«Дуэлянт» — скучные истории вымышленного Петербурга

Первые материалы «Дуэлянта» выглядели заманчиво. Немногословный и почти готичный трейлер, стильный затемнённый постер, впечатляющий по отечественным меркам бюджет – вроде бы немного, но достаточно, чтобы вселить надежду на хорошее русское кино.
Дуэлянт - улицы Петербурга (кадр с сайта Geekster.ru)

Первые материалы «Дуэлянта» выглядели заманчиво. Немногословный и почти готичный трейлер, стильный затемнённый постер, впечатляющий по отечественным меркам бюджет – вроде бы немного, но достаточно, чтобы вселить надежду на хорошее русское кино. Реалии отечественного кинематографа таковы, что уже этого хватает, для того чтобы стать одним из главных ожиданий года. Попробуем разобраться, удалось ли режиссёру проекта — Алексею Мизгирёву — выбиться в высшую лигу.

«Дуэлянт» (2016 г.)

Режиссёр: Алексей Мизгирёв.
В главных ролях: Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Мартин Вуттке, Павел Табаков.

Снимаемые в России исторические картины редко рискуют выбираться за рамки Великой Отечественной Войны, что удивительно не только ввиду богатства истории. Вспомнить хотя бы довольно успешные картины по книгам Акунина. Если бы «Дуэлянту» удалось выступить на уровне «Статского советника», действия которого разворачиваются не намного позднее, создатели картины проснулись бы авторами успешного коммерческого проекта, и это как минимум! Переключившись с дворцовых интриг и революционных настроений на дуэльный кодекс аристократии, лента к тому же претендовала на оригинальность. Вспомнить фильмы подобной тематики за последние даже двадцать лет непросто. Но как это часто бывает с надеждами и завышенными ожиданиями, зрителя ждёт разочарование.

Дуэлянт (кадр с сайта Geekster.ru)

Местом действия, разумеется, стал Петербург середины XIX века. Город сам по себе служит отличной декорацией для такого рода историй. Съёмочная группа на славу постаралась, добавив соответствующих атрибутов и вывесок улицам. Имеющихся мест вполне хватило бы для сцен фильма, но режиссеру явно стало тесновато даже при таком многообразии: время от времени в кадр попадают реалистичные, красивые, но совершенно недостоверные декорации. Вспомнить хотя бы монументальное строительство моста, более уместное в Лондоне или Нью-Йорке. Оно постоянно появляется в кадре, намекая, возможно, на место для финальной дуэли. При всём этом богатом многообразии, от которого фильм, несомненно, выигрывает, персонажи путешествуют между парой-тройкой тесных помещений, что ближе к концу даже начинает неприятно утомлять. Почему был выбран такой странный подход – вопрос, повисший в воздухе.

Да и сюжет разваливается с приближением финала.  В историю мести за поруганную честь дворянина вполне ожидаемо, но ужасно бездарно вплетена любовная линия. Суровые сцены на Алеутских островах добавляют в повествование мистические шаманские нотки, а прошлый опыт режиссера  Алексея Мизгирёва – многообразие совершенно неожиданных сцен, что никак не усиливает простоту восприятия. К тому же, история время от времени неожиданно скачет между разными событиями жизни персонажа. Даже финал подан зрителю не напрямую, а через короткий флешбек. Вместо подогревания интереса, мы получаем дешёвые и бесполезные трюки, которые никак не усиливают интерес к происходящему. И вместо широкой аудитории, фильм целится в небольшую группу энтузиастов, которая может не простить разбитых надежд.

Дуэлянт - морг (кадр с сайта Geekster.ru)

Но фильм всё-таки стоит поддержать рублём. Если закрыть глаза на явные огрехи сценария, которые не получается оправдать даже стилизацией под литературные произведения той эпохи, перед нами одна из самых красивых картин отечественного производства. Наполнив северную столицу несуществующими местами, переодев дворянство в стильные платья, сшитые явно с прицелом на моду XX века, а также разнообразив отдельные сцены неожиданными подходами, Алексею Мизгирёву удалось создать не просто красивую, а неповторимую по стилистике картину. На этот город хочется смотреть, по нему хочется гулять, в нём хочется жить. И обязательно стреляться с каждым, кто рискнул посягнуть на твою честь. Не важно, было это серьёзным оскорблением или непреднамеренной глупостью. Да, в картине немало странных решений и ошибок. Но она, тем не менее, идёт в правильном направлении.

Рубрики
КиноРецензии и мнения
Буянов Константин

Зануда и сноб, стремящийся не ограничивать себя рамками расхожих стереотипов и быстрых решений.

Смотрите также:

Подробнее в Кино, Рецензии и мнения
«Ермек Батыр»: будет и на нашей улице праздник

Книга, выпущенная в 2015 году казахстанским (как неожиданно) издательством SALBEN COMICS, – это уже не первый опыт издания истории. До...

Закрыть