Никогда не было так круто, как сейчас: российские издатели комиксов про рынок, перчатку и ждунов

Мы встретились с представителями издательств комиксов на Comic Con Russia 2019 и задали им четыре волнующих нас вопроса. Узнали о рынке и поводах для гордости, об амбициях Таноса, дремлющих в издателях, и затянувшемся ожидании.

Comic Con Russia — все равно что веха в российском гик-сообществе. Это этап, когда можно подводить некоторые итоги. Geekster поговорил с МИФ-Комикс, Комильфо, Комфедерацией, Zangavar, Росмэн, Jellyfish Jam, Bubble и Виталием Терлецким о самом важном за прошедший год.

  1. Каким комиксом на этом Комик Коне вы больше всего гордитесь?
  2. Как вам прошедший год в индустрии комиксов в России и чего ждать от следующего?
  3. У вас Перчатка бесконечности. Вы щелкаете пальцами: какие комиксы исчезают?
  4. Самый серьезный вопрос: когда уже на русском выйдет «Трансметрополитен»?

Василий Кистяковский, Jellyfish Jam

Василий Кистяковский (geekster.ru)1. С чисто издательской точки зрения, «Секретные войны» — это супер офигительно! Как было в моей любимой серии про «Чип и Дейла»: маленький шаг для человека и огромный скачок для бурундука. Но на самом деле я хочу сказать про антологию «Цунами»: дико классная, дико концептуальная, выверенная, очень мне нравится. Это то, чем мне бы хотелось в жизни заниматься и зарабатывать тоже.
2. Я как известный пессимист российской комикс индустрии, всегда говорю, что, если мы не помрем, это уже будет неплохое достижение. И обычно, поскольку изнутри и снаружи все видно по-разному, кажется, что я просто бурчу на пустом месте, но на самом деле идут просто тектонические передвижения. На мой взгляд, будет продолжаться укрупнение рынка, его затоваривание, все будут пытаться искать новые пути, потому что старые уже перестали работать. Ну, не то чтобы перестали, но они работают сильно менее эффективно, и все сейчас будут искать новые способы раскручиваться, новые идеи, как продавать больше тем же людям и т.д.
— Кто-нибудь еще продастся «Эксмо»?
Те, кто хотели продаться «Эксмо», думаю, уже имели этот шанс. Сейчас, когда немного поприжмёт — а обязательно поприжмёт — кто-нибудь еще продастся, посмотрим.
3. Ой, а зачем? Может быть, не читать их, если они вам не нравятся, и всё? Правда, мне не кажется, что стоит уничтожать какую-либо форму искусства, или ее часть, или какие-то произведения, если от нее никому не становится хуже. Комиксы — это не «Майн кампф» и не «Маленькая красная книжица» Мао, с помощью которых происходили страшные вещи. Комиксы, в общем, довольно безобидные, даже если плохие.

Роман Котков, Bubble

Роман Котков (фото Bubble)
фото Bubble

1. «Майор Гром 1939». Мне кажется, это классный комикс от Леши Волкова и Горбута. Мы его сделали, и он крутой! А еще возвращение «Экслибриума» вышло отлично, по-моему. 
2. А хрен его знает, чего ждать от следующего! Каждый год что-то меняется: то много комиксов, то мало, то много покупают, то мало. Короче, будущее страшно, там посмотрим. Все будет хорошо! Наверное.
3. Это вопрос для того, чтобы вызвать раскол в российской индустрии комиксов. Никакие комиксы я не уничтожаю. Лучше я уничтожу что-нибудь другое, чтобы комиксы стали более популярны. Уничтожу кино! Все будут думать «что же мне смотреть!» и будут смотреть только комиксы. 
— Но ведь тогда и фильм «Майор Гром» уничтожится!
А мы вместо него сделаем интерактивный комикс.

Михаил Богданов, Комильфо

Михаил Богданов (geekster.ru)1. Из интересных проектов, которые мы реализовали, — это, наверное, «Бычий цепень» совместно с Molot Comics от русских сценаристов и художницы Анастасии Чащиной. Он очень мне нравится по своему концепту, настроению, это такой “Балабанов в комиксах”. Мы рады, что поучаствовали в его издании. Из культовых вещей: я рад, что успели подготовить к Комик Кону синглы с первыми появления разных героев. У нас есть Халк, Каратель, Железный человек, Человек-Паук. Тоже такой приятный бонус для всех поклонников супергероики. Плюс мы начали делать комиксы по играм, и тут, на Comic Con Russia 2019, сделали два крутых анонса: это комиксы Metal Gear Solid и артбук Death Stranding. Ну и гордимся тем, что издали полную версию комиксов по Mass Effect. Титанический труд был проделан над Трансформерами и ДжиАй Джо. Я сейчас мало принимаю участия в самом процессе создания комиксов, но со слов Ромы, нашего главного редактора, знаю, что там было очень много работы проделано, много раз переписывался текст, совершенно потрясающая ретушь. И мы к Комик Кону сделали две альтернативные обложки, которые разлетаются как горячие пирожки. Если говорить про абсолютный мейнстрим, это, конечно, третий том «Рик и Морти», он тоже вышел с альтернативной обложкой.
2. Наблюдается перенасыщение рынка и перестроение. Очень много стало появляться интересных русских проектов, чему свидетельствуют высокие продажи издательства «Комфедерация». Они в этом году стали нашей частью, именно благодаря тому, что в прошлом году круто себя показали. Присоединение пошло на пользу всем: Степа сделал выводы, как правильно позиционировать свое издательство и вести проекты. Он научился делать это грамотно и взвешенно. И для нас это тоже расширение аудитории, и, самое главное, мы стали причастны к созданию русских комиксов, многие из которых меня реально покорили. Тот же самый «Ирвинг, злой волшебник», «Детектив мопс» мне очень понравился по своей концепции. В этом году совместно мы издали «Антисоциальный клуб», тоже прекрасная вещь. Мне нравится, как все развивается. Совершенно неожиданным открытием для меня стало, что будет очередной бум на мангу, и она бьет рекорды продаж и популярности по всем жанрам и направлениям.
3. Мне кажется, что сейчас есть проблема с многотомными комиксами, где выходит более 10 томов. Они теряются на полках, и люди путаются в этой нумерации, последовательности чтения. Это большая проблема, ее нужно решать, и с этого года мы стали все длинные серии объединять по 4-5 выпусков в книге. Это то, что должно исчезнуть в ближайшее время! По авторским комиксам мне тоже кажется, что они претерпевают некоторые изменения, потому что уровень русских художников растет, и покупатель теперь идет не просто за какой-то идеей своего кумира. Он уже оценивает и с графической точки зрения, и сценарной. Покупатели стали более придирчивыми к продукту, который выходит на рынок. Сейчас будет естественный отсев всех графоманов.
4. Это не ко мне вопрос, но, если бы была моя воля, уже бы давно увидели.

Степан Шмытинский, КомФедерация

Степан Шмытинский (geekster.ru)1. Мы наконец-то сделали «Годзиллу: Полувековую войну» Джеймса Стоко. Это абсолютно гениальная вещь! Никто никогда не видел хороших фильмов про Годзиллу, потому что их не существует. Говорят, что самый первый был хороший, но и то с точки зрения глубокого смысла, а не кинематографической ценности. Ну вот. А этот комикс он лучше, чем все вообще фильмы про крупногабаритных монстров, который мы видели, потому что никто так свежо, красиво, интересно не показывал Годзиллу. Мы его готовили очень долго, и он получился очень крутым. Собственно говоря, это то, чем я горжусь больше всего в этот раз. 
2. Для меня это был тяжелый и интересный год, потому что мы объединились с «Комильфо», и было вот это всё: переоценка ценностей, смена корпоративной культуры, выход из зоны комфорта. Но в принципе было интересно. Если считать, что Comic Con — это Новый год в комикс-индустрии, то под конец года я узнал, что «Азбука» наконец анонсировала Daytripper. Это одновременно разочаровало меня, потому что я никогда теперь не смогу над ним поработать, и обрадовало, потому что он появится на русском языке в дорогом толстом издании. И, наверное, это будет одна из немногих книг от «Азбуки», которую я куплю и поставлю на полку, и она будет там просто красоваться. Это хороший подарок на такой вот “Новый год”. В остальном всё идет своим чередом, всё идет как надо. 
Недавно меня спрашивали, как мол комикс-индустрия в России? Это было как раз после высказываний Мединского. Я сказал, что она никогда не была такой крутой, как сейчас, потому что сколько всего альтернативного на рынке, сколько издательств! Это все, конечно, сложно для самой компании, потому что конкуренция выше, но для читателя это круто, потому что комиксы вышли на тот уровень, на котором они во многих европейских городах. Не во Франции, не в Бельгии, конечно, но все равно это очень круто, когда ты приходишь в магазин, и на столе лежат «Рик и Морти», «Годзилла», какой-то андеграунд от русских авторов. Это наша заслуга, и в этом году прямо бабахнуло!
3. Ой, не люблю такие вопросы, не люблю ругать конкурентов. Я бы уничтожил те комиксы, которые у меня на складе лежат и не продаются, но я не буду говорить какие. Хотя нет, скажу, ведь они не продаются не потому что плохие, а потому что их мало знают и к ним не готовы. Например, «Магическая академия супер-мутантов» — это лучший комикс в мире: остроумный, диссоциальный юмор для людей, которые любят литературу, и он абсолютно не продается. Да, возможно я бы щелкнул Перчаткой бесконечности, чтобы оно ушло просто, потому что книжки толстые, их сложно перемещать по складу.
4. Ой, ёлки! Если бы у DC была более мягкая издательская политика, то я бы готов был за это хоть сейчас взяться. Я и так издаю «Кафка-Кодекс» про суды, «Тюремную яму» и пока никаких претензий не было. Есть же такой довод, что «Трасметрополитен» не издают, потому что это опасно, но я считаю, что это все фигня. Когда-нибудь точно издадут; наверное, когда DC позволит конкурентам заниматься этим рынков вплотную, или «Азбука» зашевелится уже.

Виталий Терлецкий, Терлецки Комикс

Виталий Терлецкий (geekster.ru)1. Комикс «Автор» Алексея Хромогина. Я горжусь, что у нас вообще есть такие комиксы, как комикс «Автор» Алексея Хромогина. Потому что он мне очень нравится. 
2. Да я не знаю, что завтра будет, о чем говорить? Я последний год живу одним днем, поэтому надо делать что-то сегодня, а что будет завтра — посмотрим. Как говорится, прошлое уже мертво, будущее еще не родилось, завтра стало вчера, время летит как птица, мне не угнаться за ним. Это хокку. Я читал его в журнале «Трамвай» за 1991-й год.
3. Все про Бэтмена. Я не люблю Бэтмена, он чмо. У него комплексы, куча денег, он бьёт других людей, причем бьёт жестоко, а потом сажает в тюрьму. Они выходят, он наверняка сам подстраивает их побег, чтобы он мог их снова побить. Это богатый извращенец. Я считаю, что если бы комиксов про Бэтмена не было, все было бы гораздо круче.
4. Прошлое уже мертво, будущее еще не родилось… Зачем вам «Трансметрополитан»? Есть же разные другие классные штуки, например, я открыл для себя гречневую кашу по 30 рублей. Ее кипятком заливаешь и ешь с грибами: очень вкусно. Я такой питался как-то раз целый месяц. Каждое утро ее ел, похудел очень сильно. А «Трансметрополитен»… Вы же читали его все всё равно, зачем он нужен на русском, какая разница?
Это были будни российского автора комиксов.
Ха-ха, нет, это праздники.

Нина Пушкарева, Росмэн

Нина Пушкарева (geekster.ru)1. Мы на Comic Con представляем наши первые две новинки от DC. Это «Юные Титаны: Рейвен» с иллюстрациями Габриэля Пиколо, всем известного, и «Харли Квинн: разбивая стекло» Стива Пью. Это комиксы и графический роман, соответственно. И это только начало. У нас в планах на этот год запланированы «Женщина-Кошка», «Болотный парень», и уже на следующий год мы немного расширяем нашу программу, представляя не только комиксы от DC, но и, например, «Аватар». Удалось стартовать с двух самых сильных проектов, которые в мире получили достаточно серьезную огласку. Мой личный фаворит — это Харли Квинн, потому что мне очень нравится эстетика графического романа, то как Стив Пью умеет ее создавать: детальная проработка, уникальность ракурсов. Очень мне нравится из-за иллюстраций. По продажам могу сказать, что Рейвен рвет абсолютно всё, не только среди этих двух наименований, но вообще всего, что представлено у нас здесь на стенде. Может быть имеет место быть популярность сериала, второй сезон которого недавно начался.
2. Рынок комиксов сильно разворачивается, и это то, чего очень долго все ждали. И более того, я скажу, что сейчас, к счастью, он выходит за рамки гик-культуры, то есть теперь комиксы становятся более массовым форматом. Мы же, например, следим не только за направлением популярной культуры, которая на фестивале представлена, но и за основными культурными премиями, номинациями. И впервые в этом году на крупнейшей книжной ярмарке интеллектуальной литературы non\fiction выделен отдельный топ-лист для комиксов. Если раньше там был топ-лист детской и взрослой литературы, топ-лист от библиотек, то в этом году появились еще и комиксы. Это определенно очень хорошая тенденция, и все мы понимаем, что комиксы — это не просто картинки и сюжет. Это глубокая работа со сценарием, режиссурой и прочее. То, что книжки настолько усложняются, это всегда плюс.
3. Ооо. Наверное, знаете, я бы не стала. Не так уж их и много, чтобы они уничтожались, я бы не стала. Разве что недоработы графоманские, вот так. Мы уже начинаем потихоньку стягивать к себе разных авторов, комиксов в том числе, и получаем вещи, которые хотелось бы доработать, а автор их себе представляет, как уже завершенный проект и не желает дорабатывать. Мне бы хотелось фокусировать внимание каждого отечественного автора комикса на том, что лучше представлять проекты максимально проработанные.

Владимир Морозов, Zangavar

Владимир Морозов (geekster.ru)1. Любая книжка, представленная на нашем столе, здесь на Comic Con Russia, — это повод для моей персональной гордости. Мы к каждой книге, которую выпускаем, относимся как к отдельному особому проекту, каждый из них по-своему любим мною. На данный момент — это, наверное, Corpus Monstrum, который только вышел. Это долгожданная история про пару детективов, которые расследуют события, связанные со вторжением в наш мир нечистой силы, и последующее её истребление. На этом построена основная база. Плюс мировой эксклюзив: глава «Череп и снежный человек» из этого сборника выходит в цвете впервые с 1999 года. Дейв Стюарт — колорист, заслуженный лауреат множества премий: девять премий Айснера, шесть Харви. Это классик! И мы рады, что в российском издании представлена эта глава. 
2. В какой-то момент мне показалось, что есть некая стагнация, но честно сказать, по проходящему Комик Кону складывается ощущение, что все отлично существует, всё растет, отличные продажи, и все всем довольны. Поэтому некая иллюзия, что рынок вот-вот схлопнется, развеяна этим блестяще проведенным Комик Коном.
3. Не знаю, каждый комикс имеет свое право на существование. Самое главное, чтобы люди воспринимали это нормально.
4. Думаю, что буквально в следующем месяце они его издадут, хотя может быть через месяц, а может через два, или через год, или через пять. Мы все ждем, но, мне кажется, что мы уже все похожи на такие пни, покрытые мхом этого ожидания. Может быть даже никогда…

Анна Сиваева, МИФ-Комиксы

Анна Сиваева (geekster.ru)1. Мы по-прежнему гордимся нашим комиксом «Дневник Анны Франк», но наша главная новинка это, пожалуй, «История комиксов», которую мы делали специально для Comic Con и просили типографию, чтобы нам поскорее привезли тираж. «История комиксов» рассказывает, как вообще зародился этот вид искусства, как из простых листовок это вылилось в огромную индустрию, которую поистине можно назвать искусством. Эдакое пособие для всех. Еще нужно отметить, что книгу переводил Иван Чернявский, сооснователь магазина «Чук и Гик».  Также мы гордимся «Гигантская борода, которая была злом» — это наш выход во взрослую художку. Это такая философская притча о смысле жизни, проиллюстрировал ее Стивен Коллинз. Каждый человек найдет там что-то свое: некоторые увидят про жизнь и смерть, другие — про то, как быть не таким, как все, а третьи увидят просто бороду. Еще у нас есть детская красивая новинка «В поисках ветра», она рассказывает очень метафорично и красиво о потере близкого. Сюжет заключается в том, что дедушка-великан и внук любят путешествовать, но приходит пора, когда дедушке нужно отправляться в его последнее путешествие. Но горы у него на спине настолько тяжелые, что он не может подняться. Тогда малыш решает отправиться на поиски самого сильного ветра, и так начинается его первое путешествие. Комикс проиллюстрировала Амили Флеше, там безумно красивые иллюстрации, там нет слов “потеря”, “смерть”, он очень метафоричный. Его перевела Настя Строкина, он написан белым стихом: мелодичная и настолько красивая история, что не влюбиться в него невозможно.
2. Комиксы в России только развиваются и развиваются с каждым годом, этот вид литературы становится более востребованным. И если раньше нам с трудом приходилось убеждать людей, что комиксы нужно читать и как это делать, рассказывать, что это целое искусство, то сейчас они все больше понимают, что это такое. И сейчас мы все реже слышим фразу “ой, у вас тут все комиксы, мы не будем это читать”. Люди начинают понимать и ценить этот вид искусства. И это очень радует всех. Ну и также можно сказать, что многие издательства начинают выходить в нишу комиксов. Если раньше, когда мы начинали, было не так много, то сейчас почти у всех издательств, даже крупных, есть отделения комиксов.
3. Не скажу, чтобы какие-то комиксы уничтожила. Это такой труд людей, которые над ними работали, что каждый комикс достоин своего места на стенде. Если издатель в него поверил и выпустил, то это клёво. Это огромная работа, за которую художникам и авторам можно только поклониться, от того, что они рисуют её годами, это часть их жизни. Просто сказать “в топку!” — нет, так нельзя!