можете уследить за повествованием.

Жан “Мёбиус” Жиро — один из самых известных и, в то же время, загадочных авторов. На мой взгляд, для понимания авторских (и не только авторских) работ Мёбиуса нужно иметь хотя бы отдаленное представление о его жизни и о том, что это за личность.

Его карьера началась в далеком 1953 году, когда 15-летний юноша продал свою первую работу (сценарий) французскому художнику Марияку. Уже в возрасте 18 лет Жан Жиро опубликовал свои первые иллюстрации и выпустил комикс «Франк и Жереми». Его вклад в мировую комикс-индустрию невозможно переоценить. Одна из ключевых вех его карьеры и жизни — это появление псевдонима, вдохновленного листом Мёбиуса, открытием немецкого ученого Августа Фердинанда Мёбиуса. Существуют теории о том, что лист Мёбиуса — это своего рода символ бесконечности. И вот на этом моменте становится немного яснее, почему Жан Жиро выбрал такой псевдоним. В какой-то степени его произведения  под псевдонимом «Мёбиус» не имеют четкого начала и конца и завязаны на безграничности человеческого сознания. Попробуем убедиться в этом на примере «Герметического гаража» с любовью локализованного российским издательством Zangavar.

Герметический гараж (geekster.ru)

«Герметический гараж» начал выходить в 1976 году в качестве комикс-стрипов в французском журнале Métal Hurlant, одним из основателей которого был сам Жан Жиро. Через 3 года комикс был завершен, и все выпуски напечатали одним сборником. Стоит отметить, что оригинальная версия была черно-белой и вышла на французском языке, однако немного позже в Америке выпустили версию в цвете. Точно так же поступило и издательство Zangavar, напечатав сначала этим летом черно-белый вариант, а затем цветной.

Повествование в «Герметическом гараже» похоже на поток сознания (мир состоит из 3 уровней: подсознания, сознания и суперсознания), поэтому не удивляйтесь, если на каком-то моменте поймаете себя на мысли, что не можете уследить за повествованием. Жан Жиро в одном из интервью подтвердил, что большая часть сюжета была импровизацией, то есть с самого начала в графическом романе не было единой сюжетной линии.

Сам по себе Герметический гараж — это астероид, парящий в открытом космосе. Однако читая комикс, создается впечатление, что вселенная Гаража не имеет ни начала, ни конца. Первая половина повествования может и вовсе вызвать у читателя недоумение (по крайней мере у меня были именно такие чувства). Сюжет разбросан, повествование рваное, а персонажи, с которыми автор знакомит читателя, не знают ничего о происходящем. Даже главный герой майор Груберт, король вселенной Герметического гаража, окутан тайной. Прибавьте к этому Джерри Корнелиуса, который предстает перед читателем в абсолютно разных образах, что еще больше препятствует восприятию. И завершите коктейль множеством непонятных, выдуманных слов.

Однако во всей этой какофонии образов и событий каждый читатель сможет открыть что-то новое для себя. Мёбиус часто использует двойственность в повествовании: находится сразу несколько моментов, в которых снаружи — эмоциональная сцена, а внутри при этом царит спокойствие. Безусловно, «Герметический гараж» довольно сложен для восприятия, однако он предлагает читателю самому размышлять о том, что хотел сказать автор. И еще: эта книга “работает” на уровне подсознания.

Рисунок Жана Жиро действительно впечатляет. Он с легкостью передает масштаб событий, умеет работать со светом, используя штриховку (особенно хорошо это заметно в черно-белой версии графического романа). Переходы от черного к белому абсолютно невероятны, и его манеру рисунка, пожалуй, невозможно спутать ни с чьей другой. Можно долго спорить, какая версия «Герметического гаража» лучше: черно-белая или цветная. На мой взгляд, все эти споры будут бессмысленны. Каждая из книг уникальна и воспринимается по-разному. Однако в цветной версии грань между реальностью и вымыслом заметить гораздо проще. Примером может стать последняя страница, где майор Груберт покидает «реальность», выходя через девятую дверь, и оказывается в скучной черно-белой обстановке, которая уж больно сильно напоминает нашу обыденность. В противовес этому — инопланетяне и уходящие за горизонт пустыни, словно из каких-нибудь «Звездных войн» (которые вышли как раз в то время).

Собственно российское издание «Герметического гаража» от Zangavar — это само по себе событие. Для любителей ТТХ — 321 x 244 мм, 120 плотных мелованных страниц, твердый переплет с выборочным золотым тиснением. Такие вещи принято называть подарочными изданиями, и это действительно шикарный подарок для ценителя рисованных историй: формат позволяет вдоволь разглядывать страницы, полные занимательных деталей; шрифты, как будто рукописные (что может сбивать с толку), идеально вписываются в картинку; яркие и насыщенные цвета, а сама книга на полке выглядит отлично. Конечно, рекомендовать книгу всем подряд не получится и представляется, что цветная версия «Герметического гаража» больше подойдет читателям, до этого незнакомым с произведениями Мёбиуса, ч\б вариант их может и отпугнуть.

Помимо вступления от автора, никаких других дополнительных материалов в книге нет. Как уже я отметила выше, Гараж оставляет понимание на совести читателя, и здесь нет примечаний, которые бы объясняли все отсылки в произведении. А их немало, и остается полагаться только на свою эрудицию. Например, тот самый Джерри Корнелиус — это прямой намек на одноименного персонажа книг фантаста Майкла Муркока. А кое-где можно разглядеть персонажей Marvel и Disney. С другой стороны, от дополнительных скетчей или иллюстраций мы бы не отказались.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Редакция благодарит издательство Zangavar за предоставленный экземпляр книги.

Сохранить

Сохранить

Рубрики
КомиксыРецензии и мненияСрочно в номер!
Полина Воробьева

Немного социофоб

Смотрите также:

Читайте ранее:
beyond good and evil 2 (geekster.ru)
Beyond Good & Evil 2 опять

Компания Ubisoft официально подтвердила, что разработка Beyond Good & Evil 2 ведется, а Мишель Анси показал новые арты

Закрыть