Заплаточники. Иван Ешуков

Время покажет, что сейчас Российские комиксы переживают период Ренессанса. Каждый месяц выходят самые разные произведения отечественных авторов, самых разных жанров и максимально не похожие друг на друга. А если говорить о комиксе «Заплаточники», то для издания своих работы, авторы официально зарегистрировали издательство «Улитка».

Иван Ешуков придумал и нарисовал комикс «Заплаточники». Чисто русская история про глубинку в жанре научной фантастики. При чтении, вспоминаются Стругацкие, что-то подобное могло бы появиться у них в книгах, если бы они адаптировал истории про «Людей в Чёрном». Однако, автор сохраняет индивидуальность и колорит русской деревни. Так же и с визуальной стороной повествования. Рисунок напоминает одновременно Мёбиуса, с его вытянутыми головами, и Джеффа Дарроу, с его тягой к детализации. Было бы неправильно не упомянуть о лоре комикса, он сложный, хотя показан поверхностно, что оставляет место для фантазии читателя. Шестьдесят пять страниц черно-белого искусства, с интересной фантастической историей про инопланетян в деревне, вот что такое комикс «Заплаточники».

Комикс уже в магазинах, а экземпляр с авторским скетчем можно приобрести у Ивана напрямую

Вот что Иван рассказал о себе, комиксах и творчестве:

Geekster: Расскажи о «Заплаточниках». Что нравится в комиксах?

«Заплаточники» – это своеобразный микс на стыке жанров – фантастика, бытовуха,  общечеловеческие проблемы, которые как оказывается не чужды и нашим инопланетным «друзьям». Вся работа заняла около 11 месяцев, рисовал по вечерам 2-3 часа в день, как релакс, так как основное дневное рабочее время отъедала эпопея с акварельным приквелом о Боровицком «Радуга над Тобольском».  В «Заплаточниках» хотелось показать историю с резким перебросом локаций – от придуманных до вполне себе реальных, и сам сюжет «с сожженным мостиком», без разжёвывания и излишних объяснений. Додумывайте сами, на то вам и мозг дан природой. Читатель должен задействовать именно ту его часть, которую  он практически не использует при чтении супергеройских комиксов .

Мне очень нравится визуал Джека Кирби, Джона Ромиты-старшего и многих других рисовальщиков Marvel и DC, но я не могу воспринимать их сюжеты. Хочется другого контента, и казус даже не в мейнстриме. Экшн в комиксах я люблю, но только когда он по делу и  строго дозирован.

Geekster: А что не нравится в Marvel?

А сюжеты Marvel все как под копирку – меняются локации, персонажи, а главная тема вокруг одной поляны 60 лет перетаптывается. Закольцованная муть, с постоянным перезапуском вселенной. Одни и те же персонажи – вечно молодые и неубиваемые.

Я предельно ясно понимаю, что у каждого поколения свое восприятие одной и той же вещи. Когда  я был подростком, Marvel у нас не было. Поэтому стал оценивать их сразу в более вдумчивом возрасте. Как-то не задалось у меня это восприятие и все тут. Виновных искать не надо) Но тут не только сюжетный ступор, ещё, как практика, меня пугает конвейерный подход в визуальной части. Две трети тех художников, кто работает в мейнстриме и сериальном потоке вынуждены выдавать по одной странице в день – это очень тяжелый труд и осилить такое способны лишь серьёзные профессионалы. К сожалению, порой, это упрощает качество графики, и хорошие мастера вынуждены сидеть в шкуре усреднённого статиста из-за нехватки времени и не имеют возможности  по-настоящему раскрыться. Я, к примеру, отдаю должное выдержке, тем же нашим соотечественникам, что трудятся в BUBBLE и преодолевают такие нагрузки , хотя мне кажется, если кто-нибудь из них попробует создать свою собственную авторскую вещь – результат в разы превзойдет те работы, что выполняются ими на заказ.

И на Marvel свет клином не сошёлся. В США есть много великолепных авторов, идущих своим путем: Ричард Корбен и его «Дэн», Майк Миньола с «Хеллбоем», Джо Сакко с его хрониками. Продукция издательства «Фантаграфикс», наконец.

Geekster: Алан Мур о том же говорит с восьмидесятых, критикуя политику издательств.

Алан Мур – потрясающий автор, и я знаю ещё с десяток подобных ему, кто продавливал именно свою ветку развития, прививал читателю новый вкус и новый взгляд, с особым ракурсом восприятия историй. Это правильный творческий путь, в нём есть зерно, поиск, осмысление, а соответственно и движение вперёд. Каждая его работа запоминается…

Geekster: Расскажи как увлёкся комиксами. Откуда интерес к этому виду искусства?

В детстве мне посчастливилось подержать в руках польский комикс «Лёлек и Болек» и немецкий журнал «Фрези», после которых «Весёлые картинки» и «Мурзилка» стали неактуальны. Любил смотреть мультфильмы по домашнему кинопроектору «Русь» с 8-миллиметровыми пленками (этот аппарат по тем временам стоил приличных денег, как и каждая новая плёнка) и всё время что-то рисовал, рисовал в альбомчиках.

Грезил стать мультипликатором. Видимо, уже тогда понятие «комикс» и мультфильм для меня представляли что-то общее, схожее… Когда я учился в первом классе на экраны вышел французский мультик «Властелин времени», где художником-постановщиком был Мёбиус. Его в 1986 году во всех кинотеатрах СССР показывали. Я  ходил на несколько сеансов и каждый раз как имбецил сидел с открытым ртом, это было нечто необъяснимое. Наши такого тогда не снимали. Лишь потом, годы спустя, я узнал имя Мёбиуса, когда пиратские комиксы в инете появились. И даже не имея подтверждения, что это он участвовал во «Властелине времени», сразу понял, что это тот же самый автор – по стилю рисунка, по воспоминаниям образов. Сейчас его работы уже многие знают, хвала комикс-продвижению, а 15-20 лет назад  знали лишь единицы.

И раз уж про Мебиуса речь зашла, забавы ради, расскажу тебе один прикол нумерологический. Жан Жиро – он же Мёбиус – родился 8 мая 1938 года, а я  родился 8 мая 1978 – день в день, но с разницей в 40 лет. Как говорит один мой знакомый: «Он твой космический родственник». Я так не считаю, конечно, это просто приятное совпадение.

Кто-то сказал, что и мой «Боровицкий» (другой комикс Ивана – прим. ред.)  по стилю похож на Мёбиуса… Вот только что «Заплаточников» закончил и издал – опять на одном портале назвали «русским Мёбиусом». Мне, конечно, лестно такое сравнение, настаивать не буду, но всё-таки кажется у меня присутствует и свой почерк. Формировался мой стиль не только на его работах. Настольной книгой – эталоном для обучения на первое место я бы все же поставил «Торгала» Гжегожа Росинского. Но, как говорится… пусть говорят.

Geekster: У нас был случай, когда молодой автор обиделся на сравнения его работы в обзоре. В результате материал так и не вышел.

Ну, видимо, автор слишком самолюбивый попался). Похвалить автора, который испытывает в этом потребность – дело хорошее… Особенно молодым это нужно. Чтоб не повесились от отчаяния и продолжали рисовать и писать не смотря ни на что. Но и отрицательный отзыв тоже может (и должен) чему-то научить. Не надо рассчитывать на то, что если ты что-то создал, то все сразу же должны оценить сие по достоинству. Зачастую такие измышления могут завести создателя в тупиковый лабиринт. Нужно рисовать, писать текст – без оглядки на моду, веяния и мнения, честно и только для самого себя, а  уж если твои труды потом ещё кому-то понравятся, то это будет прекрасно. Если же нет, то тоже не страшно. Просто это не твоя аудитория – пусть других читают. Такова моя философия, и не стоит рефлексировать на тему – то я сделал или не то. Главное, с самим собой договориться.

Знаю, некоторые художники даже «Афобазол» принимают для успокоения нервной системы. А нужно просто кайфовать от того, что ты умеешь делать и никому ничего не доказывать. Всегда найдётся пара  диванных экспертов злобно раздувающих щеки в негодовании от вашей работы. Это нормально.

Кто   сказал, что для создания сюжета и сценария   обязательно нужно быть писателем? Что действительно необходимо, так это чёткое представление в своей голове того конструкта, что ты хочешь донести до читателя. Даже если у тебя словарный запас меньше, чем у Достоевского, то технические графические возможности окупят нераскрытое словами с лихвой. В этом заключается магия последовательных картинок.

Навязываешь повествовательный темп и акценты, читатель начинает по кадрам отслеживать все твои мысли – разве это не магия? Вот поэтому руководство СССР побаивалось «тлетворно разлагающих западных картинок».  Доступность восприятия, агитация, манипуляция – довольно сомнительный список, как графическое изображение действует на умы. Можно поиграть со спрятанными в кадре символами, выйдет эдакая кодировка. Можно сознательно  заранее подготавливать публику к ещё не появившемуся тренду, формировать новые тенденции. Визуальный мир не имеет границ. Поэтому, чтобы комиксы не стали воздействующим оружием, их проще назвать «картинками для дураков».

Этот бедовый стереотип приклеился  к девятом искусству не только у нас в стране. Иностранцам тоже непросто достучаться до тех, кто считает себя глубокомысленным и предпочитает высокую литературу. Публика слишком избирательна в укоренившихся формах подачи. Я рад хотя бы тем зачаткам, что в нашем уже сформировавшемся гик-сообществе издатели пытаются постепенно приучать читателя комиксов к мысли, что это не только чтиво для развлечения. Тут иногда ещё нужно уметь думать.

И вот такого думающего читателя уже нашли организаторы «Бумкниги»,  и отчасти «Зангавара». Надеюсь, дождёмся и мы в издательстве «Улитка».

У нас ясно  обозначена линия, что мы будем издавать, а что нет.

Сама эстетика визуальной подачи регламентирует эти рамки. Увлекательное, захватывающее, невероятное – это мы любим и допускаем, но только в меньшем соотношении с чётко структурированным стержнем-посылом в наших сюжетах, пытающимся донести до читателя какие-то более глубокие, многоплановые, фундаментальные вещи нежели просто яркое развлечение. Девиз один: читайте и думайте. Даже если это комиксы, даже если это фантастика. Для меня лично – были, есть и  всегда будут три фундаментальных проводника XX века – это Станислав Лем, братья Стругацкие и Филипп Дик.

Geekster: Кто важнее художник или сценарист?

Сюжетная составляющая очень важна, но если слабая визуализация, мне как художнику, листать и читать такую вещь не интересно. Но это вкусовщина, к моему мнению не нужно прислушиваться. Есть, конечно, исключения. «Персеполис» или «Маус». Там и рисунок красивый не нужен. Эти истории сами оживают.

 

Geekster: Вы организовали издательство на двоих с братом, с какой целью? 

Главная цель нашего издательство комиксов «УЛИТКА» состоит в продвижении на отечественный рынок комиксов нового сегмента: очень узкого и нишевого, рассчитанного на аудиторию в предпочтения которой входит любовь к научной фантастике, историческим приключениям и мистическим историям. Все жанры того, что будем издавать строго регламентированы, имеют определенный уровень (канон) визуала, эстетическую подачу и соответствующее вышеперечисленному сюжетную составляющую, в основе которой предусматривается не только развлекательный, но и информационно-познавательный элемент.

Geekster: На что ориентируешься ?

Главным ориентиром, на что бы хотелось равняться издательству «Улитка», были и остаются европейские комиксы и авторские вещи с ярко выраженной индивидуальностью. Эталонные произведения: «Корто Мальтезе» Уго Пратта, «Адель-Блан-сек» Жака Тарди, работы Билала, Мёбиуса и множество других жемчужин девятого искусства. 

Почему бы и нет. У нас же нет своего отечественного «Metal Hurlant». Эта ниша абсолютно пуста. Те, кто покупает «Человека-Паука» рано или поздно повзрослеют (надеюсь) и, возможно, заинтересуются чем-то новым и более глубоким. А где ВЫБОР этого нового?

Артём Траханов – Славянский нигилизм (Geekster..ru)

Славянский нигилист – интервью с Артёмом Трахановым