Comic Con Russia 2017 – это настоящая выставка достижений комикс-индустрии. Не так уж и много фестивалей в России, где в одном месте (ну, ладно, в двух местах, двух залах) встречаются чуть ли не все ключевые издатели комиксов. Да, кто-то так там и не появляется (ау, «Азбука»!), но тем не менее. Comic Con Russia – это важный этап, по которому можно сверять часы индустрии.

Geekster отловил представителей издательств на Comic Con Russia 2017 и задал всем одни и те же пять вопросов. Перед вами срез рынка комиксов и графических романов России по мнению издателей и маркетологов “Комильфо”, fanzone, АСТ, Белого Единорога, ZANGAVAR, Jellyfish Jam, Parallel Comics, МИФ и Bubble.

Вопросы

1. Как вам прошедший год в индустрии комиксов?
2. Какой комикс вам хотелось бы издать, но до сих пор не получилось? Может есть какой-то комикс-мечта?
3. Похвалите конкурентов. Кто из них показал себя отлично за прошедшее время?
4. Похвалите себя. Какой у вас самый лучший комикс на Comic Con Russia 2017? Без чего не должен был уйти каждый гик?
5. Как вам комикс “Пёся”?

  Михаил Богданов, Комильфо 

Михаил Богданов. Комильфо

1. Прошедший год был сложным, пришлось многие моменты в политике компании пересмотреть, для некоторых популярных серий были вынуждены снизить тиражи. Но в целом наблюдается рост спроса на комиксы, что позволило нам выпустить неимоверное количество новых тайтлов, которые представлены здесь, ещё на фестивале мы анонсировали новые лицензии – комикс про Бибопа и Рокстеди и серию комиксов по вселенной Steven Universe.

Я очень рад, что спустя столько лет мы продолжаем издавать комиксы «Время приключений» – это одна из моих любимых серий, что мы издаем, к КомикКону как раз издали новую книгу про Марселин. Наконец-то выпустили шестой том «Скотта Пилиграма. Злое издание», из-за которого нам выносило мозг все комикс-сообщество. За минувший год мы издали «Рика и Морти» – шикарный комикс, хотя несколько лет назад на «МикроКомикконе» мы сами заявили, что никогда в жизни такого рода комиксы делать не будем. Но когда посмотрели мультфильм, то прониклись им, и специфическая графика отошла на второй план, потому что его сценарий и юмор – это «золото», и подобные комиксы лучше нас никто бы не сделал.

Ещё мы начали делать омнибусы. Ровно год назад впервые вышел омнибус «Паучьи миры», и с тех пор мы выпустили аналогичные книги по «Хоукаю», «Сорвиголове», минибус «Дэдпула», «Человека-паука» Тодда Макфарлейна.

Рад, что издали «Продукты 24» нашего коллеги Виталия Терлецкого и Артема Бизяева.

В целом я доволен результатом; практически все, что мы запланировали, мы реализовали. Но год еще не кончился…

2. Мне кажется, большинство комиксов, о которых я мечтал, я все-таки уже издал. Моим главным комиксом мечты стал «Прибытие» Шона Тана, и мы это сделали. Уже третья допечатка представлена на нашем стенде Comic Con.

3. Мне очень нравится то, что делает «Бумкнига»: их «Пейшенс» произвел на меня просто неизгладимое впечатление. Неплохо стартовала «Комфедерация», но у них, конечно, издания специфические, я бы выделил для себя два-три комикса: мне очень нравится «Драка!» Джека Тигла, и я обязательно ознакомлюсь с их «Арчи». У «МИФа» какие-то интересные позиции выходят, но я, если честно, ничего кроме «Хильды» не покупаю. Ну, и Zangavar продолжает гнуть свою линию: они делают медленно, но верно очень качественный, нестандартный продукт, занимая определенную нишу.

4. «Мираклмен», безусловно. Это наша гордость, это тот комикс, от которого все будут в восторге! Я, к сожалению, по соглашению с правообладателем не имею права говорить, кто его автор, но думаю, что все комикс-сообщество уже в курсе, кто за всем этим стоит. Подсказка – у него фамилия созвучна со звуком кошачьего мурлыканья.

5. Никак. Я, если честно, не особо знаком с самой книжкой, только какие-то стрипы встречал в интернете. Прикольно то, что у этого комикса оказывается есть своя большая аудитория, но я достаточно равнодушен к такого рода историям, поэтому его нет в моей домашней коллекции. Но я убежден, что на рынке должны быть представлены абсолютно разные комиксы, здорово, что и эта ниша тоже заполнена.

 Надежда Молитвина

Надежда Молитвина, Григорий Батанов. Fanzon

1. За прошедший год очевидны две вещи: перепроизводство комиксов и резко выросшая популярность мягких обложек.
Импринту fanzon как раз чуть больше года. За это время мы нашли свою нишу на книжном рынке, продолжаем искать новые идеи и развивать комикс-культуру в России.

2. На этот октябрь планируем релиз сразу двух важных для нас проектов — «Мечтают ли андроиды об электроовцах» по Филипу К. Дику и «Метабароны» Алехандро Ходоровски. Первый, кроме классической истории Дика, включает 100 страниц дополнительных материалов — интервью, воспоминания, эскизы, альтернативные обложки.

Комикс-мечта — сложившийся пазл из оригинального сюжета, талантливой графики и качественной полиграфии. В перспективе хотелось бы издать The Incal Мёбиуса и Ходоровски..

3. С конкурентами мы все в одной лодке :) Петербургское издательство «Бумкнига», например, выпускает Дэниела Клоуза, и делает это оперативно, профессионально, на очень высоком уровне.

4. Мы издаем не только популярные среди фанатов комиксы, но и графические романы — масштабные истории, затрагивающие социально значимые проблемы, которые выходят за пределы узкого сообщества и могут заинтересовать широкую аудиторию. На Комик Коне представили книгу, которую очень долго ждали: «Детективное агентство Дирка Джентли: Взаимосвязь всех королей».

5. Cмелая попытка отечественного автора вписаться в повестку дня.

Степан Шмытинский

Степан Шмытинский. КомФедерация

1. Прошедший год был для нас первым, и мы считаем, что он еще не закончился. Даже если смотреть по мероприятиям, то нас ожидают МикроКомиккон в Петербурге, который в этот раз должен быть одним из самых больших МикроКомикконов, если можно так говорить, и AVExpo, на котором мы тоже собираемся поработать.

За этот прошедший год мы успели появиться, заявить о себе (и, я считаю, достаточно неплохо), издать уже порядка 30 с лишним книг (десять из них, правда, были изданы вот только что к Comic Con), набить очень много шишек, изменить свое понимание того, как это все устроено. Это было интересно, и я считаю, что то, к чему мы пришли за этот год, это очень круто! Не знаю, как остальные, но я очень доволен тем, что нам удалось создать с нуля и до сегодняшнего момента.

2. Я всегда мечтал издать Daytripper, это, наверное, моя цель жизни. И за участие в издании Daytripper я готов на многое!

3. Чисто теоретически я должен хвалить «Комильфо», потому что я там раньше работал и есть за что — например, за «Мираклмена» или «Страх и ненависть», но в остальном мне очень нравится, что делает Jellyfish Jam. Их последняя «Прекрасная тьма» – они уже наконец-то подводят к тому, что ее сделали вроде бы, ведь все очень давно ждут.  Хотя это ведь не совсем хвала, да?

Стопудово молодцы «Бумкнига» – как всегда! У Димы Яковлева сейчас сложно с «Бумфестом», но он очень крутой, что все еще делает его и все еще издает много книг. И они издали книжку Алексея Никитина «Хармсиниада», а я ее так ждал долго! Это большая радость, поэтому хвалю Диму Яковлева. Его я всегда готов хвалить!

4. Я считаю, что самое большое внимание у нас надо уделить «Hollywood  Жану». Все книги, которые мы сделали самодостаточны, люди и так на них обращают внимание: «Арчи» – это Арчи, «Трансфоботы» – это пародия на трансформеров от Джеффри Брауна, поэтому и так понятно, «Путеводитель по аду» – это Джек Тигл, его мы уже издавали.

А вот на «Hollywood  Жан» мало кто обращает внимание, потому что это французы и своеобразный рисунок, а на самом деле это очень крутая книга! Она на уровень выше того, что мы издавали до этого. Это bd, французский графический роман про воображаемых друзей, Сильвестра Сталонне, Шварцнеггера, Рассела Кроу, – очень динамично. Бастьян Вивес, а «Hollywood  Жан» один из первых его графических романов был, он делает сейчас шикарное французское аниме «Last man». И вот мы привезли, пожалуйста, смотрите, но люди немножко побаиваются, потому что нечто совсем неизвестное.

5. «Пёся» шикарна! Лучшая книга! Я иногда шучу, что Пёся – это наш Дэдпул, т.е. локомотив всей Комфедерации, и если бы не он, то, наверное, не видать бы было девять книг к Comic Con.

 МИФ-комикс

Аня Дружинец. МИФ-Комиксы

1. Для нас это первый год внутри индустрии комиксов, так что у нас впечатления скорее не о годе, а вообще :) если сравнивать мир комиксов с большим миром книг, в котором наше издательство уже давно существует, то нам кажется очень интересной и необычной сложившаяся вокруг комиксов «тусовка» издателей и читателей. Она вдохновляет! И мы как новый участник очень рады встряхнуть статус кво. Надеемся, что наши необычные издания расширят круг читателей комиксов, сделают этот «рынок» (о котором все говорят, что он скоро лопнет) больше, разнообразнее, живее.

2. Если честно, совсем откровенно на этот вопрос я не смогу ответить – так как надежда умирает последней и мы, скрестив все пальцы, надеемся когда-нибудь таки выпустить все комиксы своей мечты. Так что чтобы не сглазить, отмолчимся! Из того, что уже вышло и что могло бы быть очень «нашим» – это комиксы про Муми-троллей от издательства Zangavar. Но ребята так классно их издали, что даже и не жалко, а просто очень завидно :)

3. Нам очень нравится то, что делают издательства Jellyfish Jam и Zangavar. У нас во многом пересекаются вкусы, и кажется мы одинаково относимся к своим книгам с большой любовью, что отражается на качестве. На КомикКоне познакомились с Parallel comics – потрясающей энергии чуваки с огромным числом крутых творческих идей. Респект!

4. Определенно «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа». Космическая книга! Захватывающие стимпанк-приключения, настолько умные, тонкие и гомерически смешные, что оторваться все 320 страниц невозможно. Тот случай, когда рискнули с изданием – и теперь сами себе завидуем :) Судя по продажам на КомикКоне, и читатели оценили этот удивительный образец идеального сочетания графики, юмора, выдумки и мастерства рассказчика.

5. Не читала. А вообще творчество Ники очень уважаем и с удовольствием бы с ней поработали. Она, кстати, нарисовала потрясающие иллюстрации для нашей странички на Лабиринте.

Максим Чумин и Андрей Лукин

Максим Чумин. Parallel comics

1. Ничего не скажу про год, но я заметил, что на Comic Con стало нормой выпускать русские комиксы. Это не может не радовать! Даже наши основные продажи строятся на «Диссонансе» и «Параллельных комиксах», и это очень круто, потому что благоприятно для индустрии и благоприятно для того, чтобы развивать наши будущие проекты в сфере русских комиксов. Мы планируем в следующем году большую-большую экспансию в эту область, которая, по-моему, является самой главной в нашей индустрии.

2. Да, конечно, такие комиксы-мечты существуют. На самом деле, в наших «Параллельных комиксах» есть часть со ссылками и описанием того, какой комикс я делал, но у меня не получилось его издать. Это комикс про трансгендера. Я уже точно не вспомню деталей, это было довольно давно, но я очень сильно им горел, и в итоге он вырос в экспериментальную часть, где собраны ссылки вместо кадров комикса.

3. Издательство «МИФ», у них выходят прекрасные книжки. Я не думаю, что им нужна наша похвала, но книжки они выпускают по совести, красивые и классные, прекрасные издания, которые доступны не только фанатам индустрии, но и новым в комиксах людям. «МИФ» очень много для этого делают, они работают вне рамок вот этого определенного Comic Con, вне рамок индустрии и выходят за нее. В идеальном мире мы бы хотели быть такими же и планируем этого достигать.

Я все еще не понимаю, кому и зачем моя похвала, но мне очень нравятся ребята из издательства Zangavar, которые помогают нам делать комикс «Серебряный серфер. Притча» Мёбиуса, и издательство «Комфедерация» – я тоже их очень люблю и люблю Степана Шмытинского. Я недавно купил себе и своей девушке «Hollywood  Жан», и он потрясный: и комикс, и формат, с которым они определились. Очень крутой путь ребята прошли за год, всем бы так!

4. «Диссонанс» или даже набор «Диссонанс» и «Параллельные комиксы». Это, так сказать, окно в будущее, где наши авторы определяют, какие комиксы называют отечественными, что такое русская школа, которую впоследствии могли бы представлять не только у нас, но и за рубежом. Поддерживая «Диссонанс» и «Параллельные комиксы» сейчас, вы делаете возможными все наши амбициозные планы, связанные с русскими комиксами в будущем.

5. То, что Ника Водвуд делает в целом, не концентрируясь только на комиксах или зинах, это очень классно. То, что она продвигает вперед культуру зинов в России, который тоже очень интересный визуальный пласт, связанный с комиксами, это круто! Я очень уважаю Нику, но «Пёсю» я не читал, потому что это не совсем мое. Я его скорее воспринимаю как мёрч, дополнительный сопутствующий товар к основной деятельности, которая становится все качественнее и качественнее, привлекает людей в индустрию комиксов в целом и российскую особенно. Я буду очень рад и, возможно, не удивлюсь, если после «Пёси» человек прочтет те же «Параллельные комиксы» и увидит что-то общее между этими книгами в плане раздвижения рамок и форматов.

Александр Коротов

Владимир Морозов. ZANGAVAR

1.  Мне показалось, что наблюдалось некоторое замедление роста рынка, и до нынешнего Comic Con я думал, что это в перспективе приведёт к негативному финалу. Но, честно говоря, огромное количество людей на Comic Con, большее, чем в прошлом году, наводит на вполне себе такие радужные мысли, что, возможно, то был лишь момент затухания, который на фестивале не отразился. Судя по интересу, который проявляется не к Игромиру, а именно к Комик Кону, это позитивная тенденция. Будем надеяться, что так продолжится и дальше.

2. Я отношусь к этому с долей суеверия,  особенно в контексте темпов нашего издательства, которое книги анонсирует, а потом народ нетерпеливо требует «ну, что вы там, почему не издаете?!». Тут ответ может быть только одним – я не могу сказать ничего определенного.

3. Кого отметить? Ну, конечно, впечатляющие успехи у Bubble; «Комильфо» и JJ наводнили рынок Marvel`ом так, что мало не покажется. Замечательная «Комфедерация» появилась, которая издает симпатичные маленькие комиксы – это одно из самых заметных явлений последнего года. Parallel Comics и МИФ – ребята классные. XL Media не теряют хватку. Да все молодцы, по большому счету.

4.  «Падающая девочка», конечно же, Франсуа Скойтена и Бенуа Петерса, которые приезжали на фестиваль «Бумфест» в Петербург. 21-го сентября была представлена книга: впервые в истории Zangavar наши авторы – действующие живые классики – приезжали на презентацию, которая прошла с большим успехом. Поэтому «Падающая девочка» у нас хорошо идет. Будем надеяться, что судьба ее окажется благополучна, и серия «Тайные города», которую мы начали издавать, получит продолжение и не одно.

5.  Как мне комикс «Пёся»? Хороший вопрос! Он крайне мило и по-домашнему нарисован, неоднозначные затрагивает темы, там все на грани. Что касается моих воззрений на вопросы, которые затрагиваются в комиксе, они во многом идут вразрез с линией автора. Но опять же, как и у всякого автора, у Ники есть свой вектор, а популярность, которую она имеет, это отражение напряженных настроений в обществе и среди молодежи. Молодые люди развиваются и проходят бурные периоды своей жизни, протестуют против чего-то, ищут себя. Так что я отношусь с уважением к работе автора, но это не моя чашка чая. Хотя нарисовано прикольно!

Беата Коташевская

Беата Коташевская. Jellyfish Jam

1.  Появилось очень много новых игроков, и, естественно, с точки зрения конкуренции это немного сложно, приходится все время быть очень-очень внимательными. Раньше мы точно понимали, за кем из наших коллег нужно следить, где мы можем столкнуться интересами, а сейчас появляются новые издательства, все мы делим один и тот же пирог, поэтому становится труднее.

Плюс, мне кажется, немного труднее читателю, потому что хронология некоторых серий идет коту под хвост. Если мы раньше старались хотя бы чего-то общего придерживаться, то сейчас мы можем это делать только в рамках издательства, так как договориться всем вместе в принципе невозможно.

2. Я издала свой комикс мечты как раз на этом Comic Con. Это The Wicked + The Divine, который мы перевели как «Порочные + Божества». Я последние три года делала все, чтобы его издать: мы вели очень сложные переговоры, вложили в него много денег и усилий – и вот он издан! То есть моя программа минимум выполнена.

Комикс, который мы очень хотели сделать, но не смогли, это Private Eye, который купили XL Media. Мы торговались, но там, к сожалению, были огромные деньги. Мы просто не смогли себе этого позволить и в какой-то момент поняли, что лучше возьмем других комиксов, так как мы не уверены в коммерческом успехе этой серии.

3. Я всегда хвалю «Комильфо», мне кажется, мы как кукушка, которая хвалит петуха, но мне правда нравятся серии, которые они делают. «Мираклмен», например, это совершенно потрясающая книжка, и, возможно, мы бы тоже взялись за нее, потому что это такой passion project, как, я думаю, и для них. Мы во многом соприкасаемся интересами, мне любопытно следить за ними. И я последние полгода хвалю «Комфедерацию», потому что у них интересный выбор анонсов, и я иногда даже покупаю их книжки, чего не могу сказать о большинстве наших коллег. Я очень редко покупаю комиксы на русском. «Комфедерация» молодцы, они делают здоровские вещи.

4.  Прямо сейчас нужно обратить внимание на «Порочные + Божества». Тут я не могу солгать, потому что это отличный комикс, в первую очередь, и он от той же команды, которая сделала «Молодых мстителей» – Кирен Гиллен и Джеймс МакКелви. В каком-то смысле это комиксы, которые определяют наше издательство. «Порочные + Божества» — имиджевый комикс для нас, как и «Молодые мстители», он задает нашу программу, лицо. Мне кажется, JJ = WicDiv, это наш комикс на 120%.

Еще обязательно нужно брать «Фронтир», «Победителей невозможного» и «Диптих» русских авторов, которые были на Аллее авторов Comic Con 2017, где можно было подписать и взять скетч, поболтать с ними. Например, ребята для второго тома «Фронтира» сделали невероятный объем работы, там потрясающая детализация, очень красивый рисунок. «Диптих» – это первая крупная бумажная работа Алексея Трошина в нежнейшей акварели.

И «Мышиная гвардия» – это  любимый комикс Васи (Кистяковского, издателя JJ – прим. ред.), и мы долго работали, чтобы его издать. Там потрясающе сделанная ретушь, это очень крутая и важная для нас книжка — наш первый комикс в твердой обложке! От нас очень долго ждали подобного.  Я была огромной фанаткой «Хроник Редволла» в детстве, и «Мышиная гвардия» в каком-то смысле такой же Редволл — храбрые мыши сражаются с хищниками, змеями, страшными крабами и умирают за то, чтобы защитить других храбрых мышей. Ну, то есть все, что мы любим — фэнтези, но только про милых, пушистых, очень трогательных мышек.

5.  С «Песей» интересная история. Примерно года полтора назад  мы с нашим техническим директором Алиной Калининой подошли к Нике Водвуд и сказали ей: «Ника, мы хотим издать Пёсю и твои другие комиксы». И Ника сказала: «Да-да, конечно, поговорим потом, я пока так занята!» Мы писали ей раза четыре, после чего Ника неожиданно издалась в «Комфедерации». Так что лично у меня есть небольшой осадочек. Просто с точки зрения общения, мне кажется, это не совсем профессионально, когда тебе что-то предлагают люди, и ты даже не говоришь «нет», а просто идешь в другое издательство. Это не здорово. В то же время, у нас мало людей, которые яростно топят за феминизм и при этом могут продать большие тиражи. Ника не притворяется, она реально очень идейный человек.

Я не знаю, хорошо это или плохо, наверное, хорошо все же, потому что кто-то должен поднимать такие темы. Мы в свое время подняли тему ЛГБТ «Молодыми мстителями». Все боялись это делать, мы думали: «а вдруг мы их выпустим и из-за этого закроемся ко всем чертям?» Выпустили, был очень большой хайп, многим людям хотелось «Молодых мстителей», они говорили: «Спасибо, что вы это сделали». Так что я думаю, есть очень много людей, судя по тиражам, которые говорят «спасибо, что вы сделали Песю». Если есть спрос, должно быть и предложение, не только ведь «Дэдпула» и «Людей Икс» продавать, правильно? Идейных комиксов мало, такими штуками ты рискуешь привлечь больше негатива и меньше денег, но по-моему у «Комфедерации» с «Песей» все отлично сложилось.

Артем Габрелянов

Артем Габрелянов. Bubble

1.  Очень бодро, очень все понравилось, правда, коллеги из издательств, которые переводят комиксы, говорят, что у них продажи упали, но лично у нас – выросли. Мы запустили новые серии, это говорит о том, что индустрия развивается и появляются новые люди, которые покупают и вливают больше денег, что позволяет нам экспериментировать и делать новые комиксы.

2. Нет, все, что мы видим и нам нравится, мы все издаем. У нас нет такого, что не получается издавать. Единственные проблемы могут возникать с комиксами категории 18+, потому что это очень большой удар по продажам – не все могут купить, обязательно нужно предъявлять паспорт. Чем ниже возрастной рейтинг у комикса, тем легче его продать в принципе.

3. У нас же нет прямых конкурентов. Обычно люди, которые покупают тот же переводной Marvel, не покупают Bubble, и наоборот. Никто комиксы кроме нас в таком же виде не издает. Я не знаю ни одного сингла, который бы вышел в этом году, кроме как у нас.

Все, кого мне хотелось бы похвалить, сидят на Аллее автором КомикКона – это ребята, у которых есть свои истории, изданные комиксы, своя фанбаза. Они все молодцы, они оказались на этой Аллее не случайно или потому что чьи-то друзья, а по своим заслугам.

4.  Я бы обратил внимание на наши хардкаверы «Второе дыхание». Они все очень крутые, мы перезапустили серии, и они стали реально очень-очень-очень интересными и совершенно другими. Если вы хотите потратить 550 рублей с пользой, купите один хардкавер какой-нибудь.

5.  «Пёся» мне не понравился, я считаю, что это не самый лучший представитель подобного жанра. Есть комиксы про феминизм гораздо более глубокие, более серьезные, не в такой примитивнейшей подаче. Я не говорю про рисунок; рисунок – это вещь на любителя. Тут я не буду судить, у этого стиля, наверняка, есть свои поклонники. Но примитивная подача совершенно меня не зацепила. Есть гораздо более интересные по задумке комиксы про феминизм, про расизм или сексизм. Я считаю, что действительно нужно об этом рассказывать, чтобы повышать уровень знакомства с тематикой у населения, но вот так вот просто в лоб приводить какую-то ситуацию и тут же делать вывод «феминизм – супер»… Извините, мне это вообще не заходит.

Александр Коротов

Александр Коротов. Белый единорог

1.  Нет ответа.

2. Комикс-мечта есть, но это комикс собственного производства и о нём говорить ещё слишком рано.

3. Увы, физически нет времени следить за изданиями коллег, свои нужно делать.

4.  Нечего хвалить. Из комиксов новинок на Comic Con мы не привезли, хотя были новые артбуки по игровым вселенным.

5.  Нет такого комикса.  А упомянутая Вами брошюра с картинками к комиксам отношения не имеет.

Алексей Ионов

Алексей Ионов. АСТ

1.  Мы активно работаем с этой индустрией, но мы выпускаем графические романы, т.е. это твердая обложка, логически законченные истории в каждом томе, и за счет этого мы не попадаем в самую низкую ценовую нишу. Наши издания дороже, поэтому совсем уж улётных продаж у нас нет, но в целом мы довольны, развиваемся и у нас выходит много всего интересного.

В редакции Mainstream у нас издаются в основном комиксы по игровым вселенным. За этот год у нас вышло 5-6 графических романов по Assassin’s Creed, один том Dead Space (второй на подходе), Evil Within, Dark Souls: Дыхание Андолуса, Warcraft «Узы братства», на подходе Dishonored: Вирмудский обман.

У нас выходят графические романы по произведениям Нила Геймана («История с кладбищем» и «Коралина»), Джорджа Мартина («Игра престолов» и «Грезы Февра»). Активно работаем со «Звёздными войнами», но мы выпускаем истории из старой Расширенной Вселенной, сейчас они называются “Легенды”. Интерес публики к ним немного падает, потому что они все говорят, что «это не канон!» Видимо, им плашка важнее, чем сюжет. Но по «Звездным войнам» у нас лучше идут сольники, потому что никто, видимо, не хочет подписываться на сериалы – когда еще все выйдет на нашем рынке? Особенно хорошо идут истории про Дарта Вейдера.

И еще мы выпустили очень важный комикс «Лига выдающихся джентльменов» Алана Мура. Мы издаем его со всеми дополнениями, выпустили оба тома.

В основном мы покупаем лицензии, но к весне следующего года мы очень ждем от Дмитрия Глуховского его графический роман «Пост». Это постапокалипсис, оригинальный сюжет, сценарий написал сам Глуховский.

2. Все лицензии, что мы хотели бы, уже либо у нас, либо у конкурентов. Так что чего мечтать? Проще пойти в магазин и купить, сказав коллегами спасибо, что уже издали.

3. Я похвалю комикс-шопы. Мне очень нравится, что заходишь в «Чук и Гик» в субботу вечером за час до закрытия, а там толпы народа. У них очень хорошие почтовые рассылки, в которых рассказывается обо всех новинках. Я даже сам, честно признаюсь, слежу за тем, что выходит, по рассылке «Чук и Гика»: они включают то, что мне интересно. Так раз в недельку почитал, сложил в корзинку, за месяц собрал заказ, оформил, забрал.

Мне нравится, что очень много сейчас экспериментов. Много комиксов, которые достаточно оригинальные, необычные, новаторские, инди-комиксы, не только Marvel и DC, но и Dark Horse, Image, Vertigo и много еще всего. Получается много интересных историй. И со временем мы закрываем все основные лакуны, выпускаем все самые значимые произведения, вот недавно «Мираклмэн» Алана Мура вышел. Осталось только «Буна» со «Спиритом»дождаться – и вообще все хорошо будет.

Мне очень понравилось, что начал выходить «Астерикс и Обеликс» – это прямо потрясающе. Я недавно купил два комикса Марка Миллара «Хрононавты» и «Звездный свет», еще «Самый холодный город» Энтони Джонстада. Мне нравится, что даже то, что выходит по вселенной Marvel, это не самые очевидные, но истории типа «Мисс Марвел Камала Хан», «Лунная девочка и дьявольский динозавр», «Адская кошка!», «Реактивный енот», «Говард Утка» и «Лунный рыцарь». То есть это такие комиксы, которые расширяют представление о жанре супергеройского комикса, в котором может быть что-то необычное и новаторское. В «Мисс Марвел», например, поначалу нет вообще ничего супергеройского. Там подростковые проблемы, и читательская аудитория любит Камалу именно за то, что она реальный, живой подросток со своими заботами, к которым добавляется ее превращение в героя.

Такое разнообразие радует, хотя, с другой стороны, встает проблема, которой прежде не было. Раньше ты покупал все новинки, которые выходили, а теперь приходится долго выбирать, потому что и бюджет не резиновый, и дома на полках места уже нет, и времени читать всё подряд не хватает. Нужно решать, что ты готов купить и читать, а что отложить.

4.  «Лига выдающихся джентльменов» Алана Мура. Это же прямо классика! Это наша первая работа с таким известным тайтлом, и мы очень рады, что смогли им заняться.

«Рыцари старой республики» и «Темные времена» Звездных войн – это самые драматические и серьезные комиксы. Джон Джексон Миллер придумал правдоподобных героев и закрученный сюжет, который разворачивается на протяжении 50-ти выпусков. Там настолько все взаимосвязано! Он расставлял все отсылки и намеки в книгах, но нужно было знать, куда смотреть. Этот комикс очень крут тем, что там сложный и интересный сюжет, который, перечитывая второй-третий раз, понимаешь, что очень многое пропустил. То, что не казалось очевидным при первом прочтении,становится крайне важным при втором, ты понимаешь, что там было развешено очень много ружей, и все они начали стрелять.

Ну, а первый том «Темных времен» – это просто одна из самых взрослых, серьезных и драматических историй, которые вообще выходили по “Звёздным войнам”.

Два сборника графических антологий «Карающий меч» позволят познакомиться с творчеством Робертом Говардом и понять, что он не только Конан-варвар и Рыжая Соня, но и Темная Агнес, и Бран Мак Морн, и Брекенридж Элкинс. Эта антология открывает все многообразие творчества Говарда, одного из родоначальников жанров pulp fiction и swords & sorcery. Классно, что у нас есть такие не самые мейнстримовые комиксы.

5.  Что-что?

В качестве заглавной иллюстрации использовано фото http://igromir.fotoezh.ru/ и «FOTOEZH.RU».

Сохранить

Читайте ранее:
Агент Анти-Веном приходит в Marvel

В комиксе The Amazing Spider-man Marvel уже показывала своеобразный тизер «секретного» персонажа, который был...

Закрыть