Почему D&D5 – самая популярная настольная ролевая игра в мире?

Вот уже меньше, чем через месяц, выходит первое официальное русскоязычное издание самой популярной настольной ролевой игры в мире — Dungeons & Dragons 5 редакции. А наша редакция (забавный каламбур, не правда ли?) решила разобраться, почему именно D&D с момента своего появления и до сегодняшних дней является самой популярной настольной ролевой игрой и может ли кто-то пошатнуть её популярность.

Узнать, что вошло в предзаказ D&D5 и поучаствовать в кампании можно на странице на Crowd Republic. Ну, а мы давайте выяснить, что и как.

Dungeons_Dragons_playПро D&D я знаю, в сериале/игре/где угодно видел, а что такое настольные ролевые игры?

Для автора этой статьи, который играет не только в D&D, но и в множество других настольных ролевых игр (НРИ), самым простым способом объяснить незнакомому человеку, что же такое эти НРИ — это просто сказать «Как D&D, только про…». И это не шутки. Популярность D&D сейчас настолько велика, что этот один единственный продукт известен больше, чем сама категория, к которой он относится. И это по-настоящему беспрецедентная ситуация!

Вы могли бы себе представить, чтобы люди могли знать, что такое «Война и мир», но не знали бы, что такое книга? Чтобы человек знал о «Войне бесконечности», но не знал о том, что такое кинофильм? Выглядит сюрреалистично. Но в случае с Dungeons & Dragons такова объективная реальность.

Даже в Google Trends запрос ”Dungeons & Dragons” многократно популярнее, чем “Tabletop roleplaying game” и любые другие вариации на эту тему вместе взятые. Как же и почему так случилось?

Для этого стоит отправиться к истокам.

С чего начались НРИ и D&D?

первая dnd 1974
Одно из ранних изданий D&D

Знаете что такое Чатуранга? Такая древняя индийская игра, ставшая прародителем шахмат. К чему это? А она напрямую связана с истоками настольных ролевых игр и Dungeons & Dragons. Шахматы, произошедшие от Чатуранги, в XIX-м веке привели к появлению первых варгеймов — стратегических игр с более сложными правилами. А в 1974 году варгеймов существовали десятки. И нескольким игрокам стало интересно: «А что, если поиграть не армией, а отдельными ее представителями. Додумать, что у них есть имена, истории и все такое»? Именно так у Гэри Гайгэкса и Дэйва Арнесона и родилась идея Dungeons&Dragons, и уже впоследствии было придумано само определение настольных ролевых игр.

Эволюция НРИ и D&D во времени

Вскоре, после появления D&D, множество людей заинтересовалось новым подходом к настольным играм и абсолютно новым опытом, который предлагали создатели D&D. И неудивительно, что эта идея тут же нашла своё продолжение в создании новых, похожих на изначальный проектах. Ведь в D&D нет космических приключений, бластеров и фантастики. Нет там и исторической достоверности, или же возможности разыграть настоящий бандитский детектив в Чикаго 30-х годов. Рынок настольных ролевых игр начал стремительно развиваться.

Но и создатели рынка не стояли на месте. Регулярно исправляя недостатки системы, развивая её, избавляясь от лишнего и используя современные идеи, Dungeons & Dragons тоже адаптировались под потребности общества. Конечно, долгое время настольные ролевые игры считались уделом гиков. Но вот незадача, сейчас уже это слово отнюдь не несёт негативной окраски и более того — субкультура гиков пользуется с каждым днём все большей популярностью. Известный сериал «Теория Большого Взрыва» считают одним из основных двигателей этого тренда, который вызвал ошеломляющий интерес к увлечениям, которые раньше считались уделом небольшой группки людей. А недавний сериал «Очень странные дела» возвел D&D в ранг модного атрибута.

Хотя думать о том, что о D&D не знали и не слышали до сериалов, тоже не стоит. Именно на базе D&D начинали появляться первые компьютерные ролевые игры, которые сначала имели текстовый вид и упрощенные автоматизированные правила. Именно во вселенной D&D, к 90-м годам разросшейся до невероятных размеров, происходят действия культовых компьютерных игр Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Planescape: Torment и множества других. Более того: большинство имеющихся в этих играх особенностей развития персонажей, предметов, навыков и способностей практически без изменения взяты именно из механик настольной ролевой игры.

сообществоТеперь уже можно структурировать информацию и понять, почему D&D такая популярная.

Пять причин популярности D&D

  1. Первая причина — это время возникновения. Именно D&D принадлежит звание первой настольной ролевой игры в современном понимании, и поэтому такое первенство однозначно возвышает проект над всеми другими системами и играми, которые, конечно, могут при детальном рассмотрении уже не иметь ничего общего со своим прародителем.
  2. Вторая причина — это развитие. Множество гениальных продуктов, давших начало целому сегменту рынка впоследствии оказались практически забыты. Кто сейчас может вспомнить название самой первой киностудии без подсказок? Но D&D как игра не просто дала начало новой индустрии, но и продолжила развиваться вместе с ней.
  3. Третья причина — это упоминания и отсылки. Сейчас D&D и отсылки к этой игре можно встретить в сотнях произведений массовой культуры. Это и упомянутая уже «Теория Большого Взрыва», и вдохновленные Dungeons & Dragons отсылки в десятках компьютерных игр, начиная от Heartstone с их Kobolds & Catacombs и совсем не заканчивая Borderlands 2 с Bunkers & Badasses.
  4. Четвертая причина — это эволюция компьютерной индустрии. Появление возможности создания видеоигр привело к тому, что разработчики стали искать вдохновения в первую очередь в уже существующих в виде настольных игр идеях. Квесты появились из книжек-приключений. Стратегии — из варгеймов. А RPG — из настольных ролевых игр. Причем для некоторых даже не пришлось разрабатывать с нуля правила, а лишь адаптировать под видеоигру уже существующие подробные механизмы D&D.
  5. Пятая причина — объем контента. Сейчас во всем мире сотни людей работают над расширением имеющегося контента для D&D. Благодаря своему подходу издательство смогло создать ситуацию, когда именно существующая популярность приводит к последующему росту этой популярности. Ни одна другая ролевая игра не имеет столько официальных дополнений и приключений, сколько создается для D&D, не говоря уже о тысячах, если не десятках тысяч, качественных, интересных и доступных для каждого приключений, написанных энтузиастами и фанатами игры.

Ну и наконец, вне очереди — это просто круто. Серьезно, возможность окунуться в героическое фентези, побывать в шкуре эльфа или стать настоящим волшебником — для многих это интереснее, чем то, что предлагают другие ролевые игры. Не в последнюю очередь из-за романтики средневековья, которая переплелась с детскими сказками и настоящими мифами и легендами и создала уникальный пласт культуры.

Но почему популярнее всего пятое издание? Читайте дальше!

Отбросить лишнее — иногда лучше, чем добавить новое.

Одной из причин того, почему раньше Dungeons & Dragons считали увлечением для гиков и нёрдов, можно назвать достаточно высокий порог вхождения в хобби. Необходимость длительного и тщательного изучения правил, наличия терпения и большого количества свободного времени — всё это приводило к слабому росту популярности продукта. Особенно после того, как начали появляться куда более легкие в освоении и понятные для обывателя настольные ролевые игры.

И пятая редакция D&D учла все ошибки своих предшественниц. Так, фокус игры вновь сместился с тактической ориентации четвертой редакции в сторону общего хода эпического приключения, в котором есть место чему угодно, а не только эффективным сражениям с врагами. Сами правила стали на порядок «легче», а язык, которым написана книга, проще и доступнее. Были безжалостно истреблены мультиклассы, разобраться в которых с первого раза было просто невозможно, а тем более — сходу и без полпинты создать эффективного персонажа, а не калеку в сравнении с опытными товарищами по игре.

dungeons and dragons 5 редакция
Святая троица D&D 5

Теперь игра действительно стала открытой для каждого желающего. В Dungeons & Dragons играют люди от трёх лет и до самого старого возраста. Нет никаких серьезных ограничений, а множество правил стали лишь опциональными и без них вполне можно обойтись. Большого количества инструментов тоже не понадобится. И теперь, после выхода русскоязычного издания, популярность D&D среди русскоговорящих людей поднимется ещё выше — хоть уже давно существовали и неофициальные, фанатские версии перевода (и было фициальное издание D&D3,5, но это совсем другое дело).

Впрочем, уже совсем скоро вы сможете и сами оценить все достоинства игры! А пока — напишите в комментариях, захотелось ли вам ознакомиться с D&D 5 и каким именно вы видите будущее системы!


Это была первая статья из цикла, посвященного выходу русскоязычного официального издания Dungeons & Dragons 5 ed. Оставайтесь с нами и ждите новых материалов!