Лучшие комиксы 2015 года

Перед вами наша традиционная ежегодная рубрика, в рамках которой лидеры мнений и самые заметные люди тусовки делятся своими небольшими итогами прошедшего года

Перед вами наша уже традиционная ежегодная рубрика, в рамках которой лидеры мнений и самые заметные люди тусовки делятся своими небольшими итогами прошедшего года.

Максим Трудов

МАКСИМ ТРУДОВ

 

Заведующий сообщества COMICS IS DEAD

За всё хорошее, что я прочёл в этом году, я обязан Алешу Коту и Брехту Эвансу. Оба они создали настоящие произведения искусства: «Зеро» и «Леопард» соответственно. Но если первого, по слухам, в ближайшем времени переведут и издадут на русский, то о втором вы прочитаете только в моём отзыве и больше никогда не услышите.

Zero (арт с сайта Geekster.ru)
Zero 2 (арт с сайта Geekster.ru)

Алеш Кот собрал прекрасную команду, в работе с которой ему помог дизайнер серии Том Мюллер. Каждый отрывок сценария, посвящённого супершпиону из будущего, писался специально для каждого из художников, чтобы максимально использовать их творческий потенциал во благо развития сюжета. Несмотря на первоначальное разочарование, которое я испытал после прочтения 15 выпуска этой научной фантастики, со временем я понял, что другого окончания истории и не должно было быть. Юный чех наглядно объяснил мне то, что меня постоянно раздражало в Дэвиде Линче: герменевтика должна служить эротике искусства. Иными словами, Алеш Кот своим резким твистом заставляет меня анализировать произведение и искать в нём оправдание подобного сюжетного поворота, тогда как он не хочет, чтобы я что-то понял. Напротив, он хочет, чтобы я почувствовал после многочисленных перечитываний самого комикса и ознакомления с творчеством Уильяма Берроуза что-то большее, чем эстетическое восхищение. «Зеро» будет долго преследовать вас после прочтения, потому что это произведение искусства своим изумительным рисунком, прекрасным дизайном и философской составляющей внесут в вашу жизнь разлад и сумятицу, пока вы не найдёте связь между первыми 14 выпусками и окончанием истории.

Леопард - Брэхта Эванса (арт с сайта Geekster.ru)
Леопард 2 - Брэхта Эванса (арт с сайта Geekster.ru)

Брехт Эванс же писал и рисовал «Леопарда» один, что позволило ему сохранить целостность в постоянно меняющейся и играющей разными цветами книге. Комикс рассказывает историю о живущей с отцом девочке, которая пытается прийти в себя после смерти любимого кота. По закону жанра, у неё тут же появляется воображаемый друг Леопард, пытающийся приободрить её и развеять мрачные мысли. Девочка доверяется ему, но читатель остаётся настороже: уж слишком подозрительно выглядит лицо гуттаперчивого Леопарда, которое меняется в каждой сцене. Вот он похож на Гарфилда, потом на кота Феликса, чуть позже на сфинкса. Брехт Эванс показывает ужасную изнанку отношений Кальвина и Хоббса, Кристофера Робина и Винни-Пуха: воображаемые друзья опасны и могут усугубить психологическую травму. Работа с цветами позволяет автору превратить невинное чаепитие с домашними игрушками в бал Сатаны, а обычный твистер в что-то развратное. Неоднозначность истории оборачивается минусом книги, так как слишком мало людей прочли её, чтобы у неё появились разные трактовки. По крайней мере, пока.

Степан Шмытинский (фото с сайта Geekster.ru)

Степан Шмытинский

 

Технический директор издательства «Комильфо»

Весь этот год темпы работы были настолько безумные, что, на самом деле, толком ничего свеженького прочитать и не удавалось. Однако ясно одно: мы живём в сумасшедшее время ремейков, ребутов, сиквелов и безумия, и не только в кино, но и в комиксах: новый Старик Логан, третий «Dark Knight Returns», свежие серии «Звёздных Войн», «Archie», «21th Century Tank Girl», внезапный шикарный «Говард Утка», свежайший «Judge Dredd», все эти ваши «Секретные Войны», да недавно мне в руки попал даже первый выпуск комикса про Grumpy Cat! Но были и более-менее оригинальные и интересные штуки. Из отечественных — «Горелово» (сам себя не похвалишь, сами знаете) и «Непризнанные Государства» Ольги Лаврентьевой. А из заграничных хочется отметить милейший «Over The Garden Wall», дополнивший и без того бесподобный мультфильм. Большие надежды я ВНЕЗАПНО(!) возлагаю на Huck Миллара и Альбукерке, уж больно он мне в настроение попал. Но главная вещь, за развитием которой я сейчас с радостью слежу — однозначно Art Ops!

Art Ops 2 (кадр с сайта Geekster.ru)
Art Ops (кадр с сайта Geekster.ru)
Art Ops 3 (кадр с сайта Geekster.ru)

Все мы любим Vertigo за былых титанов: Transmetropolitan, Preacher, Hellblazer, Y: The Last Man, тот же Fables, который как раз закончился. А вот свежие проекты как-то уже давно не цепляли. И тут я наткнулся на Олредовскую обложку первого выпуска, и понеслось… Пока не оказалось, что их вышло всего два. Сейчас уже три. Но, знаете, этого было вполне достаточно, чтобы крепчайше и надолго заинтересовать меня. У Саймона я читал только «Кайфоломов», которые оказались весьма своеобразными в плохом смысле слова, а вот рисунками Олреда вообще любовался только на обложках. Тут же пришёл в неописуемый восторг. Сами подумайте: яркие краски, полнейшее безумие, секретные организации, так любимые всеми отсылочки к мировому искусству… оживший персонаж комиксов, упоротая школьница и панк Мона Лиза, в конце концов! И всё это в таком исполнении, будто краски вот-вот брызнут тебе в глаза прямо с экрана планшета. В общем, не знаю, сколько эта радость ещё будет выходить, но пока что очень вкатывает, и гораздо сильнее всего, что довелось прочесть в этом году.

Андрей Лукин (Geekster.ru)

Андрей Лукин

 

Администратор COGCOMICS

В уходящем году DC Comics попытались поднять свою репутацию в виртуальном пространстве и взбодрить публику новой модной инициативой DCYou. Можно было сказать, что у них получилось сделать все модно и задорно, но не мне вам вешать лапшу на уши — воз и ныне там, ничего кардинального в подходе издательства не изменилось. Но твердые дощечки в лестнице к успеху они все же заложили; это, например, Omega Men, Batgirl, Grayson, или Prez. Вот про последний лот я как раз и хотел рассказать.

На мой взгляд, Prez — это лучший современный комикс DC, и на него должен равняться любой другой онгоинг этого издательства. Естественно, этого на моем веку не произойдет, ведь Prez это даже не супергероика, это политическая сатира. В центре сюжета 16-летняя Бет Росс, которую избирают новым Президентом США после голосования в Твиттере. Бет старается привести карикатурную версию Штатов к будущему без ненависти, коррупции и лжи, но засидевшиеся политиканы и алчные олигархи не дадут ей спуску.

Prez (Geekster.ru)

Пусть действие и происходит в далеком будущем, социальные комментарии от сценариста Марка Рассела доступным образом обличают проблемы американской (и не только) политики настоящего. Под критику попадает и миграционная политика, и цены на медицинские услуги, и напряженные отношения со Средним Востоком — и даже под толстым слоем юмора с грустью узнается горькая правда, о которой изо дня в день можно услышать в новостях. Так как это комедийный комикс, Марк и замечательный художник серии Бен Калдвелл приукрасили свою историю забавными и нелепыми футуристическими концептами, вроде военного дрона-трансгендера или послушников церкви святой бактерии, поэтому, даже если вы на дух не переносите политические дискуссии в любом виде, скучно вам не будет. Комикс очень приятно и красочно раскрашен, что сейчас является большой редкостью для комиксов DC — это лишь еще одна из причин ознакомиться с первым томом Prez, а затем ждать продолжения в наступающем 2016-ом году.

Дмитрий Богданов (Geekster.ru)

Дмитрий Богданов

 

Руководитель издательства Xl Media

Казалось бы, если ты руководишь издательством, то должен читать все новинки, чтобы выбирать претендентов на издание в России. Реалии куда более прозаичны. Ты читаешь в основном то, что издаешь, да и еще по сто раз, выискивая всякие недочеты. И мы стараемся не начинать много серий одновременно, поэтому новинок читаю я откровенно мало. Мне всегда нравилась мистика и ужасы в литературе. В комиксах тоже стараюсь следить за этим жанром. Из последнего понравились Wytches авторства Скотта Снайдера. Не скажу, что это какой-то шедевр или откровение, просто мне было действительно интересно его читать. Рисунок хорошо гармонирует с повествованием. История как раз по мне — ведьмы, все дела…

Wytches 2(Geekster)
Wytches (Geekster)
Гриша Пророков (Geekster.ru)

Гриша Пророков

 

Редактор Look At Me

Брайан Вон — мой любимый сценарист комиксов. Y: The Last Man была первой по-настоящему длинной (60 выпусокв — не шутки) серией, которую я прочитал, и регулярно читать комиксы я начал читать именно после неё. Вон делает всё, как мне нравится: он, с одной стороны, мастер интриги и клиффхэнгеров, так что его комиксы очень быстро цепляют; с другой стороны, когда первый крючок отпускает, а ты продолжаешь читать дальше, становится понятно, что в комиксе есть ещё какая-то глубина, рассматриваются какие-то идеи. Каждый комикс Вона исследует какую-нибудь одну большую тему: Y: The Last Man, как ни банально, и правда блестящее высказывание о взаимоотношении полов; Ex Machina — о власти; Saga — про семью и место человека в истории.

При этом серии Вона лучше всего читаются залпом: это монументальные произведения, перерывы в несколько месяцев сбивают ритм и мешают следить за историей. У любой серии Вона есть два пиковых момента: когда она только начинается и тебя зацепило, и конец, когда всё уже можно прочитать целиком. В середине, когда комикс только выходит, ещё слишком много всего переплетено и нагружено. Я, например, очень люблю Saga, но за ней уже стало трудновато следить: я жду, когда серия закончится, выйдут ТПБ и можно будет потратить на них несколько дней.
В этот году у него — и прекрасного художника Клиффа Чианга — началась новая серия, Paper Girls. Вышло всего три выпуска, так что это как раз пиковый момент, начало, когда всё ещё не запуталось. Вон говорит, что серия будет короче, чем он обычно делает: учитывая, что он любит растягивать до 60 выпусков, думаю, здесь будет около 30.

В общем, что это: это история взросления от Вона. Его «Супер 8», «Инопланетянин» и так далее. На дворе конец 80-х, главная героиня — девочка-подросток, которая начинает развозить газеты в маленьком городе. Вместе с ней на этой работе ещё три девочки. В первое же её рабочее утро в городе начинают твориться странные вещи: пропадают люди, на героев нападают какие-то мутанты, кажется, тут ещё замешаны путешествия во времени, и так далее. С одной стороны, тут всё, как любили делать в кино 80-х, то есть максимально невинно и мило, с другой — это классический Вон, тут есть все его любимые приёмы: странный язык и шифры, сны главных героев, незнакомцы, которые непонятно чего хотят, тайны, тайны и ещё раз тайны. И это идеальное сочетание. Как во всех лучших историях взросления, тут есть какое-то ощущение чуда, приключения, которое даже в цветах и рисунке ощущается. Мне кажется в комикс это ощущение не так часто ловят — так что ради него Paper Girls стоит почитать.

Беата Коташевская (фото с сайта Geekster.ru)

Беата Коташевская

 

Основатель и совладелец издательства «Jellyfish Jam»

Моя «серия года» — Lumberjanes. Она выходит с 2014, но первый сборник появился только в апреле 2015, и комикс, изначально распланированный на восемь выпусков, вовсю продолжается. Его обожают и читатели, и критики, и мне, например, совершенно очевидно, почему.

Несмотря на то, что сама скаутская культура для меня довольно экзотична, наблюдать за приключениями пяти совершенно разных девочек-подростков из скаутского лагеря, которые то и дело попадают в самые невероятные истории, ужасно интересно. Lumberjanes — очень, очень, очень динамичный комикс, он не дает почти ни минуты на то, чтобы передохнуть.

Колдовские лисы! Речной монстр! Живые статуи! Не успевая выбраться из одной заварушки, героини мгновенно оказываются по уши в следующей — и все это чередуется с их, казалось бы, самым обычным скаутским бытом, с кострами, страшными историями и походами.

LUMBERJANES

Это живой, яркий, летний комикс, на той же волне, что и Gravity Falls – вот она, знакомая мистика-которую-взрослые-понять-скорее-всего-не-смогут, и то и дело возникающий элемент неожиданности. Все в новинку, все не так, как кажется на первый взгляд; и эта атмосфера предвкушения, желание узнать, что будет, если пойти по следу какого-нибудь таинственного чудища (а ведь придется нарушить правила и наверняка навлечь на себя гнев вполне реальных старших в лагере!) — совершенно особенная.

И персонажи, и диалоги, и рисунок — все в Lumberjanes сделано так, чтобы сразу накрывать тебя с головой, буквально хватать за руку и тянуть вперед — исследовать вместе с девочками целую вселенную, которая открывается, стоит только выскользнуть за пределы лагеря.

LUMBERJANES 2 (Geekster.ru)

Создательницы — Ноэлль Стивенсон, Шеннон Уоттерс и Грейс Эллис — полностью погружены в тот классный мир, где переплетаются Nimona, Adventure Time, Wander Over Yonder, Steven Universe, Gravity Falls и веб-комиксы с тумблера. Мир, где «детское» не значит «примитивное», где магия — не фантазия, не выдумка, где все ощущения и впечатления все еще очень яркие, а восторгом от нового внезапного открытия заражаешься мгновенно. По-моему, Lumberjanes — идеальный комикс для любого возраста: он говорит на языке, который в ком угодно разбудит неуемную детскую жажду приключений. Он так заряжен позитивом, что заставляет улыбаться просто пос-то-ян-но!

И главное — это про дружбу, про такую чистую, сильную и безграничную дружбу, что за одно только это я ставлю серии огромный жирный плюс. Да и что там, даже девиз лагеря звучит как «FRIENDSHIP TO THE MAX!».

P.S. Обязательно прочтите сказочный девятый выпуск — в нем отметилось семь совершенно разных художников, чтобы проиллюстрировать страшилки, которые девочки рассказывают друг другу. Пожалуй, это один из лучших комикс-номеров, который я видела в этом году.

Кирилл Иванов (Geekster.ru)

Кирилл Иванов

 

Оформитель комиксов

В этом году можно только порадоваться за наш рынок, комиксы на русском выходят стабильно и в огромном количестве, а у читателей всегда есть на что обратить внимание. Из изданного за год я успел прочитать чуть больше половины, иногда даже по-второму или третьему разу. Я по понятным причинам сторонюсь супергероики, так как еще пять лет назад успел начитаться и пресытиться ею, ведь издательство Марвел регулярно выпускает у нас что-то из своих успешных франшиз. С авторскими комиксами по сравнению с прошлым годом куда хуже — и очень обидно, что читатели готовы голосовать рублем за очередного супергероя, нежели тратиться на что-то новое и неизвестное. В итоге из совершенно неожиданно открытых авторских комиксов в этом году для меня стали «Я убиваю великанов» Джона Келли и Кэна Ниимуры, одна из немногих по-настоящему затрагивающих струны души читателя работ. О чем комикс? О маленькой девочке, которая пытается пережить очень сложный период своей жизни при помощи силы воображения. О том, что нельзя замыкаться в себе и что надо пытаться решать свои проблемы. О том, что даже в любой самой сложной ситуации есть выход, а люди сильнее, чем они кажутся. О ребенке, который выбрал стезей жизни убийство великанов и готов дать отпор любому живому или придуманному злодею. Казалось бы прописные истины, при изложении которых легко скатиться в нравоучения, но Келли и Ниимуре удалось создать не просто произведение на грани магического реализма и для любого возраста, но и настолько умело и мастерски перетасовать события, что читатель еще долго будет потом гадать было ли правдой то, что он прочел на страницах комикса, или это просто умело использованные метафоры. Для хорошего сценария всегда просто необходимо, чтобы автор ощутил на своей шкуре описываемое, и так сложилось, что Келли действительно пережил все события комикса, так как незадолго до этого вынужден был наблюдать, как умирает от диабета его отец. Тем не менее, именно смерть самого близкого человека помогла ему создать одно из самых позитивных и жизненно утверждающих графических произведений последних лет. Странноватый же и чуть мультяшный стиль Ниимуры смог придать комиксу как дополнительную несерьезность, так и добавить той необходимой магии и потустороннего, о которой там идет речь. Так что, если вы еще не знакомы с внутренним миром девочки Барбары Томпсон, то искренне рекомендую вам это сделать, в конце концов, у нас не каждый день выходят комиксы, которые потом еще долго не отпускают после прочтения.

Рубрики
КомиксыРецензии и мненияСрочно в номер!
Буянов Константин

Зануда и сноб, стремящийся не ограничивать себя рамками расхожих стереотипов и быстрых решений.

Смотрите также:

Подробнее в Комиксы, Рецензии и мнения, Срочно в номер!
Лунный рыцарь — восставший из мертвых

«Лунный рыцарь» впервые выходит на русском языке. Jellyfish Jam решили опубликовать, наверно, одну из лучших историй об этом персонаже за...

Закрыть