Все появления Бэтмена на киноэкранах

Путь Бэтмена в кино был тернист: Темный рыцарь прошел как через оглушительный успех и признание, так и жесткие поражения в бокс-офисе и у критиков. А бывали и очень странные воплощения. Это история киноверсий Бэтмена специально к празднованию его 80-летия. Выбирайте, что посмотреть или пересмотреть этим вечером.

Бэтмен 1943

Расхоже ошибочное мнение, что сериал с Адамом Уэстом стал первым появлением персонажа на экранах. Нет! Дебют на киноэкранах у Тёмного Рыцаря состоялся спустя всего четыре года после рождения в комиксах, в 1943 году — за пять лет до Супермена! Вторая Мировая серьёзным образом изменила историю героя. Главными врагами Бэтмена часто становились японские шпионы. В качестве тайного агента правительства — коррекция из-за цензуры — он противостоял шпионам, вторгшимся на территорию Соединённых Штатов.

Как и все другие работы о супергероях того времени, сериал оказался дешёвым и уж очень глупым. Герои бегали в нелепых костюмах, Робин совсем не выглядел юным мальчиком, отсутствовали деньги на какие-либо эффекты. Смешно получилось с Бэтмобилем. Никто даже не пытался воплотить машину героя на экране: Бэтмен и Робин ездили на обычном чёрном кадиллаке. Но Брюс Уэйн и Дик Грейсон перемещались на тех же самых машинах! Жители Готэма, похоже, не смогли сложить два и два, чтобы сделать очевидные выводы.

При всём при этом сериал не только имел успех, но также повлиял на то, каким Бэтмен стал в комиксах! Ввиду дешевизны производства сериала в сюжет вписали пещеру, которая осталась со съёмок другого проекта. Там расположилась база Тёмного Рыцаря. Спустя какое-то время она переехала и в комиксы, став Бэт-Кейвом. Тайный путь из особняка, который активируется каким-то секретным механизмом в особняке (часы или мелодия), тоже изобрели сценаристы сериала. За своё появление сериалу должен быть благодарен и Альфред Пенниуорт. Существует легенда, по которой авторы комикса узнали о новом персонаже в сериале — дворецком Брюса Уэйна — и за полгода до премьеры ввели его в комикс. Более того, после выхода сериала образ персонажа в комиксе был изменён, чтобы он больше походил на актёра. Даже некоторое подобие Бэт-сигнала впервые мелькало именно в этом дешёвом сериале.

Несмотря на дешевизну, сериал всё-таки снискал признание аудитории, поэтому получил продолжение. После войны в 1949 году на экраны выходит «Бэтмен и Робин». Исполнителей главных ролей заменили Роберт Лоувери и Джонни Дункан (рекасты с первой же экранизации!). В лучших традициях производства того времени сериал стал ещё дешевле и потому несколько нелепее. Впрочем, широкую популярность персонаж уже успел заполучить даже среди тех, кто не читает комиксы.

Любопытно сложилась судьба сериала 1943 года. Права на него перешли японской корпорации Sony, которая не могла позволить такого откровенного расизма. В шестидесятые годы сериал вышел в обновлённом и цензурированном варианте.

Бэтмен 1966

Очередная экранизация приключений Бэтмена стала культовой! Сериал 1966 года (и фильм, показанный между первым и вторым сезонами) определил образ Бэтмена на долгое время.

Первоначально планировался сериал, который по духу был близок к популярному тогда сериалу о шпионах «Агенты АНКЛ», но переговоры над тем проектом затянулись, и в дело вмешалось издательство DC. Вернув себе контроль над производством сериала, издательство подписывает соглашение с каналом ABC, который в свою очередь нанимает студию 20th Century Fox для производства, которая передаёт производство Уильяму Дозье. Уильям никогда не читал комиксы о Бэтмене перед назначением. Сев за освоение оригинального материала, он пришёл к выводу, что для адаптации комикса на экранах придётся выполнить сериал в модном стиле поп-арта. Узнав о таком решении Дозье, из проекта ушёл Эрик Эмблер — серьёзный писатель, набивший руку в жанре детективов и триллеров.

Дозье, для воплощения задуманного, подписал контракт с Лоренцо Сэмплом-младшим, с которым сблизился не так давно. Лоренцо уже успел набить руку над телевизионными сценариями и с радостью взялся за предложенный проект. Он лично написал сценарий первых эпизодов и полнометражного фильма, а также активно курировал работу сценарной группы. В неё, кстати, вошли Стэнли Ральф Росс, Стэнфорд Шерман и Чарльз Хоффман, работы которых часто ходили по тонкой грани между пошлостью и пристойностью, нередко скатываясь в фарс и сатиру. В итоге зрители получили очень яркое шоу. Сериал беззастенчиво пропагандировал безопасное вождение (полицейский мог запросто отобрать у Бэтмена ключи, если тот садился за руль в состоянии, которое увеличивает шансы на аварию на дороге!), но цеплял своей необычной подачей и наивными юмором. Алан Уэст моментально стал звездой такого масштаба, что девушки ради его внимания толпами пробирались на съёмочную площадку.

Но популярность в каком-то смысле стала и причиной закрытия шоу. Успех первого сезона толкнул Дозье на съёмки полнометражного фильма. Снять его запланировали сразу после завершения съёмок второго сезона. Показать фильм при этом было решено до старта второго сезона. Попытавшись уместить производство в краткий срок, Дозье оставил небольшой простор для планирования, из-за чего итоговое качество сезона упало. Вместе с этим упал интерес и контроль Сэмпла. Чтобы привлечь внимание к третьему сезону после не слишком удачного второго, Дозье решил добавить персонажей. В сериале появилась Бэтёгрл. Но грамотно распорядиться целой армией персонажей в рамках получасовых эпизодов Дозье и сценаристы не смогли, отчего третий сезон стал ещё слабее, а рейтинги резко упали. Сериал был закрыт на 120 эпизоде.

Впрочем, для многих именно Бэтмен 1966 года на долгое время стал эталонным, а желающих посмотреть сериал и сейчас найдётся немало. Как следствие, уже в двухтысячных сериал получил продолжение в виде дешёвых анимационных фильмов и парочки комиксов.

Эпоха Бёртона

Как и Супермену с Чудо-Женщиной, Бэтмену, несмотря на успех, приходилось подолгу дожидаться очередной экранизации. И она состоялась только в 1989 году на волне успеха мрачных комиксов «Возвращение Тёмного Рыцаря» и «Убийственная шутка», которые были диаметрально противоположны по настроению сериалу 1966 года.

Режиссёрское кресло студия Warner Bros. решила отдать недавнему дебютанту Тиму Бёртону, который удачно стартовал с картиной «Большое приключение Пи-Ви». Бёртон никогда не был большим фанатов комиксов, поэтому его пришлось уговаривать на проект. Решающим аргументом стала мрачная атмосфера будущего проекта. Но перед съёмками истории Бэтмена Бёртон запланировал фильм об ужасном Битлджусе.

Студия предложила Бёртону сценарий Стива Энглхарта. В нём был не только Джокер, но также Пингвин, Дик Грейсон и ряд других персонажей из комикса. Эта версия вызвала у студии восторг, но Энглхарт пришёл к выводу, что для одного фильма такое обилие персонажей будет чересчур, поэтому ко второй версии многих убрал. Тем не менее для доработки черновика Бёртон нанял своего сценариста — Сэма Хэмма — и удалился в работу над «Битлджусом».

Хэмм взялся за дальнейшие сокращения. Часть персонажей он объединил, а Дика Грейсона оставил лишь в виде небольшого упоминания. Также он был убеждён, что зрителю будет неинтересно смотреть за историей становления Бэтмена, поэтому убрал почти все следы ориджина (а что не убрал, подчистили на съёмках). Такой поворот не слишком понравился студии, хотя черновик пришёлся по вкусу Бобу Кейну — одному из создателей Бэтмена, — который был прикреплён к фильму в качестве консультанта. Довести историю до ума Хэмм не смог из-за забастовки Гильдии сценаристов, разразившейся в 1988 году. Дописывать почти завершённый черновик уже на съёмках взялись Джонатан Гем, Уоррен Скаанер и Чарльз МакКаун. Эта ситуация напрочь испортила отношения студии с Хэммом.

Пока Бёртон не взялся за активную работу над проектом, проводились кастинги. Роль Тёмного Рыцаря хотели примерить Мэл Гибсон,  Кевин Костнер, Чарли Шин, Пирс Броснан, Том Селлек и даже Билл Мюррей. Роль Джокера заинтересовала Робина Уильямса. Но в отборах быстро была поставлена точка. Со съёмок «Битлджуса» Бёртон привёл Майкла Китона. А на роль Джокера Кей пролоббировал Джека Николсона, которого уже давно считал идеальным кандидатом.

Вокруг фильма ещё до съёмок поднялась шумиха. Например, решение взять Китона на главную роль было воспринято резко негативно. Дело в том, что в глазах публики в тот момент Китон был актёром-комиксом из-за фильмов «Ночная смена» и «Мистер мамочка». Публику пришлось активно убеждать, что студия не планирует второй раз повторять опыт 1966 года и фильм  планируется сделать предельно мрачным (проклятые фанаты DC!). Из-за Китона из проекта пришлось удалить Мишель Пфайффер, с которой в тот момент актёр находился в отношениях. Некоторая неловкость на съёмках никому не была в радость.

Косвенные проблемы в проект принёс и Николсон. За первый кадр с ним в образе Джокера некоторые издания предлагали до десяти тысяч фунтов стерлингов. В итоге со съёмок украли катушки с плёнкой, где были первые двадцать минут фильма. К этому стоит прибавить постоянные попытки папарацци пролезть на съёмочную площадку. Бёртон серьёзно заявлял, что то время было самым тяжёлым в его жизни.

Возникли сложности и с костюмом Бэтмена. В тот момент читатели комиксов ассоциировали Бэтмена с широкоплечим и перекачанным бойцом. Китон таким не был. Перед костюмерами стояла непростая задача: как добиться того, чтобы простое телосложение Китона стало выглядеть объёмнее и опасней? Вероятно, так и родилась идея объёмных мускулов на костюме героя.

Были у съёмочной группы и удачи. Студия Pinewood, по словам Кейна, была до самых мелочей идеальным местом для воссоздания Готэма, поэтому Бёртон взялся воплощать все свои фантазии. Он принял решение изобразить архитектуру города мрачной, фантасмагоричной и абсолютно нереальной. Участники группы по спецэффектам вспоминают, что никаких споров вокруг его решений не возникало, настолько уверенно Бёртон продвигал свои идеи. Ну, а за образец он взял город Т. Гиллиама из антиутопии «Бразилия», где город буквально раздавливал простого человека своей тяжестью.

Работа проходила тяжело, и процесс затягивался. Николсон, в требованиях которого изначально было условие лишь о трёх неделях участия в съёмках, в итоге пробыл на площадке три месяца. Бюджет картины вырос почти в полтора раза, а о состоянии Бёртона уже сказано выше. Но фильм выстрелил и собрал фантастическую кассу почти в полмиллиарда долларов! Признание пришло не только от зрителей, но и от критиков. Фильм получил несколько статуэток Saturn Awards, номинацию на Золотой глобус и победу на Оскаре. Студия тут же бросилась создавать уже легендарный мультсериал Batman: The Animated Series, а Бэтмен на долгое время стал главным супергероем в Голливуде.

Студия почти моментально дала зелёный свет продолжению. Бёртон, в планах которого не было места сиквелу, взялся за проект в обмен на усиление творческого контроля картины. В результате «Бэтмен возвращается» стал заметно готичнее предшественника. «Заигрался», — впоследствии признался режиссёр.

К работе над сценарием Бёртон вернул Сэма Хэмма, который набросал черновик с участием Пингвина и Женщины-Кошки. На помощь Бэтмену в сюжет ввели Робина. Но результат Бёртону не понравился, поэтому для доработки черновика пригласили Дэниела Уотерса, который впечатлил режиссёра работой над фильмом «Смертельное влечение». Уотерс пришёл к выводу, что в фильме слишком много персонажей и вновь почти целиком вырезал Робина. Двуликому, который прокладывал путь к злодейской стезе ещё с первого фильма, было уделено совсем немного внимания в финале картины с явным заделом на продолжение. В процессе съёмок роль вырезали.

Уотерс переделал структуру черновика. Он привнёс лёгкие библейские мотивы в историю Пингвина, но добавил едкой сатиры, вдохновляясь комедийным сериалом 1966 года. В итоге воспринимать пересказ сюжета фильма всерьёз просто невозможно. Не обошлось и без явных политических высказываний Уотерса.

Участие Пингвина натолкнуло съёмочную команду на идею об образе Готэма в снегах. На съёмках тут же появилось множество настоящих пингвинов, а вслед за ними осаду площадки взяли на себя защитники прав животных. Не желая и без того усложнять жизнь Бёртону, студия наняла персонал, который внимательно следил за комфортом животных. На площадке поддерживалась постоянная низкая температура, и животные прекрасно себя чувствовали.

А вот Мишель Пфайффер, которая всё-таки смогла добиться для себя роли, наверняка не раз пожалела о своём решении. Для неё был подготовлен шокирующий образ Женщины-Кошки. Образ был создан в качестве сплава двух идей. Ещё Хэмм заложил в сценарий обыгрывание идеи фетишистского отношения читателей к женским персонажам в комиксах. А во время подготовки Бёртон предложил отталкиваться от идеи сшитой из лоскутков куклы. Так и родился латексный костюм, на долгие годы ставший одним из самых узнаваемых кинообразов. Несмотря на ошеломительный внешний вид, костюм был ужасно некомфортным. К тому же актриса часто замерзала в нём из-за температуры на площадке. А носить его приходилось по 12 или 14 часов в день! Впрочем, проблемы с нарядами на площадке были практически у всех. Де Вито было крайне неудобно передвигаться в своём костюме, что помогло ему добавить своему персонажу индивидуальные черты.

Фильм вновь оказался успешен, хотя и собрал почти вдвое меньшую кассу. Дело в настроении фильма, которое для многих оказалось слишком мрачным и резко контрастировало с первой картиной. Не все родители были готовы показать фильм своим детям, где была такая Женщина-Кошка. Поэтому студия решила взять курс на более мягкий тон. Бёртону, который и так не жаждал возвращаться к работе над франшизой, предложили пост продюсера и проект с сольником «Женщины-Кошки» (с Холли Берри). Так появились фильмы Джоэла Шумахера.

Эпоха Шумахера

Когда студия приняла решение сменить тон будущих фильмов франшизы, она начала поиски режиссёра с иным видением истории о Бэтмене. Продюсеры хотели сделать фильм для поколения MTV: заменить мрачность яркими красками, добавить образы, которые поспособствовали продаже мерчендайза. Проводником этих желаний стал режиссёр Джоэл Шумахер.

Вместе с ним к проекту присоединилась чета Ли и Джанет Скотт-Батчлер. По словам Шумахера, первоначально он предлагал студии снять фильм по комиксу «Год первый», но Уорнеры не были заинтересованы в приквелах, им требовалось продолжение. Поэтому сценаристам пришлось писать оригинальную историю. Основной идеей они решили сделать концепцию о двойственности героя. В первом черновике злодей в фильме был только один — Загадочник, болтающий со своей ручной крысой.

Ознакомившись со сценарием и поняв, куда движется проект, Майкл Китон повесил костюм на крючок и ушёл на поиски ролей посерьёзнее. Переубедить его не удалось даже заметной прибавкой к гонорару. Начались поиски нового Брюса Уэйна.

Шумахер предлагал роль целому сонму звёздных актёров. Первому предложение сделали Итану Хоуку, но тот отказался от роли. Затем последовали Алек Болдуин, Джонни Депп, Дэниел Дэй-Льюис, Рейф Файнс и даже Том Хэнкс. В итоге на роль согласился Вэл Килмер. Примечательно, что он сделал это, сидя на съёмках в пещере с летучими мышами, не читая сценарий и даже не спросив, кто будет режиссёром фильма.

Шумахер решил провести рекаст и других актёров. Ролью Робина заинтересовался Леонардо Ди Каприо, но быстро охладел к проекту после чтения сценария. Интересовались также Кристиан Бейл и Юэн МакГрегор. Первый в итоге сыграл Бэтмена уже в следующей серии фильмов, а МакГрегор сейчас готовится показать зрителям одного из врагов Тёмного Рыцаря — мафиозного босса Чёрную Маску в грядущем фильме «Хищные птицы». В итоге Шумахер утвердил на роль Криса О’Доннелла. На роль Двуликого практически моментально был взят Томми Ли Джонс, с которым режиссёр работал над фильмом «Клиенты». За роль Загадочника на разных этапах боролись Робин Уильямс и даже Майкл Джексон, но студия предпочла отдать роль Джиму Керри, который в тот момент громко заявил о себе фильмами об Эйсе Вентуре.

Практически сразу у фильма начались проблемы из-за его звёздного состава. Джонс терпеть не мог Керри и не скрывал своего враждебного отношения. В интервью с комиком можно найти упоминания моментов, когда Джонс едва ли не угрожал ему. Разумеется, это не скрылось от глаз режиссёра. Но Джонса оставили по двум причинам. Во-первых, он блистательный актёр, который способен прекрасно сыграть, стоит только камере заработать. Во-вторых, куда больше сил у Шумахера ушло на Вэла Килмера.

Килмер считался не самым удобным актёром, потому что охотно оспаривает решения режиссёра. Но на съёмках фильма «Бэтмен навсегда» актёр оказался настоящей катастрофой. По воспоминания Шумахера, тот не раз дрался с другими участниками съёмок, вставлял множество своих комментариев, а также неделями игнорировал режиссёра после замечаний о грубости. По словам режиссёра, Килмер — идеальный Бэтмен, но работать с ним было невозможно, поэтому в следующей картине Килмер участия не принял.

Большую работу пришлось проделать мастерам по спецэффектам. Например, с одной стороны, команде надо было сохранить готический настрой Готэма, но с другой — пересоздать его, добавив по решению Шумахера побольше неона и гигантских зданий. Ему хотелось увидеть смесь архитектуры Нью-Йорка 30-х и современного Токио, чтобы лишний раз подчеркнуть тему двойственности. Костюм Бэтмена также пришлось переделать. Первоначально его хотели сделать ближе к своим прототипам из комиксов, но затем Шумахер решил добавить анатомических деталей. По его словам, за образцы он брал статуи Древней Греции. Идея звучит интересно, но именно так на костюме Бэтмена появились легендарные соски, вызвавшие шквал критики со стороны фанатов. К тому же костюм в итоге получился очень тяжёлым, что создавало проблемы для Вэла Килмера.

Желание попасть в поколение MTV не могло не повлиять на музыку для фильма. Так как вместе с Бёртоном из проекта ушёл и Эльфман, написавший музыку для первых двух фильмов, Шумахер решил в корне переосмыслить звучание фильма. В фильме можно услышать множество популярных исполнителей от U2 и Сила до Ника Кейва и Пи Джей Харви. Многие композиции в итоге попали в чарты и сохраняют свою популярность до сих пор в отрыве от картины.

Удалось ли студии при помощи Шумахера исправить проблемы предыдущей картины? Критика отнеслась к фильму прохладно. Его обвиняли в бросающейся в глаза коммерциализации, неудачную игру Вэла Килмера, даже резкий контраст с фильмами Бёртона. Даже сейчас на агрегаторах можно увидеть невыразительные оценки фильму. Тем не менее фильм собрал кассу больше, чем у «Возвращения Бэтмена». Более того, картина стала второй по сборам в 1995 году, уступив место только инновационной «Истории игрушек». Потирая руки, продюсеры дали  Шумахеру карт-бланш на следующий фильм.

В этот раз студия приняла решение действовать очень быстро. Практически сразу же начались съёмки. С ключевой роли ушёл Вэл Килмер. Шумахер не хотел работать с ним после скандальной обстановки на площадке во время съёмок «Бэтмена навсегда». Поиски замены прошли быстро. Шумахер почти сразу взял в проект Джорджа Клуни, который, по его мнению, мог повторить образ, представленный Китоном, но в менее мрачном исполнении.

Скорость сыграла и на качестве сценария «Бэтмена и Робина». Шумахер и Голдсман написали его во время предварительной подготовки совсем к другому проекту. Предысторию мистера Фриза авторы позаимствовали из эпизода мультсериала Batman: The Animated series (который был вдохновлён картиной Бёртона!), но в фильме персонаж стал горой мышц, ледяным айсбергом. Роль быстро ушла Арнольду Шварцнеггеру, который редко нарушал свой принцип не играть злодеев.

Чтобы уложиться в поставленные сроки, Шумахер часто напоминал команде о том, что всё вокруг просто часть мультфильма. По словам Криса О‘Доннелла, это скорее помешало. Если на съёмках «Бэтмена навсегда» было ощущение, что идёт работа над полноценным фильмом, то «Бэтмен и Робин» ощущался как реклама детских игрушек. Сказалась спешка и на внешнем виде города. Если раньше Готэм был мрачным с точки зрения архитектуры и в то же время полным ярких красок, то теперь локации стали напоминать площадку для наркотического рейва.

Какими стали костюмы главных героев, даже говорить не приходится — интернет до сих пор шутит об этом. Зато съёмки были завершены аж на две недели раньше графика!

Фильм вышел в 1997 году и практически моментально стал провалом. При бюджете в 160 миллионов долларов фильм смог собрать только 240. По мнению многих фанатов, «Бэтмен и Робин» —  худший фильм за всю историю кинематографа. И хотя на руках у Голдсмана был сценарий для пятого фильма, такой результат и масса анти-премий поставили крест на планах по дальнейшему развитию франшизы.

Метания из стороны в сторону

И всё-таки развивать франшизу как-то было необходимо, поэтому как только всё улеглось, Warner Bros. возобновили подготовку к созданию пятого «Бэтмена». Почти сразу о себе напомнил Джоэл Шумахер. Разумеется, после оглушительного провала «Бэтмена и Робина» студия его кандидатуру рассматривать не стала.

Вместо этого начались поиски кого-нибудь посерьёзнее. Например, в проект попытались привлечь Даррена Аронофски. В основу сценария должен был лечь комикс «Бэтмен: Год первый». Студия даже наняла в помощь Аронофски Фрэнка Миллера, с которым они уже вместе работали, адаптируя для кино комикс «Ронин». Полученный черновик отошёл от первоисточника: Брюс Уэйн в нём ещё путешествует по миру, изучая новые техники и фактически ведя бездомный образ жизни, Альфреда заменил чернокожий механик Большой Эл, а Бэтмобиль был стилизован под «линкольн». При этом фильм подразумевался как приквел франшизы. Ознакомившись с черновиком, продюсеры приняли решение закрыть проект.

Параллельно с этим делались попытки создать фильм по мотивам мультсериала Batman Beyond, события которого рассказывали о героических похождениях ученика состарившегося Брюса Уэйна. Несмотря на готовый сценарий, студия закрыла проект, сделав ставку на проект Аронофски. Примечательно, что одним из первых подписанных на проект актёров стал Кристиан Бейл. И актёр, похоже, крепко уцепился за мантию Тёмного Рыцаря.

Ещё одним параллельным проектом стал фильм «Бэтмен против Супермена», закреплённый за режиссёром Вольфгангом Петерсоном. До этого он должен был снимать Superman: Flyby, но, когда проект закрыли, окончательно переключился на противостояние двух супергероев. Сценарий в какой-то степени похож на фильм Зака Снайдера: уже постаревших героев тайными манипуляциями стравливает между собой Лекс Лютор, желая уничтожить обоих. Этот сценарий написал Акива Голдсман, не новый во франшизе человек. Роль Бэтмена вновь закрепили за Кристианом Бейлом, а вот Супермена должен был играть Джош Хартнетт. Этот проект закрыли, чтобы перед кроссовером лучше раскрыть персонажей в сольных фильмах. Петерсон после этого изъявил желание снять фильм о Бэтмене с Бейлом в главной роли. Так началась разработка фильма «Бэтмен: Начало», из которого Петерсон затем ушёл ради съёмок «Трои».

После ухода Петерсону в 2003 предложение было сделано режиссёру Кристоферу Нолану, который заявил о себе необычной картиной «Помни». Ещё пару недель спустя к проекту подключился сценарист Дэвид Гойер.

More dark, more realistic

Нолан и Гойер с самого начала планировали перезагрузить франшизу и рассказать совершенно другую историю. Нолан хотел показать на экранах становление Бэтмена, чего до него никто не делал. История планировалась максимально реалистичной, в отличии от предыдущих фильмов о Бэтмене. Исходя из этого были выбраны и комиксы-ориентиры при написании сценария: вновь вспомнили о «Бэтмен: Год первый», вспомнили о «Долгом Хэллоуине» и его продолжении «Тёмная победа». Среди других источников вдохновения стали фильмы Ричарда Доннера о Супермене, то как в фильме изображено развитие характера героя. Более того, Нолан хотел заставить зрителя переживать не только о Бэтмене, но и о Брюсе Уэйне.

И хотя Кристиан Бейл уже был привязан к проекту, с приходом Нолана решение требовало пересмотра. Режиссёр позвал ещё семерых актёров, которые проходили кастинг в старом костюме Китона. Был среди них и Генри Кавилл, который декаду спустя станет Суперменом. Ещё одним участником проб был Киллиан Мёрфи. Хотя роль осталась за Бейлом, Мёрфи показал себя очень хорошо, и Нолан принял его в актёрский состав фильма, дав роль Пугала. А вот Гойер поначалу оказался недоволен выбором Бейла, считая Джилленхолла кандидатом удачнее. Затем, во время съёмок, он признал, что ошибался.

Уже в первом фильме должен был появиться Харви Дент, сыгравший важную роль во второй картине. Зрителям его не показали, решив не вводить персонажа, не давая ему как следует раскрыться. Его роль в сюжете отдали абсолютно новой героине,  юристке Рейчел Доуз. В черновых набросках она даже была дальней родственницей Грейсонов, но эту связь убрали, возможно, из-за просьбы Бейла не вводить в историю Робина. За роль боролись Сара Мишель Геллар, Натали Портман и даже Эми Адамс (ставшая Лоис Лейн в будущих фильмах о Супермене). Но всех их обошла Кэти Холмс.

Реалистичный подход подразумевает иной подход к съёмкам. Если раньше Готэм делали нарочито фантастическим и нереальным, то теперь город должен был стать узнаваемым. Вместе с Натаном Кроули Нолан построил крупный макет города. Источников вдохновения стала архитектура Нью-Йорка, Чикаго, Детройта, а также Токио, с его развилками и монорельсовыми дорогами. Макет не только позволил лучше планировать съёмки и выбирать локации, но также помог смешать архитектурные стили, добавив городу характера и собственной истории.

Пришлось переделывать и внешний вид Бэтмобиля. Новый транспорт Бэтмена стал стал куда больше похож на танк, избавившись от обтекаемых форм предыдущих Бэтмобилей. В фильме внешний вид так и объяснили: машина была сделана на базе одной из разработок «Уэйн Энтерпрайзис» для военных. Разработка такого сложного механизма отняла у инженеров почти девять месяцев. Но они продумали всё: расположение водителя, несколько режимов управления, всевозможные защитные механизмы, вооружение и то, как Бэтмобиль будет скакать по крышам Готэма. Разработка съела несколько миллионов долларов бюджета. Затем началась сборка автомобиля. Для съёмок изготовили шесть штук, каждая из которых немного отличалась и была предназначена для конкретных сцен. Какие-то использовались для съёмок погони на трассе, другие — для сцен с разрушением стен. Кататься же Бэтмобилю предстояло на улицах Чикаго. Количество заинтересованных постоянно мешало съёмкам. Стоило съёмочной группе прибыть на какую-то локацию, как вокруг моментально образовывались пробки и толпы. Полиция активно пыталась успокоить ситуацию, но её участие не помогло избежать проблем. Так, например, в один из дней в Бэтмобиль въехал пьяный водитель, который принял Бэтмобиль за летающую тарелку.

Ну и, наконец, серьёзные изменения коснулись Бэткостюма. Бэтмен — очень активный боец, поэтому костюм для него сделали максимально гибким и пластичным, он должен был позволить герою прыгать, садиться, свободно бегать, ну и, разумеется, при этом хорошо защищать от ударов и выстрелов. Помимо этого, Нолан поставил условие, что плащ героя должен быть максимально кинематографичным. Накрыв им героя, костюмеры сделали так, что на ветру он плавно распускался, но не в ущерб практичности.

Итак, 17 июня 2005 года состоялась премьера фильма. Об успехе можно было говорить в первый же уикенд, когда сборы фильма вышли на первое место. Всего за время проката фильм собрал почти полмиллиарда долларов, на тот момент уступая только рекордсмену франшизы — фильму «Бэтмен» Тима Бёртона. Критики почти единогласно выставляли фильмы высокие оценки, хваля его за мрачный тёмный настрой и умную, хоть и неторопливую историю. К минусам также единогласно отнесли в основном любовную линию между Уэйном и Доуз. Между персонажами практически не было никакой химии. Реалистичная манера Нолана определённо пришлась критикам и зрителям по вкусу, поэтому Warner Bros. вскоре запустили производство сиквела —  «Тёмного рыцаря», ещё одного фильма, в котором многое для франшизы произошло впервые.

Ещё до выхода «Бэтмена: Начало» Гойер написал сценарий продолжения, где Бэтмену предстояло сразиться с Двуликим и Джокером. Нолан очень хотел показать Джокера в кино, ради чего даже сделал затравку в финале первого фильма, но уверенности в том, что его вновь возьмут на пост режиссёра, у него не было. Повторное назначение очень его обрадовало.

В первую очередь Нолан решил внести правки в сценарий, для чего привлёк своего младшего брата Джонатана Нолана. Тот предложил брату добавить в фильм побольше элементов криминальных фильмов. Так, например, в каких-то сценах Кристофер цитирует «Схватку», а первой картиной, которую братья пересмотрели ради подготовки сценария, стал фильм Фрица Ланга 1933 года «Завет доктора Мабузе».

Джокер в новом фильме должен был стать уже сформировавшимся персонажем, никакой истории становления, над чем фильм даже иронизировал. Он должен был стать ответом на решение Бэтмена взять роль правосудия на себя. Одной из идей фильма была реакция на пути мести Брюса. Город, где человек может надеть маску и устроить самосуд, будет привлекать психопатов: без последствий такое не происходит. На роль пробовались разные актёры: Эдриан Броуди, Пол Беттани; желание сыграть Бэтмена изъявил даже Марк Хемилл, долгие годы исполнявший роль голоса Джокера в анимации и играх. Всех обошёл актёр Хит Леджер.

Леджер проявил большое усердие в подготовке к роли. Он снял отдельный номер в гостинице, где жил в одиночестве и пытался проникнуть в психологию доверенного персонажа. Среди ориентиров он назвал Сида Вишеза и садиста Алекса из «Заводного апельсина». Он изобретал жесты, мимику и даже нервную походку, вызванную наплевательским отношением Джокера к самому себе. Перед съёмками Леджер доводил себя до слёз, сидя в машине, являясь на съёмочную площадку нервным и с красными глазами, чем нередко пугал других участников процесса. В результате Нолан оставил в картине многие сцены, которые были чистой импровизацией Леджера.

На роль Двуликого Нолан взял актёра Аарона Экхарта. Во время отбора основным кандидатом считали Мэтта Деймона, но тот предпочёл другой проект. Экхарт получил роль благодаря своей внешности, которая воплощала в себе образ стойкого американского героя. Актёр в свою очередь заинтересовался ролью из-за интереса в психологии героя, воля которого в какой-то момент оказывается сломлен, из-за чего морально он оказывается на дне.

Пришлось также найти замену Кэти Холмс, которая ушла из проекта, предпочтя другой фильм. На её место взяли Мэгги Джилленхолл.

Для съёмок пришлось доработать некоторые элементы, использованные в предыдущем фильме, например костюм Бэтмена. Впервые Бэтмен смог поворачивать шею! Был доработан и Бэтмобиль, который теперь стал полноценным трансформером. В случае необходимости часть транспорта «отстёгивалась», и машина становилась чем-то типа мотоцикла, что эффектно использовалось в фильме.

Куда интереснее обошлись с гримом. Во-первых, серьёзные изменения коснулись внешности Джокера. С помощью силиконовых накладок ему добавили шрамы от порезов на уголках рта. Классическая улыбка Джокера заиграла по-новому. Накладки также визуально увеличивали рот актёра и дали непредвиденный побочный эффект: Леджер постоянно облизывал их, и в итоге это движение «узаконили» и добавили в фильм. Во-вторых, важным моментом фильма должно было стать трагическое падение Харви Дента. Как изобразить реалистичный ожог, который бы напугал зрителя? После нескольких экспериментов команда отбросила вариант с гримом. Он делал лицо объёмнее, что было бы странно при настоящем ожоге. Было принято решение прибегнуть к компьютерной графике. По признанию мастеров по спецэффектам, они немного обманули зрителя, изменив анатомию сожжённой половины, чтобы добиться более грозного эффекта.

Съёмки вновь вернулись в Чикаго — отчасти из-за того, что у Нолана уже был опыт работы в городе. Чтобы не повторять проблемы прошлого, фильму дали рабочее название «Первый поцелуй Рори». Не сработало: буквально все фанаты в городе быстро выяснили правду и вновь начали создавать проблемы. Помимо Чикаго съёмки велись также в Гонконге и на легендарной студии Pinewood близ Лондона.

Фильм было решено продвигать через образ Джокера и его уже классической фразой «Чего такой серьёзный?». Но с этим возникли неприятные сложности. Неожиданная смерть Леджера из-за передозировки наркотиками вынудила студию сменить тон кампании, добавив дань уважения актёру. Помимо этого на показах фильма и очередях продажи билетов стали появляться психи, имитирующие образ Джокера. Нередко они не только создавали нервную обстановку вокруг себя: были сообщения о том, что они буквально угрожают окружающим. Но всё это, пожалуй, лишь сыграло на руку кассовым сборам фильма. После премьеры в 2008 году картина стала хитом. Фильм не только быстро собрал кассу предшественника и даже стал рекордсменом франшизы, но и вошёл в историю как четвёртый кинофильм, сборы которого превысили отметку в миллиард. Цифры оправданы. Критика назвала фильм лучшей историей о супергероях и с тех пор активно добавляет его во всевозможные топы, даже не привязанные к тематике комиксов. Фильм оказался умнее предшественников и очень тонко работал с атмосферой. Несмотря на мрачность показанной истории, Нолан уместился в детском рейтинге. «Тёмный рыцарь» оказал влияние на Райана Куглера и Майкла Би Джордана в процессе съёмок «Чёрной Пантеры», на Сэма Мендеса в фильмах о Бонде и много кого ещё. Признание критиков и публики, миллиард долларов и масса призовых статуэток ожидаемо дала зелёный свет третьему фильму.

В этот раз Нолан уже не был так заинтересован в проекте. Фактически, он уже показал, что хотел, поэтому для нового фильма ему нужно было придумать хорошую историю. Основные актёры состава не сомневались, что Нолан вернётся к третьему фильму, но режиссёр дал своё согласие только в 2010 году, закончив со своим «Началом». Помня об успехе Джокера, студия хотела или каким-то образом вернуть персонажа, или найти ему достойную замену. Например, режиссёру предлагали сделать злодеем фильма Загадочника, а роль отдать Леонардо Ди Каприо. Вопреки этому Нолан дал понять,что в новой истории Джокеру нет места ни в каком виде. Вместо этого соперником Бэтмена должен был стать Бейн. Реалистичный подход сделал персонажа своего рода террористом и революционером. Том Харди, который быстро заполучил роль благодаря опыту работы с Ноланом, ориентировался на книгу Диккенса «Два города». Он хотел изобразить фигуру, которая сочетала одновременно и замашки диктатора, и революционный настрой.

Актёрский состав фильма пополнили сразу две актрисы. Француженка Марион Котийяр сыграла помощниц Брюса Уэйна, стремившихся помочь ему с восстановлением порядка в городе. Но первые же фанатские спекуляции сразу раскрыли настоящую роль героини — она воплотила Талию аль Гул. Попытки студии убедить в обратном успеха не принесли. Другой новенькой стала Энн Хэтуэй. На кастинге она была уверена, что ей предложена роль Харли Квинн, уж слишком много акробатических приёмов от неё требовали. Узнав правду, актриса расстроилась, потому что боялась конкурировать с образом Мишель Пффайфер. Помимо этого, в строй вернулись и актёры из предыдущих фильмов. Если Гэри Олдман и Кристиан Бейл были более, чем очевидны, то появление на съёмках Киллиана Мёрфи и Лиама Нисона было неожиданным.

Во время съёмок фильма серьёзные изменения происходили во всей индустрии. После успеха «Аватара» фильмы начали активно выпускать с поддержкой формата 3D. Отказ Нолана делать также многие восприняли позитивно, потому как конвертация обычно совершалась после окончания съёмок и редко давала какие-то новые ощущения зрителям. Другой новинкой стал переход на цифровые камеры. Нолан сопротивлялся этим изменениям. Несмотря на проблемы с плёнкой и шумными камерами, он предложил использовать другой формат плёнки, а также пригласил для тестового показа ряд видных режиссёров, чтобы сагитировать их и дальше придерживаться плёнки.

Фильм вновь был тепло принят критикой. Он оказался отличным завершением истории, поставив точку и закончив темы, поднятые ещё первым фильмом. Критики писали, что такого рода фильмы о супергероях не способен больше поставить никто. При этом кино получилось слабее предшественника. Начало оказалось затянутым, а некоторые сцены были слишком неровными. Несмотря на это, фильм уверенно собрал ещё один миллиард. Подобный успех фильмы по комиксам DC с трудом повторяют сегодня.

Самая грустная часть истории

DCEU ввела Бэтмена уже во втором фильме франшизы — «Бэтмен против Супермена». Роль досталась Бену Аффлеку, который был давним фанатом героя. По рассказам Кевина Смита, у Аффлека дома оборудована тайная комната, войти куда можно, только нажав специальную спрятанную кнопку. Ну точь-в-точь вход в Бэт-кейв! Актёр активно набирал мышечную массу и игнорировал шутки. Увы, провал картин с его участием, а также затягивание съёмок нового сольника привели в итоге к его уходу и рекасту. Теперь костюм примерит Роберт Паттинсон. В интервью актёр даже рассказывал, что боялся, что студия изменит решение, когда новости были обнародованы. Но пообещал, что со всем вниманием подойдёт к роли.

akter-pohojii-na-starogo-supermana-brandon-rutGeekster.ru_

Хотите историю о фильмах про Супермена?

Легко!

Увы, будущая судьба персонажа в кино туманна. Систематические ошибки руководства Warner Bros. мешают повторить успех MCU, а также не дают внятного представления о судьбе героев франшизы. Скрестим пальцы и пожелаем студии успехов!

Редакция благодарит редактора, переводчика и администратора сообщества N I N E G R I D Александру Малько за помощь при проверке материала.