Интервью с Александром Ремизовым

Сегодня мы представим вам интервью с человеком, стараниями которого журнал «Мир Фантастики» читают с конца. Александр Ремизов ответил на несколько наших вопросов!

Теперь я Тони Старк! - Александр Ремизов
Теперь я Тони Старк!
Гикстер: Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Почему из всех возможных профессий вы стали именно художником?
Ремизов: Так получилось. Не могу назвать это стечение обстоятельств счастливым. Когда в 35 лет теряешь основную работу, у тебя не так много вариантов, как может показаться в юном возрасте. В тот момент ситуация с рисованными историями в России выглядела довольно перспективно. Появлялись издательства. Показалось, что это — шанс. Оказалось, что нет.
Г:  Как у вас организован рабочий процесс? В частности, чему отдаете предпочтение (карандаш/краски/планшет)? Какой набор программ используете на компьютере? Для всего используется одна программа, либо для каждого этапа свою?
Р: Карандаш и краски остались в прошлом. Теперь только планшет + компьютер. Однако не решусь назвать это прогрессом. Наверное, в будущем аппаратно-программная связка достигнет гибкости, точности и эмоциональности натуральных инструментов и материалов. Но пока что скучаю по тем временам, когда перо и тушь были настоящими, а не виртуальными. К сожалению, темп жизни не оставляет шансов натуральному рисованию. Особенно когда рисование становится не хобби, а работой.
Какие именно используются программы — не имеет особого значения. Знакомые художники чего только не используют. К счастью, у художника есть возможность попробовать всё и выбрать наиболее подходящее лично ему. Под конкретную руку, под конкретную задачу. Короче: выбор программы дело сугубо личное. Субъективное.
Г:  Где черпаете вдохновение?
Р: Ничто так не стимулирует вдохновение, как дэдлайн. Шутка. 🙂
Не уверен, что вдохновение сопутствует коммерческой работе. Работа на заказ представляется мне чистым бизнесом и в этом смысле ничем не отличается от любой другой работы. Хоть оштукатуривания стен, хоть рытья канав. Кто художнику платит, тот его и … танцует. По опыту знаю, что творческая инициатива в коммерческой работе скорее наказуема, чем приветствуема. Если заказчик предлагает «вдохновиться и творчески осмыслить», то, как правило, это означает, что переделывать потом придётся много и долго. Так что при работе на заказ уж лучше потребовать подробное техзадание, а тумблер «ВДОХНОВЕНИЕ» поставить в положение «ВЫКЛ».
Настоящее вдохновение появляется, когда есть перспектива опубликовать за деньги что-то своё, не скажу «выстраданное», но имеющее значение и ценность. Это было раза два или три, и всегда оканчивалось пшиком до того, как результат приобретал хоть какие-то существенные очертания.

Иллюстрация к рассказу "100 пуль" - Александр Ремизов

Г: Как вы полагаете, существует ли тип людей, предрасположенных к тому, чтобы стать художником, или это всегда являются лишь стечением обстоятельств? Что провоцирует человека стать художников?
Р: Стопудово — да. Божий дар, несомненно, имеет место быть. Тем, у кого дара нет, а рисовать хочется (или не хочется, а надо), приходится работать над собой. Лучше начать с художественной школы. Даже если не поможет, то хотя бы не сильно навредит.
Г: Какие жанры вам наиболее интересны?
Р:  В любом случае предпочту научную фантастику, франко-бельгийский формат и законченную историю объёмом от трёх до семи альбомов.
Бесконечные сериалы — это уже чистая коммерция, когда авторами сказано уже всё, а бросать золотую жилу ох как не хочется.
Г:  Есть ли любимые художники? Если да, то кто, и чем они привлекли ваше внимание?
Р:  Тут хорошо подмечено. Вольно или невольно, но вопрос не оставляет сценаристам никаких шансов. Именно в этой плоскости лежит «эпик фейл» рисованных историй в России. Сюжет — вторичен, главное — картинка. Причём именно одна картинка. Даже не важно, как картинки взаимодействуют на странице.
Хорошо и отлично (на уровне Запада и выше) у нас рисуют все. Равнозначное внимание истории и картинке уделяют единицы. Мне (как читателю) интересны работы только двух — Александра Ерёмина и Романа Сурженко. К сожалению, у нас невозможно издать большую авторскую работу и заработать на этом. Поэтому даже тем, кто умеет выстроить историю, приходится обслуживать других сценаристов.
Художник — это последний этап. Он может загубить хорошую историю, но он не сделает плохую историю лучше, чем она есть изначально. Рисованную историю делает тот, кто делает раскадровку. Всё, что после раскадровки — это полировка, доведение УЖЕ готовой истории до товарного вида.

Frank Miller - Александр Ремизов
Фрэнк Миллер
Г:  Часто ли вы принимаете участие в каких-либо конкурсах? (И в роли участника, и в роли организатора или члена жюри.) Какую роль они играют в творчестве художника?
Р: Раньше принимал участие в фестивалях «Коммиссия». Без тени иронии — это великое мероприятие и несомненный подвиг Хихуса сотоварищи. Пообщаться, себя показать, других посмотреть, послушать лекции — это многим важно и нужно. Но построить индустрию ни один фестиваль не может. К сожалению.
Г:  Какое у вас отношение к комиксам? Вы наверняка любите европейские БД, ведь так? Чем вы обосновываете свое предпочтение?
Р: Искусство рисованных историй я классифицирую так:
А) По объёму
— стрип
— графическая новелла
— графическая повесть
— графический роман
Б) По национальным особенностям
— американский комикс
— манга
— BD
В) По аудитории
— детские
— подростковые
— взрослые (Хотя сюда обычно заносят порнуху, но порнуха-то, если по-честному, больше интересует народ в пубертатном возрасте. «Взрослые истории» — это всё-таки немножко другое.)
Г) По способу издания
— газетный стрип
— сборник
— журнал
— альбом
Д) По жанрам
— боевик
— мелодрама
— ужасы
Почему я предпочитаю BD
— обычно это истории про простых людей, судьба которых мне интереснее и понятнее, чем дела парней в разноцветных трико со сверхспособностями;
— обычно это вещь авторская;
— обычно нарисовано интереснее, бывает, что до сих пор некоторые авторы BD используют акварель
Г:  Есть ли для вас разница между веб-комиксами и комиксами крупного формата (по типу тех, что издает DC или Marvel)? А между комиксами и мангой?
Р: С веб-комиксами я не очень хорошо знаком. Если имеются в виду стрипы, то да, это иногда забавно. Но не более того. Хочется чего-то более серьёзного, значительного. А значительный проект в вебе не реализовать — автору мотивация нужна. На одних респектах не уедешь.
С мангой вообще как-то не сложилось. Во-первых, её надо зеркалить. Справа-налево я в принципе не читаю, не порчу себе естественное мировосприятие. Во-вторых, герои манги ведут себя в соответствии с японской культурной традицией, поэтому их мотивы, их поступки мне не всегда понятны. В-третьих, манга иначе устроена конструктивно. Европейская история движется через ключевые точки сюжета-фабулы последовательно от начала к концу. Даже если европейский автор не знаком с драматической структурой, он интуитивно попадает в большинство ключевых точек. Японская история движется по какой-то своей траектории и выписывает такие зигзаги, что частенько просто теряет нить. Важнее сам герой, чем его цель. Не претендую на истину, но мне представляется как-то так.
Г:  Что предпочли бы: аниме, классическую мультипликацию или 3D? Пытались ли сами делать что-нибудь анимационное?
Р: Классическую рисованную анимацию. Кукольные мультфильмы с детства не нравятся. Понимаю, что это тоже огромный труд, но ничего не могу поделать.
Сам анимацией не занимался. Это ведь выбор формы самовыражения. Мне для самовыражения хватает рисованных историй. Поэтому и книги не пишу.
Трио - Александр Ремизов
Г:  Над чем работаете сейчас?
Р: Работаю для журнала. Бывают разовые случайные заказы-проекты.
«В стол» не работаю — смысла нет. Трудозатраты большие, а зачем?..
Г: Что в работе привлекает больше всего? А есть ли какие-то вещи, которые, может быть, пугают вас?
Р: Привлекает результат. Есть определённое удовлетворение от хорошо сделанной работы. Ну, если её удаётся хорошо сделать. 🙂 Пугает белый лист. Первый шаг — с чего начать организацию этого пустого пространства.
Г: Какую работу считаете в своем творчестве лучшей? А есть ли работа, вспоминать о которой нет никакого желания?
Р: То, за что не стыдно (или, по крайней мере, не очень стыдно) висит в блоге (http://remizov.blogspot.com — от ред.). Там крайне мало работ для рекламы. И не только потому, что контракт иногда запрещает публикацию.
Г: Насколько мы знаем, вы брались за создание комикс-воплощений для некоторых книг?
Р: Адаптация книги — это всегда проблема. Литература работает совершенно иначе, чем кино и рисованная история. Поэтому перевод литературы в другие искусства практически невозможен. Чем выше качество литературного произведения, тем менее оно будет похоже на себя в визуальном воплощении.
Когда есть время, мучаю проект «Лунная радуга» — по роману Сергея Ивановича Павлова. Чисто как теоретическое упражнение. Роман очень литературен. Поэтому поиск способа его воплощения в рисованную историю весьма затейлив.
Г: Как зарабатывает деньги настоящий профессиональный комиксист? Исключительно рисуя на заказ, или всё-таки какое творчество сейчас готовы печатать?
Р: С трудом. Профессии такой нет. Индустрии такой нет. Есть последние страницы журналов, где худо-бедно удаётся иногда самовыразиться и есть чисто коммерческая заказуха, не имеющая ничего общего с творчеством. Либо блюдёшь свою честь, либо отдаёшься направо-налево без разбора, но за хорошие деньги.
Вот как-то так.