#ЯЧитаюКомиксы — комикс-сообщество против министра Мединского

Любители комиксов едва ли лезут в политику, но политика сама приходит к нам. 4 сентября на открытии ММКВЯ министр культуры РФ В. Мединский сделал заявление:

«Комиксы – это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Комикс – это как жевательная резинка, как вам сказать, это не еда. Но взрослому человеку читать комиксы – это признаться, что «я дебил, я читаю комиксы». Ориентация комикса должна быть на ребенка, который только учится читать, до семи или восьми лет, но взрослому человеку читать комиксы, мне кажется это убожеством».

Цитата по Москва24

Ничего себе!
Мы попросили представителей комикс-индустрии России поделиться, во-первых, своим мнением об этом высказывании, а, во-вторых, о том, как комиксы и образование связаны или могут быть связаны.

Чернявский Иван (Geekster

Иван Чернявский,
совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

1. Мединский — человек, чья научная степень находится под большим вопросом и человек, который открыто объявил войну истории, как науке, когда затеял скандал с 28 панфиловцами. Поэтому я отношусь к нему негативно и с иронией, и ничего другого от него не ожидал. Повторю тезис, который уже сегодня озвучивал по этому вопросу — российская культура последних лет развивается не благодаря Мединскому, а вопреки ему. Так что тут какие-то широкие комментарии излишни, все давно всё понимают.

2. Зная о консервативных настроениях нашего общества, я бы не торопился внедрять комиксы в образовательную школьную программу, хотя как факультативное чтение они здорово могут структурировать материал и помогать его усвоить (особенно если снабжены разделом с источниками). Наглядность комиксов в качестве образовательного пособия доказана была еще Уиллом Айснером во время Второй Мировой, когда он рисовал инструкции по обслуживанию оружия и техники и сильно помог американской армии, чего тут изобретать велосипед и спорить заново.

Беата Коташевская,
издатель «Jellyfish Jam»

1. Давайте экстраполируем. Вот какого-нибудь условного министра природы в детстве ущипнул гусь. С тех пор лично этот министр природы ненавидит гусей и не против, чтобы охотники отстреляли их всех к чертовой матери. Даже охраняемые виды. Гуси — дебильные твари, только и знают, что «га-га-га», проку от них ноль, экология от их отсутствия не пострадает. Пусть живут на птицеферме и не выделываются.

А если серьёзно — можно, например, не любить авангард и держать за дебилов всех, кто ходит на выставки Кандинского и Малевича. Можно не понимать, чем важен для литературы Набоков, особенно когда знаешь из него только «Лолиту» по краткому пересказу. Можно считать Хельмута Ньютона старым извращенцем. А еще можно, не имея не малейшего представления о чем-то и не сделав даже попытки разобраться, просто навесить ярлык диванной экспертизы — и мимоходом показать, что ты-то не такой, ты выше быдла. Можно, на здоровье — только личное мнение стоит оставить за скобками, если в твоей компетенции оказалась некая сфера во всех своих проявлениях.

Неумение что-то понять — повод не для гордости, а для рефлексии. А небрежно отмахиваться от целого культурного медиума с огромной палитрой оттенков и поджанров — лучший способ продемонстрировать узость мышления.

Искусство развивается — и либо ты развиваешься с ним вместе, либо закрываешь глаза ладошками и, как в детстве, думаешь, что в остальном мире в этот момент наступает ночь.

2. Любой вид искусства одинаково успешно можно интегрировать в образование. Кино, картина, книга — такие же способы рассказать о чем-то, как и комикс. Грубо говоря, все это ФОРМА, а не СОДЕРЖАНИЕ. Кстати, раз картинки (даже если они не про мужиков в спандексных трусах) – для дебилов, то и художественные фильмы (последовательность картинок) на историческую тему – тоже? Особенно со спецэффектами, как в богомерзком Голливуде? Oh wait.

Дмитрий Яковлев,
директор «Бумкниги»

Дмитрий сообщил изданию Fontanka.ru, что это «самый распространенный стереотип в отношении комиксов. В этом году вышел комикс или графический роман, если так удобнее, Ольги Лаврентьевой «Сурвило». Он затрагивает тему репрессий и блокады и через судьбу одного человека показывает целое поколение людей. Права на книгу уже купило уважаемое французское литературное издательство Actes Sud. Сейчас ведутся переговоры с немецким издательством. Кроме того, в мае 2019 года в Берлинской галерее hermitage.berlin открылась выставка российских комиксов Drei Geschichten: Neue Comics aus Russland. В ней приняли участие художницы Ольга Лавреньева, Юлия Никитина и Варвара Помидор. А открывал выставку директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский».

Александр Кунин,
руководитель Центра рисованных историй РГБМ, директор фестиваля «КомМиссия»

1. Мединский — министр культуры РФ. Его личное мнение — это его личное дело. Но когда он озвучивает свои соображения публично — это уже политика, обозначение позиции власти, сигнал подчиненным. А его подчиненные это и библиотекари, и педагоги, и клубные работники, и деятели театра, кино и телевидения. Что тут можно сказать? Этой фразой он не только ставит под сомнение творчество Арта Шпигельмана, Уилла Айснера, Нила Геймана, Альбера Удерзо, Тедзуки Осаму и прочих мэтров. Эти слова ставят под сомнение всех нас, кто издаёт и популяризирует рисованные истории, кто их создаёт и изучает.

2. В образовательной сфере комиксы используются активно и очень давно. Даже в советских учебниках по иностранным языкам этот метод активно использовался. Вообще это очень большая тема, на которую надо говорить отдельно. Посмотрите сборники «Изотекст», там нередко писали на эту тему. А вот недавно, в 2017 году, на книжной ярмарке «Нон-фикшн» была представлена выставка Ника Сюзиниса (Nick Sousanis) — это фрагменты из его докторской диссертации Unflattening, которая целиком нарисована в виде комикса. Рисованная история — это способ повествования. Его можно использовать в любых сферах — и в художественной, и в научной, и в образовательной.

Василий Кистяковский,
совладелец «Чука и Гика» и Jellyfish Jam, преподаватель курса «Актуальный Комикс» в Школе дизайна ВШЭ

1. Довольно нелепо комментировать заявления звонко некомпетентного человека для аудитории, которая заранее знает насколько тот неправ. Но чтобы зафиксировать — Мединский сказал какую-то несусветную глупость, которую особенно стыдно читать в 2019 веке. Пусть и симптоматично, но обидно что министр культуры не разбирается в искусстве.

2. Комикс это в первую очередь форма, которую можно «заполнить» чем угодно. Более того, по своему комикс очень удобен как образовательный формат. Ведь в нем сочетается глубина традиционного литературного текста и универсальность образа. Таким образом комикс оказывается доступен более широкому кругу людей с разным культурным, образовательным и социальным опытами. Но доступен не означает «упрощен» — это лишь одно из проявлений новой грамотности XXI века, бороться с которой также нелепо как требовать вернуть литературную речь в эпоху Сумарокова.

Котков Роман (Geekster

Роман Котков,
главный редактор издательства Bubble

1. Могу сказать, что наши читатели — не дебилы. Мы не дебилы. Никто из тех, кто любит поп-культуру и любые формы искусства, — не дебил. Судить так резко — на мой взгляд, вообще неправильно и очень однобоко. Очень жаль, что такая позиция в наш современный век существует.

2. Комиксы — классный способ рассказать все, что угодно. Можно получать знания через учебники, можно через кино, можно через комиксы. Ограничений нет. Не надо ограничивать людей в их жизни и их вкусах и предпочтениях. Опять же грустно, что это происходит.

Руслан Хубиев,
переводчик, главный редактор издательства «Рамона»

1. Мединский (я бы назвал по имени-отчеству, но меня вроде как «дебилом» заклеймили, так что…) решил сгрести всех и вся под одну гребёнку. От людей «со стороны», не увлекающихся, не знающих и не интересующихся комиксами — подобные высказывания неудивительны и далеко не новы. Действительно, за комиксами закрепилось данное клеймо у подавляющего числа людей. И с ним борются не один год. Но когда мы говорим про министра культуры, слышать подобное (на мой взгляд) это признак глубочайшей некомпетентности и необразованности. Получается, и престижные книжные премии мы в учёт не ставим. («Сабрина» Дрнасо, попавшая в лонглист Букеровской премии), изучение в школах и университетах по всему миру, школы и факультеты, обучающие художников и авторов.

Комиксы (тем более в наше время) зачастую рисуют те же художники, что занимаются иллюстрированием, а пишут комиксы — те же авторы, что пишут Книги.

Подводя итог: оперируя теми же доводами можно сказать, что и русские фильмы у нас для «дебилов».

2. Комиксы как и книги, фильмы и прочие художественные произведения обладают многожанровостью. Как и любое художественное произведение, комиксы могут рассказать о нашем прошлом, показать настоящее под другим углом и подготовить к возможному будущему. Во многих школах и университетах уже долгое время в программах числится ряд комиксов, обязательных для изучения.

Художественные произведения помогают нам взглянуть на себя и мир вокруг. Комиксы — не исключение.