На волне очередной популярности вселенной Battletech и в преддверии выхода первого официального перевода правил настольной игры на русский язык вместе с CrowdRepublic разбираемся в том, кто же заправляет во вселенной гигантских боевых роботов.

Мир Battletech строится вокруг идеи, что в далёком 31-ом столетии заселённая людьми часть галактики будет поделена на отдельные государства, управляемые благородными домами. Согласно истории этой вселенной, концентрация власти в руках аристократии началась уже в первые годы колонизации. А по-настоящему человечество разделилось на дворян и простолюдинов после изобретения мехов. Даже небольшая группа боевых роботов могла уничтожить огромное количество любой боевой техники, и их распространение привело к появлению нового класса людей — мехвоинов, «рыцарей» будущего. Именно число присягнувших мехвоинов и контролируемых мехов определяет силу того или иного государства, выделяя пять Великих Домов.
Великие дома BattletechКаждый Великий Дом имеет собственные амплуа, эстетику, идеологию и культуру. За долгие годы существования этого мира всем Домам написали подробную историю, при этом зачастую их генеалогию возводят до наших времён или даже до Средневековья. И хотя это не влияет на ситуацию в 31-ом веке, такая информация позволяет игрокам лучше понять образ конкретного Дома. Впрочем, наибольшую роль в этом играют отсылки к земным культурам и народам.

Так, Дом Дэвион основан на идеализированном образе Англии, сочетающим элементы викторианской эпохи с артурианскими сюжетами о благородных рыцарях, защищающих простой народ от врагов. Государство Дэвионов, Объединённые Солнца, считается самым комфортным для рядовых граждан, чьи права на свободу слова, совести и вероисповедания защищены конституцией. Впрочем, это всё равно не полноценная демократия. Власть строго закреплена за аристократическими династиями, передающими своё общественное положение, а также мехи и умение ими пользоваться из поколения в поколения. А конституция — скорее самоограничение Дэвионов, принятое и защищаемое ими из благородства.

Дом Штайнер, правители Лиранского Содружества, в определённый момент истории объединились с Дэвионами в гигантское супергосударство. Впрочем, долго оно не просуществовало, и две аристократические династии быстро вернулись к войне друг с другом. Это государство — классическая западноевропейская монархия, где власть принадлежит правителю и его двору. А сами Штайнеры — «немецкий» Дом, строящийся на стереотипах о Пруссии: бюрократия, милитаризированное общество, мощная тяжёлая промышленность. Отдельные представители этой династии имеют репутацию дисциплинированных и жёстких военных.

Дом Ляо, владыки Конфедерации Капеллы, выступают антагонистами также часто, как Дэвион оказывается героями. Это самый молодой из Великих Домов, имеющий наименьшую территорию. Авторы собрали в его образе стереотипы о восточных деспотиях, смешав императорский Китай с Советским Союзом. Каждый гражданин Конфедерации получил гражданство не по праву рождения, а заслужив его тяжёлым трудом, и благодаря постоянной пропаганде воспринимает это как великую честь. Аристократы из Ляо, в свою очередь, формально являются не полновластными правителями, а лишь самыми главными слугами государства, защитниками коллективного блага, которому должен подчиняться каждый житель их страны.

Дом Курита управляет Синдикатом Драконов. Многие государства в Battletech имеют связь с теми или иными земными культурами, но Курита доводят это до абсурда. Во владениях дома, лидеры которого вышли из Японии, агрессивно проповедуется превосходство японской культуры над всеми остальными. В первую очередь речь идёт, конечно, о самурайской этике и готовности в любой момент умереть ради исполнения своего долга. Впрочем, в отличие от реальной средневековой Японии, Синдикат — гиперцетрализованное государство, правитель которого почитается как живое воплощение своей страны.

Наконец, Великой Дом Марик, правители Лиги Свободных Миров, занимает странное положение в мире Battletech. Основавшие его аристократы восходят к австро-венгерской аристократии, но у Дома в целом нет явного культурного прототипа — напротив, его владения изображаются как самые разнообразные и свободные из всех. Правда, в отличие от Федеративных Солнц, в случае Лиги Свободных Миров эта свобода изображена проблемой: парламент, управляющий государством, часто оказывается парализован и неспособен эффективно реагировать на кризисы. Фактически власть часто принадлежит Генерал-капитану из Дома Марик, который руководит в рамках военного положения. Но, несмотря на это, Дом Марик всё равно ассоциируется со свободой, независимостью, а также верой в рыночную экономику и торговлю, которые объединяют их государство.
BattleTech настольная играЭто — лишь малая часть мира Battletech. Про каждый Дом написаны целые тома художественной литературы и сопроводительных текстов в книгах правил. А кроме них есть ещё корпорация Комстар, малые Дома и, конечно, Кланы. Начать полноценное погружение в эту вселенную можно будет уже скоро после окончания кампании по переводу этой настольной стратегической игры.