Заметки обывателя #03

Со второй заметки прошло немало времени, за что мне хочется извиниться. Но не переживайте — рубрика снова становится постоянной, и будет выходить как минимум раз в месяц. А пока...

Со второй заметки прошло немало времени, за что мне хочется извиниться. Но не переживайте — рубрика снова становится постоянной, и будет выходить как минимум раз в месяц. А пока — представляю вашему вниманию новый постоянный логотип «Заметок Обывателя».

Original art by Stjepan Sejic

А теперь — сама заметка!

Заметка 003: Ultimate X-Men

Ultimate X-men — второй (после запуска в 2000-м году серии Ultimate Spider-Man) увидевший свет комикс вселенной Ultimate издательства Marvel Comics. Первый номер вышел в далеком 2001-м году, а сценаристом серии выступил небезызвестный Марк Миллар (Mark Millar), которого позже сменили такие именитые авторы, как Брайан Бендис (Brian Michael Bendis), Брайан Вон (Brian K. Vaughan), создатель Walking Dead Роберт Киркман (Robert Kirman), призрак Джефа Лоеба (Jeph Loeb) в виде сценариста сериала «Герои» (Heroes) канала NBC, восходящая звезда Ник Спенсер (Nick Spencer) и даже Брайан Вуд (Brian Wood).

Также в работе над комиксом принимали участие Чак Остин (Chuck Austeen), написавший небольшую историю о Гамбите (Gambit) в Ultimate X-Men ##13-14, и ныне большой человек в офисе DC Comics Джеф Джонс (Geoff Jones), написавший Ultimate X-Men ½. Так что же такое комикс Ultimate X-Men и достоин ли он вашего внимания? Расскажу подробнее, остановившись на каждом из основных авторов отдельно.

01: Марк Миллар

С первых номеров Ultimate X-Men у серии были проблемы, как в плане сценария, так и рисунка. Марк Миллар, писавший комикс о молодых супергероях, не придавал возрасту своих персонажей особого значения, выдавая на страницах комикса безудержный эшен, показывая читателю атаки террористов на США и немалое количество смертей и жестокости в самом комиксе. Всё, как любит Марк. Но это не портило комикс, позволяя ещё относительно молодому Миллару использовать уже привычные для себя, но ещё не приевшиеся зрителю, сюжетные ходы (см. работы Марка над The Authority и The Ultimates) и выдавать пленительное по масштабам действо. Этот подход сыграет с комиксом злую шутку намного позже, когда сценаристом станет Брайан Вон, но во времена работы Миллара над серией он привлекал.

Экшен-составляющая играла огромную роль историях Миллара (Ultimate X-Men #2)…

Что до рисунка, то можно с уверенность сказать, что частые замены постоянного художника серии Адама Куберта (Adam Kubert) его коллегами по цеху прямо в середине той или иной истории явно не шли комиксу на пользу, не позволяя в должной степени насладиться историей, рассказанной сценаристом. Ведь как известно, сценарий и рисунок должны дополнять друг друга. И если постоянная смена художников не имеет под собой сюжетных оснований, то «смена коней на переправе» редко будет удачным решением.

…равно как и политика, а действие комикса охватывало весь мир (Ultimate X-Men #22).

О художниках раннего периода Ultimate X-Men, работавших с Марком Милларом, стоит рассказать отдельно. Сложно сказать, что стало первопричиной, но Адам Куберт не нарисовал ни одной истории в серии полностью. Сейчас в большинстве случаев, если художник не укладывается в заданные издательством сроки, то ему подбирают замену со схожим стилем. В случае Ultimate X-Men комиксу везло только первые 6 номеров, т.е. лишь в первом арке серии, когда на помощь Адаму пришел его брат Энди (Andy Kubert), что позволило комиксу быть в большей или меньшей степени целостным по части рисунка.

Энди Куберт стал достойной заменой своему брату Адаму, как по части рисунка, так и по части широкоэкранного экшена (Ultimate X-Men #6).

Дальнейшая замена Куберта редко была безболезненной для комикса. Так, работы Тома Рейни (Tom Raney) и Бена и Рея Лэй (Ben & Ray Lai) на тот момент ограничивались отдельными номерами (номера 9 и 26 соответственно), имея при этом привычный глазу и близкий Куберту стиль. А вот тот же Том Дереник (Tom Derenick) просто не смог вытянуть экшен-составляющую финала второго арка комикса. Стили же Криса Бачало (Chris Bachalo), Кааре Эндрюса (Kaare Andrews) и Дэвида Финча (David Finch), так или иначе, имели мало общего с работами Адама. Такая явная смена художников не только резко бросалась в глаза, но и влияла на общее восприятие истории.

В ранних номерах серии Люди Икс были мировой сенсацией (Ultimate X-Men #16).

Марк покинул комикс после Ultimate X-Men #33, дав несколько намеков для будущих историй новым авторам. Некоторые из них подхватил Брайан Бендис, некоторые были забыты в будущем. И это — очень важный момент дальнейшего развития комикса, его эволюции, если пожелаете.

02: Брайан Бендис

Что уникально, Брайан, пишущий почти все свои комиксы с присущей ему грацией слона в посудной лавке, на Ultimate X-Men смог остаться верным заветам Миллара по части экшена, успеть рассмотреть вопросы опасности мутантов для общества в контексте жизни, смерти и оружия массового поражения, и даже написать сильный политически-ориентированный арк, закончив его неожиданным поворотом сюжета.

Брайан Бендис доказал, что не обязательно быть плохим мутантом, чтобы стать оружием массового уничтожения (Ultimate X-men #41).

В планах Бендиса было изменение состава команды и расширение её за счет новых героев, которые не имели аналогов в классическом мире Marvel. Но Брайан ушел с серии достаточно рано и возвращался к Людям Икс лишь в рамках Ultimate Spider-Man, на этот раз неудачно. Пришедший за ним Брайан Вон кардинально изменил серию, увы, в худшую сторону.

03: Брайан Вон

Сложно поверить, что автор таких серий, как Y: The Last Man, Ex Machina и Runaways, мог выдать слабый по всем параметрам комикс, но вот он, факт. Непримечательные злодеи, слабый, совсем не захватывающий сюжет, превращение крепкого экшен-ориентированного середнячка жанра «блокбастер» в мыльную оперу о подростках, сдобренную явным нежеланием развивать оставленные Марком Милларом идеи, вместо этого идя по пути приближения серии к канонам классической вселенной Marvel. О политике и мощном экшене пришлось забыть. Как и о том, что во времена Миллара команда действовала глобально, охватывая весь мир. При Милларе Люди Икс были мировой сенсацией, при Браене Воне они стали посредственностью.

При Брайане Воне про масштабность пришлось забыть, быт молодых героев поглотил серию (Ultimate X-Men #54).

Изменился и внешний вид героев — ориентированные на форму костюмы стали банальными костюмами супергероев, пусть и из двух цветов, не самого лучшего и современного, а в ряде случаев и просто комичного, дизайна. Да и отсылок к пыльной классике стало невероятно много. Причем не самых лучших и правильных отсылок. Даже финальный арк Вона под названием «Magnetic North», с самого сначала бросающий читателя в круговорот безудержного действия, которое покинуло страницы комикса с уходом Брайана Бендиса и уже как-то даже подзабылось, имевший все шансы стать сложным и грандиозным событием в истории Людей Икс мира Ultimate, оказался в итоге слишком простым и совсем непримечательным.

04: Роберт Киркман

Роберт Киркман, сменивший Брайана Вона на посту сценариста, также не изменил ситуацию, лишь усугубив её. Странно, ведь именно Киркман казался идеальной кандидатурой на место сценариста Ultimate X-Men: Роберт писал и продолжает писать подростковые истории в серии Image Comics – Invincible, и он же является автором известного всем комикса Walking Dead, далекого от подростковой драмы (тоже издается Image). Сложно сказать, что стало причиной провала, но факт останется фактом: упав с небес на землю ещё во времена Вона, серия так и осталась средним подростковым сериалом, где у героев просто есть суперспособности. И, как бы удивительно это не звучало, Киркман также выбрал линию развития серии, минимально уважающую работы авторов, писавших комикс до него — тут вам и игнорирование работ Марка Миллара и Брайана Бендиса, и даже значимых событий периода Вона. Но и это ещё не все…

Возвращение к жизни Зверя (Beast) было спорным решением Киркмана, но (Ultimate X-Men #81)…

Основная проблема историй Киркмана заключалась в том, что он одновременно пытался уйти от классической версии Людей Икс, в то же самое время черпая вдохновения во множестве спорных сюжетов 90-х годов, чье воплощение в рамках вселенной Ultimate оказалось неактуальным. Такая же судьба постигла и новых персонажей, которых создавал сценарист, а старые привычные герои иногда совершали поистине необъяснимые с логической и психологической точек зрения поступки.

…но оно никогда не затмит того, что Роберт сделал Кейбла (Cable) из Росомахи (Wolverine) (Ultimate X-Men #75).

Окончанию работы Роберта над комиксом сложно дать однозначную оценку. Уходя с серии, Киркман обратил вспять многие свои сюжеты, как если бы они и не происходили вовсе. Крайне неоднозначное решение сценариста. Так что «полный провал» — это меньшее, чем можно назвать Ultimate X-Men Роберта Киркмана.

05: Арон Колейт

Серия разваливалась на глазах. На горизонте показывалось глобальное событие в рамках мира Ultimate, названное Ultimatum, призванное кардинально изменить вселенную. Тем временем, Арон Колейт (Aron Eli Coleite) — один из сценаристов сериала «Герои» канала NBC, работавший с Джефом Лоебом над одноименным сериалом, стал новым сценаристом комикса.

В своём первом арке Колейт не только поднял проблему наркомании, но также показал, какими могли бы быть Люди Икс, прояви предыдущие авторы немного креативности (Ultimate X-Men #95).

Несмотря на несколько действительно сильных и неординарных идей Арона, которые так и не были использованы в будущем, комикс оставался лишь дополнением к глобальному событию, целью которого было — разрушить до основания основы, на которых держались Люди Икс. И это у автора получилось на ура. И пусть события Ultimatum’а надолго останутся спорными, мало кто будет спорить, что они кардинально изменили положение мутантов в мире Ultimate.

В своей последней истории о мутантах сценарист похоронил практически всех Людей Икс (Ultimate X-Men: Requem).

Эпилог серии был выпущен одиночным комиксом под названием Ultimate X-Men: Requem, и также был написан Колейтом. Сами же герои, те, кто выжил после глобальных изменений вселенной, вернулись уже в рамках перезапуска серии, получившей название Ultimate Comics: X-Men. Автором комикса стал Ник Спенсер (Nick Spencer).

06: Ник Спенсер

Нику досталась сборная солянка из героев-подростков закрытой после смерти Питера Паркера (Peter Parker) серии Ultimate Spider-Man, большинство из которых были мутантами, и героев минисерии Джефа Лоеба — Ultimate Comics: X, которая была призвана дать читателю альтернативный взгляд на мутантов в мире, где те — враги общества номер один.

Первый год работы Спенсера над серией крайне сложно оценить, хотя бы потому, что он же оказался последним. Сейчас, по прочтении первых 12-и номеров, создается впечатление, что автор имел четкое представление, куда ведет серию и как планирует её развивать. Так, например, в серии крайне четко прописаны причины поступков героев, их план действий, и то, как они взаимодействуют с внешним миром. Причем впервые с момента ухода с серии Марка Миллара и Брайана Бендиса комикс действительно оригинален.

Стоит отметить, что Стражам модели Нимрод (Nimrod Sentinels) нашлось, кроме прочего, неожиданное место в сюжете (Ultimate Comics: X-Men #5).

Немалым плюсом также выступает факт того, что Спенсер делает отсылки ко всей многолетней историей комикса, крайне оригинально используя наработки авторов, работавших до него. Он умудряется брать не самые лучшие идеи сторонних авторов, но, используя их на максимум возможностей, превращает их в части глобального и достаточно оригинального сюжета. Тут вы найдете отсылки к работам и Роберта Киркмана, и Брайана Вона, и даже немного Арона Койлета. Немаловажным плюсом работы Спенсера выступит и тот факт, что вся работа, проделанная Брайаном Бендисом в Ultimate Spider-Man над основными героями Ultimate Comics: X-Men, никуда не делаcь. (Какой бы спорной вы её не считали.)

Преподобный Вильям Страйкер мл. (Reverend William Stryker, Jr) введенный Ароном Колейтом, сыграл решающую роль в расстановке сил мира Ultimate (Ultimate Comics: X-Men #3).

Так что с уверенностью можно сказать, что в рамках перезапуска всей линейки комиксов мира Ultimate Спенсеру удалось создать действительно целостную серию, впервые за многие годы. Серию, когда не только ничего не было забыто, наоборот — события сторонних серий, как, например, минисерии Ultimate Comics: Hawkeye, становятся движущей силой комикса, придавая ему дополнительные грани. Сильная работа, особенно для комикса, давно растерявшего все свои главные козыри.

Герои минисерии Ultimate Comics: X также не были забыты (Ultimate Comics: Hawkeye #2).

Увы, мы вряд ли узнаем, чем бы стали Люди Икс в исполнении Ника Спенсера, так как Ultimate Comics: X-Men #12 стал для него последним. Причина ухода Спенсера с серии не называлась, но можно заметить, что масштабные планы автора претерпели определенные изменения ещё в самом начале его работы над Людьми Икс. Так, одна из линий, заложенных в самом первом номере новой серии, так и не была раскрыта. А страницы, продолжающие её во втором (вы можете видеть их ниже), так и не были опубликованы. Так или иначе, новым автором комикса стал Брайан Вуд.

 

Вместо послесловия: Автор множества комиксов, примерами которых могут выступить такие долгоиграющие серии, как DMZ и Northlanders, Вуд впервые с 2001-го года вернулся в Marvel Comics для того, чтобы ещё раз поработать с мутантами. Он уже написал минисерию Wolverine and the X-Men: Alpha and Omega, и теперь будет работать над Людьми Икс в обоих вселенных Marvel — классической (серия X-Men vol.3) и Ultimate.

Пока сложно что-то говорить о работе Брайна Вуда, ведь из-под его пера пока что вышел лишь Ultimate Comics: X-Men #13. Впрочем, из интервью сценариста следует, что тема противостояния людей и мутантов, развивавшаяся в серии последние 12 номеров, ему крайне близка, и это именно то, о чем он бы хотел писать комикс.

Автор обещает задать для серии новое направление, уделив внимание событиям здесь и сейчас, вместо того, чтобы строить сложный план, глобальность которого станет ясна лишь через множество номеров. Тем не менее, основные персонажи серии будут сохранены. Позже же Вуд планирует вернуться к оставленным Спенсером наработкам, так что ничего не должно быть забыто. Что можно видеть, хотя бы на примере превью Ultimate Comics: X-Men #14:

Рубрики
Без рубрики
  • Robervary

    Спасибо большое за статью. Теперь я знаю, почему серия получилась укуренной и местами странной.

  • Брайан Бердис – это специально?)))

Смотрите также:

  • Капитан Америка - Избранный (фото с сайта Geekster.ru)

    Обзор комикс-новостей за 27 февраля — 1 марта 2015 года

    Вышло из печати «Marvel. Официальная коллекция комиксов», том 31: «Капитан Америка. Избранный» (Hachette) — обращаем внимание, что рекомендованная цена на новые выпуски коллекции вновь повысилась «Прометей. Огонь и камень»...
  • Анхелика Селая (фото с сайта Geekster.ru)

    Новые подробности «Константина»

    Мы уже писали, что авторы сериала «Константин» прислушались к довольно сдержанным комментариям по поводу слитого в Сеть пилота. Один из наиболее важных изменений стал уход актрисы Люси Гриффитс. Вместе...
  • The Blacklist

    Осенний телесезон 2013 — 3

    Вместе с проливными дождями и слякотью осень стала началом и нового телесезона на американском телевидении. Как и год назад, редакция планирует посмотреть самые интересные новинки и возвращения. Наши замечания...
  • Сонная Лощина (ТВ)

    Осенний телесезон начинается здесь!

    Вместе с проливными дождями и слякотью осень стала началом и нового телесезона на американском телевидении. Как и год назад, редакция планирует посмотреть самые интересные новинки. Наши замечания и наблюдения...
Читайте ранее:
Бэтмен, Дредд и Сорвиголова

Портал SuperHeroHype поделился пятеркой новых плакатов к "Темному Рыцарю: Возрождение легенды". Весьма неплохих, кстати. До премьеры фильма остался месяц, релиз...

Закрыть