Интервью с главным редактором издательства «BUBBLE» Артёмом Габреляновым

Здравствуйте! Вот уже второй год исполняется издательству «BUBBLE». Расскажите, пожалуйста, о проделанной работе и успехах. Какие вы ставили себе личные или бизнес-цели, когда издательство только открывалось? Можете прокомментировать их достижение\не достижение?
 Цели ставили довольно простые: стабильный выпуск четырёх заявленных линеек > наращивание читательской базы > монетизация. Сейчас мы вплотную подобрались к третьему пункту, и, надо сказать, мы очень довольны, что это случилось так быстро.
bubble-razvorot-geekster
Почему выбрали именно журнальный комикс-формат по выпуску в неделю? 
Причины элементарны: на момент запуска у нас работала всего одна команда редактор-верстальщик, и сдавать 4 номера в одно время было просто невозможно. Поэтому мы побили 4 комикса на 4 недели, чтобы у нас было время тщательно подготовить каждый номер к печати.
Что вы, как оказалось, делали так, а что не так? 
Поначалу мы делали ужасно некрасивые хвосты и пузыри, но уже к третьим номерам понабрались опыта и всё исправили. Кстати, в тпб-версиях многие пузыри из 1 и 2 номеров комиксов будут переделаны.
 
Как вы оценивали рынок комикс-индустрии и печатных комиксов, когда начинали работать над издательством?
Никак. Рынка комикс-индустрии до нас попросту не было того, и оценивать нам было нечего. Уже после того, как мы стартовали и показали, что комиксы — это довольно серьёзная штука, в которую вкладываются большие компании, подтянулись все остальные.
 
Что успело измениться и как? 
Изменилось всё. Появилось множество мелких издательств, как с переводной, так и с оригинальной продукцией. И я очень рад: это именно то, что нужно нашей комикс-индустрии на данном этапе.
 
Какова была позиция компании на рынке и какова она сейчас? Имеются ввиду и цифры продаж, и присутствие в точках, и популярность\узнаваемость бренда. 
Что тут скрывать, мы как были несомненными лидерами на старте, так ими и остаёмся. Некоторые скажут «всё дело в деньгах», и будут не правы. У многих других издательств есть достаточное количество денег для стабильного выпуска заявленных серий, но они раз за разом проваливают обещанные сроки. Мы же ещё ни разу не позволили себе такого. И я считаю, что именно ответственность перед потребителем и отличает лидеров индустрии от всех остальных. 
Что касается цифр. Мы сознательно пошли на уменьшение тиражей, чтобы таким образом поддержать развитие комикс-индустрии. И эта тактика уже принесла результаты — по моим данным, благодаря нашей акции по России открылось целых 5 новых комикс-магазинов. Постепенно мы охватываем новые точки: недавно нас стали продавать в крупной сети книжных магазинов «Москва». Так что с узнаваемостью и популярностью всё отлично: растём, развиваемся.
 
Расскажите, пожалуйста, о действующей команде и работе издательства. Художники, колористы, сценаристы – это всё понятно. А как в остальном устроена команда? Пресс-служба, секретари, офис-менеджеры, hr’ы, маркетологи, комьюнити-менеджеры… Вы работаете или пробовали какой-нибудь метод организации рабочего процесса? 
Недавно к нам присоединилась Ольга — замечательный пиар-менеджер, которую вы могли заметить на нескольких наших видео. Оля придумывает крутые конкурсы и занимается организацией всех предстоящий мероприятий. А ещё у нас появился литературный редактор Роман. Рома — настоящий профессионал своего дела, он ко всему подходит основательно. Последние номера комиксов, вышедшие под его редактурой — это просто нечто! Обязательно прочитайте, чтобы убедиться лично.
 
Расскажите об отзывах читателей? Вам пишут письма?
На протяжении всего нашего существования письма на почту нам пишут либо люди, жаждущие работать у нас, либо типичные «городские сумасшедшие». К счастью, первых стало больше, а вторые практически пропали.
 Официальный волпэппер приуроченный к 10 тысячам подписчиков в паблике
Оставляют комментарии в группе вконтакте? 
Комментарии вконтакте — это отдельная тема. Комментарии оставляют 3 типа людей: «фанаты», «критики» и боты/тролли. Первые и вторые часто устраивают баталии в комментариях, а вот третьи нещадно караются баном.
 
Чаще хвалят или ругают? 
У нас в группе сложилась такая ситуация, что если читатели хвалят нас, то обязательно за дело. Ругают, соответственно тоже. Так что мы не в обиде.
 
А вы сами себя чаще хвалите или ругаете? 
Чаще ругаем. Нам есть куда расти, и с каждым новым номером нам удаётся прыгнуть чуточку выше и взять новую планку качества.
 
На что из комментариев и критики вы обращаете внимание? 
Мы любим логичную, обоснованную критику, касающуюся персонажей и мира, окружающего их. Комментарии из серии «верните старую рисовку» всерьёз не воспринимаются.
 
Может быть, есть какие-то реальные кейсы по использованию предлагаемых идей или улучшений? 
Так навскидку сразу и не вспомню… Могу только сказать, что мы очень внимательно отслеживаем комментарии и предложения по уже имеющимся сериям, и часто прислушиваемся к толковой критике.
 
Каково это вообще, быть редактором и издателем комиксов в России? 
Классно )
 
Что нужно чтобы издательство существовало в таком же виде, как сейчас существует у вас? 
Много, очень много работать. В среднем наши сотрудники работают по 10 часов в сутки, плюс часто берут работу на выходные.
 
Может быть, есть какие-то проблемы, с которыми сложно бороться именно из-за особенностей отечественного рынка? 
Да. Рынок дистрибуции — это главная и единственная наша проблема. Я твёрдо убеждён, что настоящий расцвет комикс-индустрии в России произойдёт только после того, как у нас появится свой аналог DiamondComics, т. е. крупная сеть дистрибьюторов, которая взвалит на свои плечи контроль, отгрузку и хранение всех выпускаемых комиксов в стране.
 
Каким по вашему должно быть идеальное издательство в наших реалиях? 
Идеала, как известно, не бывает, но к нему надо стремиться. Я могу сказать, что если мы выпустим различные товары с нашими персонажами (игры, фигурки, etc.) и снимем фильм, мы станем на один шажок ближе к идеалу.
 
Расскажите об участии издательства в тематических мероприятиях. Где принимали участие и как, что понравилось\не понравилось вам как посетителю и представителю компании. Как по вашему должно строиться сотрудничество организаторов мероприятия и его участников? 
Мы много где принимали участие. В основном, это были профильные конвенты с нашей целевой аудиторией. Время от времени мы стараемся выступать на выставках и мероприятиях, которые не имеют прямого отношения к комикс-индустрии, и, надо сказать, результаты пока не ахти. Многие люди, не знакомые с комиксами, до сих пор считают их картинками для детей/дебилов (нужное подчеркнуть). Мы стараемся переубедить каждого, кто так думает, и, к нашей чести, это нам нередко удаётся — скептики, подошедшие к стенду, зачастую уходят с руками, полными наших комиксов.
Что касается организаторов… было бы замечательно, если бы они выполняли все свои обещания, данные до мероприятия. К сожалению, такое случается не часто.
 
Каким вам видится идеальное мероприятие для читателя комиксов? 
Comic-Сon в Сан-Диего.
 
comic-con-geekster
А событие? 
Анонс долгожданной серии с любимым автором/художником.
 
Что вы думаете насчет ComicCon Russia? 
Ребята большие молодцы, что не побоялись организовать такое шоу у нас в стране. Уже за одно это им можно поаплодировать.
 
Мы знаем, что вы собираетесь анонсировать там свои новые линейки. Почему было выбрано именно это мероприятие? 
Потому что оно крупнейшее в стране и проходит в Москве. Ну и плюс совпало то, что мы готовили запуск новых серии аккурат к этой осени.
 
Расскажите о планах издательтва. Насколько нам известно настольная игра “Осада Асулбурга” отложена в угоду двум новым комикс-сериям. Почему вы всё-таки на это решились? 
Кто сказал, что она отложена? На «Осаду» обратили внимание серьёзные люди из индустрии настольных игр. Поэтому в данный момент мы её активно дорабатываем и улучшаем.
 
Уверен, что решение начать разработку настольной игры тоже было не самым простым, но вы всё-таки на это решились. Как и почему? 
У нас появился материал, который невозможно было бы полноценно описать в комиксе, поэтому мы решили сделать настольную игру, чтобы читатели могли напрямую поучаствовать в сражении, управляя любимыми героями и злодеями. Путь к игре был долог и тернист, но мы справились (в основном, за счёт работы на выходных и отсутствия сна, но кого волнуют такие мелочи?).
 
Что ещё нас ждёт кроме настолки и двух новых тайтлов? 
А вам мало? ) У нас есть планы на ближайшие несколько лет, но мы пока держим их в секрете.
 
Одно время ходили слухи о предложениях снять телесериал или даже кино. Это, действительно, только слухи? Может быть есть какая-то новая информация? 
Нет, это не слухи. На данном этапе мы ведём активную работу над адаптированием сценария одного из наших комиксов под кино-формат. Это будет бомба)
artem-gabrelyanov-geekster 
Что ж, спасибо Артёму за такое интересное интервью. А наша редакция уже готовит вопросы для новых встреч с самыми интересными людьми индустрии.