Интервью Стэна Ли: Часть 3 – Работа издателя и ранние экранизации Marvel

Стэн Ли – человек, повлиявший на индустрию комиксов, возможно, больше всего в истории. Он создал невероятное количество всем ныне известных персонажей и работал над ними долгие десятилетия. В 2000 году Кеннет Плам взял у него большое интервью, перевод которого мы публикуем. Это третья часть.

Когда Вы начали отходить от ежедневной работы в Marvel?

Думаю, когда я стал издателем. Где-то в 70-х.

Сложно ли было перестать писать все те сюжетные линии, которые Вы продолжали десятилетиями?

Не особо, ведь я счастливчик, знаете ли. Мне всегда интересно, что бы я ни делал. Все эти лекции в колледжах и интервью; но я все еще мог пойти в офис и поговорить с редакторами и художниками. Я не потерял связь, но все эти новые дела отнимали время, которого уже не хватало на написание историй.

Читатели сразу заметили, что Вы перестали писать регулярно?

О да… Потому что моего имени там не было и, думаю, стиль немного отличался. Но к тому времени персонажи уже настолько сильно укоренились, что стали похожи на Джеймса Бонда. Когда Шон Коннери перестал играть Джеймса Бонда, люди заметили это, но продолжали ходить на фильмы. Джеймс Бонд оставался Джеймсом Бондом.

Когда вы переехали из Нью-Йорка в Лос-Анджелес?

Насколько я помню, в 1980-м. Даже это забавная история. Я приехал, чтобы провести несколько лекций в колледжах. Каждый раз, когда приезжал, я оставался всего на день, но это всегда был превосходный день. В те дни не было столько машин и все казалось таким открытым и прекрасным. Я считал, что местные живут в раю, меня интересовало знают ли они об этом. Со временем начали появляться мысли о переезде из Лос-Анджелеса. В те дни мы с некоторыми студиями работали над мультфильмами. Я пошел к начальству и сказал: «Знаете, мы должны делать собственные мультфильмы. Никто не сделает их лучше нас. Я готов принести высшую жертву и переехать на побережье, для создания анимационной студии. Я готов забрать у семьи родной дом во благо компании». Они были так благодарны… Они считали, что это очень благородно с моей стороны. Я переехал в Лос-Анджелес, основал там собственную студию и до сих пор здесь. Мне здесь нравится.

В этот момент Вы полностью переехали из нью-йоркских офисов, правильно?

Ага. Абсолютно.

Как тогда официально называлась Ваша должность?

Я не помню. Я был президентом какое-то время в Нью-Йорке, но я отказался от этой должности. У меня она была около года, но я понял, что мне придется ходить на встречи и обсуждать пятилетние или трехлетние планы. Черт, я же человек, который не знает, что будет есть на ужин. И я должен был планировать заранее? Я понимаю, что занимаюсь вещами, с которыми лучше меня справится миллион других людей. К тому же я не занимался вещами, которые мне удаются лучше всего: писать истории или общаться с публикой. Думаю, я один из немногих, кто отказался от должности президента, чтобы вернуться на уровень издателя. Даже издатель – не совсем правильное название. Я не функционировал как настоящий издатель, никогда не участвовал в деловых решениях.

То есть Вы скорее были креативным издателем.

Ага. И потом через несколько лет, думаю, в ранних 80-х я получил должность председателя. Но, опять же, я не функционировал как настоящий председатель. Это было просто почетным званием. Даже сейчас я заслуженный председатель. Правда, не уверен, что значит «заслуженный». Надо бы узнать это как-нибудь.

Что бы это не значило, это должно быть что-то классное.

Это почетное звание в каком-то смысле.

Когда вы переехали в Лос-Анджелес, насколько сложно было создать анимационную студию?

О, это было легко. Она была замечательной. Я любил ее. Мы делали столько шоу. К тому же мы создавали шоу и для других. Мы сделали «Защитников Земли» для King Features, «Куколок-малышек» для Джима Хенсона и много другого. Тогда мы поняли, что несмотря на то, что мы были заняты и давали работу многим ребятам, мы не владели вещами, которые создавали. Мы были словно студией по найму. Опять же, начальство Нью-Йорка не сочло это хорошей идеей, и мы закрыли студию в 1990-ом. Но я все еще оставался здесь, и тогда мы пытались продавать фильмы и сериалы с нашими персонажами. Это занимало почти все мое время.

Постеры мультсериала «Защитники земли» (1986-1987), который создавался анимационной студией Marvel.

Кстати о фильмах. Не всем нравятся ленты Marvel конца 80-х и начала 90-х.

Я восхищаюсь их критикой.

Были проблемы с бюджетом? Или студии не понимали персонажей? В чем было дело?

Ну, люди в Нью-Йорке, которые принимали эти решения, дали права на персонажей не в те руки. Я имею в виду, что они взяли такого ценного персонажа, как Капитан Америка и позволили сделать быстрый малобюджетный фильм. Они взяли Карателя, который мог быть хорош, и снова сделали малобюджетную ленту. Они просто брали и уничтожили все. Единственный раз, когда у нас был бюджет побольше, нам просто не повезло. Это был «Говард Утка». Он должен был оказаться удачным, но каждая ошибка из комиксов была повторена в фильме. Это не сработало. Я тогда не хотел вмешиваться. Не хотел ничего говорить об этом фильме, потому что слышал, что Джордж Лукас выступает исполнительным продюсером. Я не мог сказать Джорджу Лукасу, что ему стоит делать. Думаю, у него была почетная должность. Не верю, что он действительно имел отношение к этому фильму. Это просто не сработало.

Marvel мне всегда казалась компанией, которая не боролась за качество своих киноадаптаций. 

Не совсем. Мы не следили, потому что не могли. А даже если бы могли, думаю, мы бы не знали, что следует сделать.

Какая самая успешная адаптация, на Ваш взгляд?

Халк на телевидении.

Обложка сериала «Невероятный Халк» (1977-1982).

Почему именно он?

Халк был сделан умно. Он был создан Кеном Джонсоном — блестящим писателем, продюсером и режиссером. Он сделал умное шоу, которым дети могли бы наслаждаться. Он взял персонажа из комиксов и сделал его более правдоподобным. Это понравилось и мужчинам, и женщинам, и подросткам. Это было прекрасно сделано. Он изменил Халка из комиксов, но каждое изменение имело смысл. В комиксах Халк говорил: «Я — Халк! Я ломать! Халк убивать!» Что-то вроде этого. Но это было бы чертовски банально на экране. Кен убрал это. У него Халк вообще не говорит. Он сделал звездой Билла Биксби, играющего Брюса Баннера. Если помните, в сериале вы видели Халка минут пять за часовую серию. Он появлялся на минуты две в начале и настолько же в конце. А остальное время отведено Биллу Биксби. Это похоже на «Беглеца». Это было реалистичное, замечательное, напряженное, взрослое шоу с достаточным количеством времени для Халка, чтобы порадовать детей.

Но не так много, чтобы это начало отдавать фальшью.

Именно так. Все было продумано. Филип Дегер создал «Доктора Стрэнджа», и я считаю, что это умный, прекрасно сделанный продукт. К несчастью, в тот период вышли «Корни», так что нам просто не повезло.

Кадр из телефильма «Доктор Стрэндж» (1978).

Касательно фильмов, несмотря на их малобюджетность, я думал, что «Фантастическая Четверка» была создана не без любви к материалу.

Ох, это трагическое событие. Мне так жаль вовлеченных в этот проект людей. Режиссер Олей Сэссон — мой друг. Он действительно старался, как и актеры. Все думали, что это их большой шанс. Этот фильм никогда не должен был увидеть свет. Берндт Айгинхер из Constantin Films имел права делать фильмы по «Фантастической Четверке» долгие годы. Но ему никак не могли угодить сценарием, поэтому люди из Marvel намеревались отобрать у него права. Но он не хотел их терять. Я могу ошибаться в деталях, но вроде бы он должен был начать съемку к декабрю, иначе права бы у него отобрали. Это был его последний шанс.

Он все еще был недоволен историей, но на дворе уже сентябрь или октябрь. Он решил, что быстро склепает что-то малобюджетное, чтобы официально начать съемку и сохранить права. Поэтому он связался с Роджером Корманом, и они принялись за съемку с бюджетом около двух долларов. Это не предназначалось для людских глаз, но, конечно, было много нелегальных копий. Люди думали: «Господи Иисусе, как же это плохо! Как банально! Как дешево!» Они не осознают, что он и не должен быть лучше.  К сожалению, люди, работавшие над фильмом, не знали этого и старались изо всех сил. Мне действительно их очень жаль. И в итоге это оказалось даже не настолько уж плохо для тех денег, что им дали.

Обложка фильма «Фантастическая четверка» (1994).

Думаю, это отражает их старание и привязанность к материалу.

Абсолютно верно.

Надеюсь, такая же самоотдача будет и для версии, запланированной на следующий год.

Не знаю когда фильм выйдет, но сейчас идет работа над сценарием. (Имеется в виду «Фантастическая Четверка», вышедшая в итоге в 2005 году — прим. пер.)

Конец третей части. Четвертая — совсем скоро!