Дискурсивные заметки: Southern Bastards #10

Новый разбор знаков, отсылок и символов в комиксе Southern Bastards

Мы уже писали о дискурсах, использованных в первом выпуске комикса Southern Bastards, однако, как вы можете догадаться, в комиксе кроется куда большее количество интересных отсылок, которые часто ускользают от глаз читателя.

Поэтому мы возвращаемся во вселенную “Южных ублюдков”!

На четвертой странице выпуска автор обращает наше внимание на плакат с надписью: ‘When you saw only one set of footprints, it was then when I carried you.’ Это строчки из христианской притчи, возможно, многим знакомые (они довольно часто используются в поп-культуре, комиксах и фильмах, когда речь идет о религии).

В русском варианте можно встретить такой  перевод: «Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках». Происхождение и авторство этого стиха оспаривается и по сей день. Можно найти как минимум 4 разных версии о том, кто же является  автором, самая ранняя из которых относится к 1880 году. Согласно этой версии строчки о следах принадлежат Чарльзу Гарден Сперджену, английскому проповеднику и пастору крупнейшей баптистской церкви. Сперджен был убежден в подлинности Священного писания. В одной из его проповедей «Обучение сынов Божьих» (Education of the Sons of God) есть отрывок схожий по смыслу с вышеупомянутыми строчками, однако прямой цитаты там нет.

Эти строки вдохновили многих музыкантов на написание песен. Так, например, в 1983 году, Кристи Лэйн выпустила кантри госпел под названием «Следы на песке» (Footprints in the Sand), которая стала очень популярной в то время и даже заняла 64 место в кантри-чарте Биллборд.

В десятом выпуске с самого начала  на фоне сюжета сосуществуют Бог и Дьявол. Так, например, на четвертой странице читатель может заметить религиозные символы, вроде креста с распятым Иисусом, а на следующей странице изображен Эсо без майки, а на груди у него татуировка с символом Дьявола. Чуть дальше в выпуске оба персонажа, ассоциирующиеся с Богом и Дьяволом, вступают в конфронтацию. Исход их общения вы можете узнать, прочитав выпуск целиком (спойлер алерт!).

Татуировка на груди Эсо — ни что иное как отсылка к Бафомету. Современная культура активно эксплуатирует образ Бафомета. Вспомните, сколько музыкальных альбомов вышло за последние несколько десятков лет с его изображением на обложке, во многих фильмах его образ использовался для обозначения потусторонних сил, да и в комиксах он тоже присутствует (The Wicked + The Divine первое, но не единственное, что приходит на ум). Однако, как часто бывает, Бафомет не всегда обладал исключительно негативной коннотацией.

Baphomet (The Wicked + The Divine)
Onslaught
Bathory
Slayer

Сам образ существа с головой козла и телом женщины появился лишь в XIX веке, и именно он впоследствии стал ассоциироваться с оккультизмом. За ныне популярное изображение Бафомета можно сказать спасибо французскому оккультисту Элифасу Леви. В двухтомнике «Догмы и Ритуалы Высшей Магии» (Dogme et Rituel de la Haute Magie) Леви изобразил Бафомета таким, каким мы знаем его сейчас. За отрицательной коннотацией образа Бафомета стоит долгая история. Первое упоминание имя «Бафомет» (согласно некоторым данным) было сделано в 1095 году. Имя было обнаружено в письме французского рыцаря, который говорил о том, что перед битвой противники рыцарей на Священной земле  взывали к некоему Бафомету. Также, если уйти совсем в дебри, то можно найти информацию о том, что «Бафомет» созвучно с «Мафомет» — именем, которое относится к Мохаммеду (проповеднику ислама).

Как много внимания в комиксах вы уделяете плакатам и вывескам, расположенным, как правило, на фоне и не привлекающим внимания? На самом деле именно подобные вывески зачастую задают контекст, в котором происходят события комикса. Так, например, в 10 выпуске Southern Bastards Эсо приезжает в банк под вывеской Compson Bank. Если вы знакомы с творчеством Уильяма Фолкнера, то припомните семейство Компсонов из его произведений. Роман Фолкнера «Шум и ярость» полностью посвящен жизни семьи Компсонов, а один из персонажей, Квентин Компсон, даже рассуждает в книге о проблемах Юга после окончания Гражданской войны. Полагаю, что выбор названия банка в комиксе вовсе не случаен, ведь семья Комсонов проживала в одном из Южных штатов — Миссисипи.   

Вернемся к религиозной составляющей выпуска. Выше я уже упомянула плакат в доме проповедника со словами: ‘When you saw only one set of footprints, it was then when I carried you’.  Немного позднее у него же на руке можно заметить браслет с аббревиатурой WWJD, которая расшифровывается как: ‘What would Jesus do?’.

 Southern Bastards

В 90-е годы в Америке стало популярно молодежное христианское движение (туда входили как католики, так и протестанты). Представители этого движение носили подобные браслеты на руках с этой аббревиатурой. Позднее появилась вторая версия браслетов с другой надписью. На ней был нанесен акроним FROG, который расшифровывается как Fully Rely On God (Полностью доверится Богу). Несмотря на то, что атрибутика с такими надписями стала популярна в 90-е годы XX века, история появления этих строчек датируется еще XIX веком. В штате Канзас в то время жил проповедник Чарльз Шелдон. Во время своих проповедей он часто рассказывал истории, заканчивая их словами What would Jesus do? Проповеди Шелдона стали необычайно популярны, и позднее он собрал и опубликовал их в печатном издании в 1900 г. Книга быстро разошлась большим тиражом, однако сам автор (в связи с какими-то трудностями с авторским правом) практически ничего с этого не получил. Спустя какое-то время шумиха вокруг книги утихла. Однако в 1989 году Джени Тинкленберг (молодежный лидер церкви в штате Мичиган) обнаружила книгу Шелдона и осталось под впечатлением от прочитанного. Джени хотела, чтобы дети, с которыми она работает в церкви, всегда задавались вопросом «А что бы сделал Иисус?» в той или иной ситуации, поэтому она решила напечатать эти строчки на одежде или чем-то похожем. Так как в то время были очень популярны браслеты дружбы (у нас они часто назывались «фенечками»), то она решила напечатать надпись именно на браслетах. И, естественно, слоган пришлось сократить до аббревиатуры, чтобы надпись полностью поместилась. Так и стали популярны подобные вещицы. По иронии судьбы Тинклберг также не получает никакой прибыли с продажи подобных аксессуаров.   

Следующий нюанс, который бросается в глаза при чтении комикса, — это маски некоторых персонажей. Когда Эсо приезжает на встречу с двумя неизвестными, чтобы забрать у них оружие, то обнаруживает, что эти ребята носят маски, напоминающие физиономии обезьян.

В культуре коренных американцев подобные маски имели особое значение. Их использовали во время обрядов инициации, в целях исцеления или же просто для развлечения. Зачастую эти маски изображали какое-либо животное. Как правило их изготовляли на северо-западе Америки. Мне кажется, авторы использовали такие маски для персонажей с целью подчеркнуть их статус «чужаков», что в общем-то им и удалось.

Еще один не менее интересный аспект, на который мне бы хотелось обратить внимание, это оружие, которое Эсо получил от незнакомцев. На  первый взгляд, тут нет ничего необычного: главный герой берет в руки АК-47. Казалось бы, советское оружие, при чем тут вообще южные штаты Америки? Каково же было мое удивление, что все оказывается куда более интересным. И дело здесь даже не в самом оружие, а в том, на какое произведение оно отсылает. В 1992 году в США вышла книга под заголовком «Оружие Юга» (The Guns of the South) за авторством Гарри Тертлдава. Содержание книги во многом сконцентрировано вокруг Конфедеративных штатов. Главный герой — путешественник во времени, который снабжает Северную Виргинию последними технологиями и в том числе автоматами АК-47. Такая интервенция в прошлое влияет на исход Гражданской войны, в результате чего в войне побеждают конфедераты. Не знаю, насколько авторы комикса действительно ссылались на эту книгу, но узнать о подобном произведении было любопытно.

 Southern Bastards ak 47

С десятым выпуском мы кажется разобрались, отсылок довольно много, и все они так или иначе связаны с историей и культурой Соединенных Штатов. В который раз я убеждаюсь в том, что многое состоит именно из мелочей.    

Southern Bastards (арт с Geekster.ru)
Кликни на баннер, чтобы прочитать про сам комикс Southern Bastards
Рубрики
База ЗнанийМирыСрочно в номер!
Полина Воробьева

Немного социофоб

Смотрите также:

Подробнее в База Знаний, Миры, Срочно в номер!
На что мы тратим свою жизнь 12.03 (geekster.ru)
На Что Мы Тратим Свою Жизнь 12.03

Прошла неделя, и мы спешим поделиться с вами своими впечатлениями и рекомендациями. Вместе с гостем!

Закрыть