«Никто нас не убьет!» — блиц с издателями на Игроконе 2018

«Игрокон» — это отличная возможность встретиться почти со всеми крупными издательствами и сетями магазинов настольных игр. Что мы с радостью и сделали, получив эдакий срез рынка.

Кажется, если прочитать все эти ответы один за другим, то наступает просветление, становится понятно, что происходит в настолками в России, какие новинки горячи, что сам Хеллбой, и открывается третий глаз.

Каждому мы задали четыре вопроса: как изменился рынок настольных игр за год, что самое важное из их портфолио было на Игроконе, будет ли краудфандинг убивать издательства и что, в конце концов, стоит сказать Ричарду Гарфилду при встрече.

Общий вывод: все вроде бы пока хорошо, растем и развиваемся, хоть и не так бурно, но все еще есть куда; издателей становится все больше, и скоро они начнут толкаться. Для нас тут плюс в том, что будет больше специализированных проектов, рассчитанных на самую разную публику: от казуалов до хардкорщиков с эксцентричными запросами. Краудфандинг, может, никого не убьет, но тревогу некоторую он точно вызывает. А еще столько интересных настольных игр появилось, что теперь вы знаете, из чего выбирать.

Можете прочить все интервью разом, а можете перейти сразу к любимому издательству или магазину. И расскажите в комментариях, с чем согласны, а с чем нет!

Антон Сковородин, руководитель «Gaga Games»

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

Сразу такой серьезный вопрос! Ну, каждый год на рынке настолок — это, к счастью, пока что рост, причем рост не только нашей компании, но и всего рынка. Все компании выпускают все больше игр, все раскачиваются, развиваются. Пока что все довольно ровненько идет.

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

Это сложный вопрос, одну игру я, наверное, не смогу выделить. Все зависит от предпочтений человека. Если мы говорим о гиках, то у нас здесь есть демо-версия «Сумеречной борьбы» (Twilight Struggle). Это одна из моих любимых игр, очень горд тем, что мы выпускаем ее на русском языке. Я считаю, что каждый, независимо от того, насколько ему интересна тема политики и Холодной войны, должен попробовать эту игру.

Если говорить о семейных игроках, то в этом году у нас чудесная игра вышла, которая называется «Липкие хамелеоны». Это игра, которая, по нашему мнению, станет хитом: что-то среднее между настольной игрой и игрушкой, потому что там есть элемент ловкости —то, что называется за рубежом, dexterity games. Там такие липкие языки, которыми нужно хватать жетоны со стола.

Давайте выделим такую категорию, как mid-core, игроков, которые не очень любят детские игры, но и не очень любят сложные игры. Им бы я рекомендовал попробовать нашу новинку «Из руин», это локализация американский игры «Unearth». Очень стильная, красивая игра и очень неглупая. Можно сказать, что это такой филлер, но филлер-стратегия, потому что это не игра, которой вы будете забивать промежутки между партиями, а такая штука, ради которой можно целенаправленно собраться. Она занимает порядка 30-40 минут, и там есть над чем подумать, и стратегические элементы, и элемент случайности.

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

А нет краудфандинга в России! Кроме ряда проектов на Crowdrepublic и каких-то инди-проектов, выходящих на Boomstarter. Потому что то, что сейчас делают издательства, правильнее, наверное, называть предзаказом. По большому счету, когда стартует кампания по сбору средств, уже обратного пути нет: у многих тираж уже напечатан и едет из Китая. Все стараются сроки выдачи сократить.

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

Кроме Magic: The Gathering я очень восхищен талантом Ричарда, потому что он сделал такие классные игры, как «Повелитель Токио» и «Повелитель Нью-Йорка» — действительно отличные, семейные игры. И в этом году у нас выйдет, уже напечатана и едет сюда игра, которая называется в локализации «Королевство кроликов» (Bunny Kingdom). На мой взгляд это просто гениальная игра: выглядит как семейная, но по сути это стратегия с драфтом, которую мог создать только такой матерый автор, как Ричард Гарфилд.

Так что, сказал бы ему спасибо, руку пожал!

Михаил Акулов, генеральный директор «Мир Хобби»

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

У нас хорошо, мы растем на 30%. Больше РПГ, которые мы любим, больше прекрасных игр, больше игр по «Звездным войнам». Наконец-то выйдет Twilight Imperium, которую я люблю, и все об этом уже знают. Я прямо очень доволен!

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

Я советую всем прийти посмотреть на Gloomhaven. На выставке не финальное качество коробок, но вы можете сыграть, оценить масштаб. Половину компонентов уже те, которые отпечатаны в России, остальные мы доделываем. Что еще? Попробуйте «Зодчие», попробуйте «Правильный мед», попробуйте «Солнечную долину». Это из новинок, и это все прямо отлично!

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Никогда не убьет, зачем? Это разные вещи. Он не должен убивать классические издательства.

Если издательства умрут от краудфандинга, то тогда, простите, умрут все магазины.

И тогда количество любителей настольных игр начнет сокращаться. Этот тренд проходили на Западе несколько лет назад, но не из-за краудфандинга, а из-за засилия сетей. Когда стали сокращаться маленькие магазинчики, рынок стал схлопываться. Это самая большая проблема. Краудфандинг не должен убивать ни традиционные издательства, ни магазины. Эти вещи должны вместе сосуществовать.  Краудфандинг отличная вещь, иначе мы бы ей не занимались, но убивать он ничего не должен!

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

Да я уже оказывался пару раз, говорил «привет!». Его последняя идея с последней игрой от Fantasy Flight Games очень интересная (имеется в виду Keyforge: Call of the Archons – прим. ред.). Мне интересно, как воспримет ее рынок. Ричард говорил, что на самом деле это, как должна была выглядеть в его представлении идеальная «Магия». И мне очень хочется, чтобы у него это получилось. Поэтому я ему скажу: «Успехов! У тебя по-прежнему охеренные идеи!».

Артур Колесников, генеральный директор «Русская игрушка»

 

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

Год показал себя более чем здорово, по крайней мере у нас. Развиваются как сам интерес к настольным, так и количество людей, которые в них играют, а аудитория, которую привлекают настолки, становится все больше и больше: семьи привлекают своих детей к играм и домашним развлечениям.

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

Конечно, «Взлет разрешен» — это бестселлер. В 2016 году по версии Boardgamer.ru мы были лучшей отечественно настольной игрой, уже второй тираж у нас вышел, а продажи говорят сами за себя. В каждом магазине ее можно встретить, и люди знают, что это такое. Есть постоянные наши клиенты, которые приходят на Игрокон, просто садятся и играют во «Взлет…».

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Это очень сложный вопрос, потому что краудфандинг не дает возможность сразу пощупать что-то живое. Мы работаем именно как издательство. Например, есть «Рейдеры Великих пустошей» — это игра нашего близкого товарища Дмитрия Тэлэри. Мы ее издали, люди приходят и могут сразу потрогать, что это такое, понять подойдет им или нет. Краудфандинг, мне кажется, не дает такой полной информации сразу. А как стартап — почему нет?

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

Привет, поиграем во «Взлет…»?

Сергей Синцов, руководитель отдела маркетинга сети «Единорог»

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

Он достаточно успешный, очень много было хороших, больших проектов, которые, очевидно, отбились. Новые интересные игры с новыми механиками, и стало больше людей играть. Год был удачный!

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

century пряности«Century. Пряности», конечно. Прекрасная игра, очень простая красочная, интересная, быстрая, позволяющая крутить разнообразными тактиками, проходить ее разными стратегиями, например, идти в крупные пряности или максимально набивать себе караваны дешевой куркумой и потом ее быстро обменять. Очень интересный проект, всем рекомендую попробовать!

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Никогда! Никогда, потому что всегда будут люди, которые будут говорить «а я куплю это потом», «я не доверяю», «я не уверен». Опять же, мы сильно переоцениваем количество людей, которые максимально погружены в тему и уже на этапе краудфандинга могут обеспечить издателя вот этим плечом, с которого удобно стартовать в плане сборов. Поэтому я не думаю, что такое когда-то произойдет.

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

Я скажу ему спасибо за то, что он сделал самую крутую настольную игру всех времен.

Константин Комаров, директор по развитию продуктов «Звезда»

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

Если говорить про 2017-й год, то чувствуется, что в целом в стране стало тяжело с покупательской способностью, плюс издательства выпустили очень много новинок, и рынок сейчас перегрет. Поэтому достаточно непросто было в 17-м году, особенно если сравнивать результаты с 15-16 гг., но так или иначе рынок растет и развивается. В год минимум по 10% прибавляет. Если компания вместе с рынком, значит она сохранила позиции, а если она чуть больше делает — значит она кого-то подвинула, и это уже можно считать показателем успеха. Для нас несмотря на сложности на рынке и в экономике это был положительный год. 2018-й развивается уже лучше, я сейчас по результатам 9 месяцев вижу рост более 15%. Это связано с ассортиментной политикой, с изменением модели продаж и большим пониманием, что нужно нашим клиентам и партнерам. Мы и сами сейчас внутри компании меняемся очень сильно.

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

«Азул», обязательно «Азул» попробуйте! Это игра для всех: и для семьи, и для тех, кто любит абстрактные игры. Она очень приятная тактильно, она красивая, яркая, она легкая в изучении, но глубокая по правилам. Можно заморочиться и играть в нее как серьезную, абстрактную стратегическую игру. Каждый должен попробовать «Азул».

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Никогда, потому что все, кто занимается краудфандингом, так или иначе начинают осознавать, что это неправильная модель ведения бизнеса и они сами себе ломают перспективу развития как издательства. Есть отдельные спецпроекты, которые большие издательства могут издавать на краудфандинге, например, экстремально дорогие или сложные дополнения, которые нужны только фанатам.  Когда группа энтузиастов начинает этим заниматься, то я их прекрасно понимаю и поддерживаю; потом они становятся компаниями, переходят в нормальный бизнес как издатель. Когда же компании начинают этим заниматься, они ломают рынок всем и себе в том числе. Если они не будут оглядываться назад на то, что они сделали и смотреть на свои результаты, то в конечном итоге это приведет к их собственному краху.

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

Во-первых, я скажу, что приятно его снова увидеть, потому что я очень давно его видел в последний раз, это было лет шесть назад в США на выставке в Origins game fair в Коламбусе. И скажу ему спасибо, потому что Magic одна из первых игр, в которые я начал играть. Я в общем-то в бизнес пришел, начав играть в Magic, потом перешел в варгеймы, а с них уже пришел в «Звезду». Большое спасибо, что открыл для меня мир настольных игр!

Ян Козаренко, представитель «Фабрика Игр»

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

Очень богат событиями. Все время что-то происходит, постоянно что-то меняется, издатели конкурируют и притираются друг к другу. Короче, очень живо! Таково мое мнение.

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

Krosmaster, потому что это новое слово, на мой взгляд, в турнирных играх. У нее очень низкий порог входа. За ту сумму, которую нужно заплатить, чтобы начать играть в Krosmaster, вы в лучшем случае половину всего необходимого для Warhammer себе купите. Про «Магию» я вообще молчу, потому что там постоянная ротация и гораздо больше карт в изданиях, чем миниатюр у нас в сетах.  Я понимаю, что многих может отпугивать ценник стартера — 4250 рублей — но если подумать и посчитать, сколько на самом деле получается, то вы очень сильно экономите. И своего времени, в том числе, потому что миниатюры уже предпокрашены, все готово, и правилах легко объяснять. Так что я бы сказал, в первую очередь Krosmaster и «Еще один день», потому что это очень оригинальная игра.

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Я бы сказал, что никогда. Это невозможно, на мой взгляд. Есть игры, которые продаются без предзаказов в принципе, есть множество тайтлов, которые не нуждаются в нем. В любом случае предзаказ станет нишевой историей, и в первую очередь все будет определяться не тем, как хорошо у тебя предзаказ раскручен, сколько ты вложил на рекламу, а тем, какую игру ты издаешь и делаешь. И тут уже неважно, в предзаказе она или нет, это просто удобные варианты для тех, кто хочет приобрести. На мой взгляд, должно расти качество игр, а не качество платформ предзаказа и способы изъёма денег. Наше издательство старается подбирать именно качественные игры. Не делать сервис по предзаказу, хотя это, разумеется, тоже, но в приоритете это хорошая игра, которая человеку запомнится и понравится проведенное за ней время.

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

 Ха-ха! Я спрошу у него, Ричард, а как тебе новая картинка лановарских эльфов? Ожидал?

Александр Бабеншев, платформа краудфандинг Crowdrepublic

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

Вы знаете, появилось очень много настольных игр, новых издательств. Рынок развивается, появляются новые механики и смеси механик. По-моему, только вперед и дальше большое будущее у настольных игр.

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

Это Gloomhaven, «Мрачную гавань». На выставке у нас представлена демо-версия, в конце компоненты и материалы будут лучшего качества. Это игра №1 на Boardgamegeek.com — очень интересная смесь механик. И Gloomhaven стоит всем попробовать.

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Сложный вопрос, потому что на краудфанлинговые платформы в основном выходят малоизвестные авторы. Если их проекты выстреливают, ими заинтересовываются, то большинство таких авторов потом приглашают к себе издательства работать вместе с ними. Есть независимые авторы, которые продолжают создавать в стороне от больших издательств, но мне кажется, что крупные компании в итоге поглощают рынок. И краудфандинг может быть нужен, чтобы только заявить о себе.

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

Скорее всего просто пожму ему руку за такую игру, выражу ему благодарность, он великий человек!

Дмитрий Павлов, директор направления настольные игры «Эврикус»

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

Все хорошо, рынок немножко поколебался. Не сказать, что он идет на спад, но такой интенсивный рост, который был года 2-3 назад, прекратился, это очевидно всем. Сейчас больше идет борьба за сегменты: гиковский, семейный. Посмотрим, как пройдет этот сезон, надеемся, что не хуже, чем прошлый.

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

«Королевские хроники» — это наша новинка и наш хэдлайнер на конец этого года-начало следующего. Лично на мой взгляд, это одна из лучших игр, которая вышла в этом году на российском рынке, и считаю, что ее обязательно должны попробовать все. Она понравится, как семейной аудитории, так и гикам.

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Никогда не убьет, потому что краудфандинг, по большему счету, вредит рынку. Чем сильнее будет становится краудфандинг, тем слабее будет рынок. Когда наладиться баланс, сказать сложно, но утверждать, что краудфандинг победит классическое издательство, невозможно. Издательства прикладывают огромное количество усилий для развития рынка. Они его создавали, они создавали розницу и двигали игры в массы, в то время как краудфандинг рассчитан только на специализированную аудиторию. И если классический издатель с классической розницей перестанет прикладывать усилия, то мы станем терять объем рынка.

В Европе и США уже проводятся определенные действия, чтобы избежать воздействия краудфандинга на весь остальной рынок.

Посмотрим, как это будет в России: доля краудфандинга тут очень небольшая, и по сути он ничего не делает для продвижения категории настольных игр в потребительских товарах в целом. Он просто существует для уже готовой аудитории, но новой — не создает.

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

Скажу ему, во-первых, спасибо большое за счастливое детство, спасибо большое за его блог и советы по геймдизайну. Слова благодарности за то, что он один из тех, кто создал эту индустрию!

Артем Чистяков, генеральный директор «Muravey Games»

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

На самом деле очень хорошо, потому что отечественный рынок настолок стремится развиваться, несмотря на то, что все еще очень много локализаций. Считаю, что рынок хороший, рынок на подъеме. И такие мероприятия, как Игрокон, тому в том числе помогают.

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

У нас такая игра не одна, их несколько. Многие уже попробовали наш знаменитый «Оранж Квест», а сейчас у нас вышла игра «Галактико», которая является финалистом конкурса разработчиков Граникона, профильного конвента. Она у нас только вышла, и я считаю, что обязательно каждый должен ее попробовать, потому что она хороша как семейка, так и как филлер для опытных игроков.

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Хороший вопрос! На самом деле, я думаю, что краудфандинг не убьет классические издательства, поскольку это отдельная модель распространения и она подходит далеко не всем проектам. На мой взгляд, она подходит в основном локализациям. Поэтому, если это будет локализация, то да, это хороший путь. Если нет, то, думаю, издательства будут по-прежнему работать по своей обычной схеме, с оптовиками, магазинами, предлагать свои игры быстро и удобно.

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

Я потратил на твою игру много лет своей жизни, и она все еще выходит. Что мне делать теперь с этим всем?! Но спасибо тебе, потому что, если бы не «Магия», я бы, возможно, не стал делать игры и не стал бы разработчиком и издателем.

Роман Шамолин, генеральный директор «Лавка Игр»

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

Очень-очень насыщенный, то есть появилось много компаний, которые занимаются предзаказом, продажей. Рынок растет, развивается.

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

Конечно, «Декодер», демо-образец которого мы сделали для выставки в формате 2 на 3 метра. ТОП-6 в патигеймах, 100 тысяч коробок продано в мире, 35 стран, при том, что игра вышла только в 2018 г. Нашу «Войну миров» по Герберту Уэллсу. Мы считаем, что сделали очень достойно.

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Да никогда. Одно другому не мешает, то есть какие-то игры можно издавать на краудфандинге, какие-то сразу в розницу. Тем более на краудфандинге есть некоторая скидка. Есть люди, которые готовы сэкономить, но ждать долго. А есть люди, которые хотят с полки купить. Я считаю, все может сосуществовать.

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

Наверное, ничего не скажу, потому что ни разу в жизни не играл в Magic: The Gathering. Я только представляю, о чем речь… Скажу «молодец, хорошая бизнес-модель! Все миллиарды мира заработаны».

Елена Прокудина, руководитель оптового отдела «Pandora’s Box» и издательства «Правильные игры»

  1. Как вам прошедший год на рынке настольных игр?

Весь предыдущий год (если измерять его от Игрокона до Игрокона) для компании «Студия «Пандора Бокс» и издательства настольных игр «Правильные Игры» был насыщенным и интересным, поскольку мы занимались очень интересными проектами: «Правильные Игры» локализовали дополнение «Полёт» к игре «Эволюция. Естественный отбор» и выпустили русскую версию крутой игры «Лига выдающихся злодеев» (первый тираж был на английском языке). А «Студия «Пандора Бокс» занимается грандиозным проектом «Мышиная стража» — это невероятно интересная настольная ролевая игра, которая никого не оставит равнодушным. Поэтому нам всё нравится, год был активным.

  1. Какую из ваших игр на Игроконе просто обязан попробовать любой уважающий себя настольщик?

Это очень хороший вопрос. Конечно же, «Мышиную стражу» — это наша новинка, и у нас очередь на игротеку. При том что достаточно непросто играть в ролёвку на Игроконе. Ведь это около 2,5 часа разговоров, стратегических решений и командной работы.

  1. Когда уже краудфандинг убьет классические издательства?

Любимая и больная тема последних лет. Мы считаем, что не убьёт. Наша любимая игра «Эволюция» ярко демонстрирует, что вымирает тот, кто не умеет адаптироваться.

  1. Если вы окажетесь перед создателем Magic: The Gathering Ричардом Гарфилдом, что вы ему скажете?

0_ o   Это, конечно классный вопрос в конце первого дня Игрокона! Мы пожмём друг другу руки. Можно сказать «привет».  Так что, да, «привет». Ой, или даже более вероятно « Hi !».

Издателей в массы!

Расскажи друзьям об этом материале!