Про Steam, Epic Store и кризис идентичности ПК-гейминга

Главная тема обсуждений последних дней в геймерском сообществе — неожиданный запуск игрового магазина Epic Store. Разработчики Fortnite настроены решительно, а в их маркетинговой риторике слышен прямой вызов гегемонии Steam. И пусть пока сам магазин не производит сногшибательного эффекта, само его появление может позитивно повлиять на ПК-гейминг и помочь ему вновь найти собственное лицо.

7 декабря прошла церемония The Game Awards 2018 — аналог Оскара для видеоигровой индустрии. Довольно неоднозначное мероприятие, тем не менее началось оно с очень мощного момента. С приветственной речью на сцену вышли исполнительные руководители трёх консольных платформ — Шон Лэйден из Sony, Фил Спенсер из Microsoft Xbox и Реджи Фис-Эме из Nintendo of America. Их совместная речь была призвана подчеркнуть всеобъемлемость игрового сообщества и прочие правильные и пафосные вещи. И за стеной интернет-шутеек и мемов, никто почему-то не заметил один момент — среди них нет никого, кто олицетворял ПК-Гейминг (нет, Спенсер, ты не считаешься).

Hades, новая игра от создателей Bastion и Transistor, будет эксклюзивом Epic Store весь период «Раннего Доступа». А ещё она стоит 899 рублей. >_<

ПК как игровая платформа всегда был немного странным. Всегда на острие технологий, способный предоставить наилучший игровой опыт, в плане формирования единого геймерского сообщества он постоянно отставал от своих собратьев-консолей. Можно сколько угодно ругать Xbox Live и PSN, но безальтернативность используемого в консолях софта так или иначе связывает игроков одной платформы в единую группу.

Так было до роста популярности Steam. ПК-игроки наконец-то получили игровую платформу «по-умолчанию». Вы покупаете ПК и если хотите поиграть в игры, то первым делом устанавливаете Steam. Вы мониторите вышедшие новинки через Steam. Вы играете в мультиплеер через Steam. Valve и их магазин стали доминирующей силой ПК-гейминга, стали его лицом. И так продолжалось какое-то время.

А потом начался период почивания на лаврах и в Valve начали делать ошибки. Стали избыточно опираться на алгоритмы, открыли свой магазин для откровенного шлака, перестали удовлетворять запросам разработчиков в плане работы с сообществом — при этом не отказываясь от своих нескромных 30% от продаж. Большие издатели один за одним стали уходить с платформы: EA сделали Origin, Ubisoft — uPlay, Activision потихоньку интегрируется в Battle.Net. Появились альтернативные игровые магазины — GoG, Humble Store, Amazon, Discord. Steam медленно но верно начал терять своё влияние, перестал олицетворять собой весь ПК-гейминг.

И вот ещё один булыжник в огород Valve: на том же The Game Awards разработчики Fortnite из Epic Games выступили с намерением курировать собственный игровой магазин. И не просто магазин — его центральной идеей чуть ли не напрямую заявляется «лучше чем Valve». Тщательная премодерация новых игр, более грамотный подход к управлению сообществом, меньший процент с продаж. Epic целенаправленно бьет по тем слабым местам Steam, на которые жалуются уже не первый год.

Еще один эксклюзив Epic Store — Ashen, приключенческая ролевая игра в духе «Соулсборнов». 1849 рублей.

Пока что Epic Store — это полупустая витрина, где можно поиграть в Fortnite и парочку временных эксклюзивов, да поглазеть на кучу плашек «скоро в магазине». Функционал скуден, цены кусаются — неудивительно, что вечно недовольное игровое сообщество восприняло запуск магазина Epic довольно, кхм, скептически.

При этом, можно понять, почему Epic вообще ввязались в эту авантюру. В руководстве Epic работают отнюдь не дураки и там понимают, что золотая жила под названием Fortnite рано или поздно иссякнет. Поэтому, пока игроки не сбежали от них при появлении следующего Большого Хита Твича, нужно привязать их к себе чем-то помощнее одной игры. Инфраструктурой, сервисами, каталогом. Отсюда и раздача бесплатных игр в течение всего 2019 года и агрессивная политика временных эксклюзивов.

И нужно признать, что за исключением может быть Amazon, у Epic действительно больше всего шансов устроить хорошую взбучку компании Гейба Ньюэлла. Как среди игроков, так и среди разработчиков накопилось порядочно обиженных и недовольных порядками Valve. И пусть ААА-издатели безвозвратно потеряны и для Steam, и для Epic — у них уже есть свои цифровые лавочки и они не готовы делится ни 30%, ни 12% с цифровых продаж. Небольшие издатели и маленькие но талантливые инди-студии могут предпочесть не перегруженный алгоритмами «домик дедушки Габена», а вручную курируемый Epic Store.

Первый год существования своего магазина, Epic планирует бесплатно раздавать по игре каждые две недели. Первая на очереди — Subnautica.

И все же, на стороне Valve есть один солидный козырь — сила привычки. За 10 лет я насобирал в библиотеку Steam более трех сотен игр. Из них я запустил дай боже половину, и, тем не менее, я не готов так просто попрощаться с этой свалкой цифрового барахла. И я не особо горю желанием еще сильнее увеличивать и без того неприличное количество различных игровых лаунчеров на своем ПК. И таких как я пользователей Steam довольно много. Чтобы переманить нас, Epic нужно будет придумать что-то покруче халявных игр.

Почти десять лет Steam выступает сосредоточением ПК-гейминга. Он собрал нас вместе, подарил нам радость региональных цен и распродаж. Но идут годы и все больше и больше Steam напоминает обрюзгшего деспота, излишне долго засидевшегося на своем троне. ПК-Геймерам пришло время снова сплотиться под единым знаменем — и в этот раз на знамени может оказаться не рычаг парового двигателя. И я не мог быть более взбудоражен потенциалом этой борьбы за доминирование — нас может ожидать что-то гораздо интереснее консольных войн Xbox и Playstation. ПК-Гейминг ждёт эпоха перемен.