В преддверии выхода артбука «Сказки Старой Руси: Начало» мы в подробностях расспросили Романа Папсуева (он же Amok) о работе над книгой, трудностях и радостях жизни востребованного художника, а также о совместном проекте с Джорджем Мартином.

9 сентября в рамках 30-ой Международной книжной выставки – ярмарки на ВДНХ Роман Папсуев на стенде издательства “Эксмо” представит свой первый (и мы верим, что не последний) артбук «Сказки Старой Руси: Начало». Этот масштабный проект, захлестнувший огромный пласт любителей фентези в России и не только, начался всего с одного рисунка, по сути, служившего автору “пробой пера”. Однако благодаря ему многие люди обратили внимание на славянский фольклор и собственную историю.

Роман с женой Юлией

Geekster: Как вообще возникли «Сказки Старой Руси»? Кто был первым героем и почему вообще появилась мысль нарисовать персонажа славянского фольклора в стиле боевого фентези? 

Роман: Сказки стали моим, так называемым, пет-проджектом, то есть проектом, который делается для души, вне рабочего времени. Я долгое время работал в игровой индустрии, поэтому в попытке совместить русский (да и вообще – славянский) фольклор с игровыми визуальными штампами ничего удивительного нет: к тому моменту я неплохо разбирался в теме концепт-дизайна персонажа. Плюс у меня как раз закончился очередной альбом для набросков, и я захотел порисовать что-то новенькое и вдохновляться решил именно русскими сказками, поскольку всегда их любил. И первым персонажем, которого я нарисовал, был Илья Муромец. Правда, должен заметить, что сначала я не лез в источники и рисовал прямо из головы, основываясь исключительно на стереотипах, которые были заложены в детстве. Я постарался эти стереотипы сломать, сделать что-то новое и необычное, поэтому и нарисовал Илью Муромца непривычно. В стиле фэнтези-игры.

Geekster: Что сподвигло перейти от онлайн-проекта к работе над книгой?

Роман: Со временем накопилось очень много материала, и когда я понял, что его уже хватит на полноценный артбук, я подумал: «Почему бы и нет?» В итоге, первое издание выходит в сентябре, а второе, дополненное, скорее всего – в ноябре.

Обложка артбука

Geekster: Для кого эта книга?

Роман: Для взрослых. Уточню – для тех взрослых, кто не против эскапизма, кому нравятся сказки, и кто хочет посмотреть на необычную трактовку всем известных персонажей. Это однозначно не детская книга, я настоял, чтобы был взрослый рейтинг, и артбук в итоге получился 16+ (хотя ни особой крови, ни обнаженки там нет). Просто у меня принципиальная позиция, чтобы дети росли на старых добрых адаптированных вариантах сказок, а не ужасы всякие смотрели. Дело в том, что своих персонажей я рисовал, основываясь на текстах из сборников Афанасьева и Толстого, а также былинах, и это зачастую весьма жесткие тексты. Мало кто знает, что тот же Илья Муромец в былинах часто буйствовал по пьяни, убил собственного сына очень жестоким образом и вообще был – как бы помягче? – несколько противоречивый персонаж с точки зрения современной морали. Это вообще вполне нормально для эпоса и мифологии – неадаптированные версии мифов разных народов часто полны геноцида, инцеста, расчлененки и прочего непотребства. Почитайте неадаптированный сборник “Сказки тысяча и одной ночи”, к примеру. Поэтому неудивительно, что, используя в основе своего проекта исходные, неотцензуренные тексты, я в итоге пришел к несколько мрачноватому визуальному исполнению. Хотя забавные и милые существа у меня там тоже есть. Тот же Серый Волк или мамки-няньки.

Geekster: Кроме собственно художественной части, в артбуке огромное количество информации. Как проходил процесс подготовки всего этого богатства? Откуда добывались сведения?

Роман: Артбук будет издаваться в двух версиях. Первое издание выйдет в сентябре, и там будет минимум текста и много картинок. А вот в ноябре выйдет уже полное издание, где будет и много картинок, и много текста. Будут статьи о каждом персонаже, с цитатами и ссылками на источники, плюс ко всему я буду рассказывать, почему изобразил героя именно так, а не иначе, т.е. приоткрою дверь в творческий процесс. Как показал опыт интернет-проекта, людям иногда интересно понять, почему художник нарисовал героя именно так, и простое “я художник, я так вижу” их не устраивает. Вот поэтому я как можно более подробно рассказывал в своих статьях-исследованиях о создании образов всем известных персонажей. Сведения добывал из разных источников, но основными были: трехтомный сборник сказок А.Н.Афанасьева, сборник А.Н.Толстого, замечательный пятитомный словарь “Славянские древности”, где собрана масса информации о славянской мифологии, плюс “Мифы народов мира” и другие справочные ресурсы, включая даже небезызвестную Википедию (там, оказывается, тоже можно много чего полезного найти). К каждому персонажу я старался подойти как можно более ответственно, однако не мог изучить ВСЕ источники (иначе до сих пор бы просто читал и ничего не рисовал), поэтому ограничился только выбранными изначально. И уже на их основе создавал образы, которые вписались бы в игровой фэнтези-мир.

заставка к главе

 Geekster: С кем из персонажей работа шла наиболее гладко, а кто потребовал уделить ему много времени? С чем это было связано?

Роман: Практически все персонажи шли “влёт”, хотя были и сложные случаи. Долго не мог понять, что делать с Морозко, например. Потому что Морозко – это совсем не Дед Мороз, которого нам навязали с Запада, кстати. Еще пришлось переделывать Кощея, поскольку уже после первой нарисованной версии мне пришла в голову идея сделать из Кощея супер-колдуна и лич-вампира. Ну, что поделать, всякое бывает! Иногда прикольные мысли приходят в голову пост-фактум. Очень долго я работал над Змеем Горынычем, которого не выкладывал в Интернете и приберег для артбука. В общем, в процессе работы всякое бывало. А с чем было связано? Ну, хотелось сделать персонажей интересно, подать с необычной стороны или хотя бы добавить к уже сложившемуся образу какую-то любопытную деталь. А уж что получилось в итоге – пусть судят читатели и зрители.

 

  

Geekster: Насколько проект “Сказки Старой Руси” повлиял на вашу популярность? Был момент, когда вы “проснулись знаменитым”?

Роман: Мне кажется, никак он не повлиял. Да я и не ищу славы, если честно. Мне просто нравится то, чем я занимаюсь.

Geekster: Как вы относитесь к приписыванию ваших работ другим авторам? Это больше негодования вызывает или иронии?

Роман: А были такие случаи? Или вы про Анищенко? Если речь про Анищенко, то это какой-то балбес пустил дезинформацию Вконтакте, а ее некоторые подхватили, приняв за чистую монету. Я сначала смеялся, а потом, когда это приняло характер эпидемии, меня это стало раздражать. Особенно, когда публикуют мою фотографию и пишут, что это некий Александр Анищенко. Кому такое понравится? Но в целом я к этому всему отношусь спокойно. 

форзац артбука

Geekster: А хейтеры находятся? Те, кто недоволен “новым воззрением” на “свое родное”?

Роман: О, ну хейтеров полно. Обычно это те, кто видит только картинки (без сопроводительных текстов-описаний), ничего не понимают, но будучи при этом не очень образованными, не зная нашу мифологию, мнят себя специалистами, тут же считают долгом поделиться своим бесценным мнением. Такую категорию хейтеров я просто игнорирую, а когда они по ошибке забредают в мои сообщества – сразу баню, чтобы не тратить время на препирательства. Есть категория “идейных”, которые как раз про “это все мое, родное, не смей и т.д.” С этими я могу как-то попробовать подискутировать, занимался этим на старте проекта, но потом тоже бросил, и теперь просто баню. У меня в сообществах есть FAQ, там все предельно четко пояснено и рассказано. Если люди не уважают автора настолько, что не могут потратить пару минут, чтобы прочитать FAQ, то почему автор должен тратить на них время? При этом забаненные хейтеры потом любят говорить, что я зазвездился, плохо выношу критику и все такое, забывая при этом сказать, за какие именно комменты я их банил. Ну, пусть говорят, бог с ними, а я зато экономлю время. Арабская пословица гласит: “Собака лает, а караван идет”, а сэр Уинстон Черчилль добавляет: “Вы ни­ког­да не дой­де­те до мес­та наз­на­че­ни­я, если бу­де­те швы­рять кам­ни в каж­дую лающую со­ба­ку”. Так что я лучше буду работать, а хейтеры пусть хейтят. Они всегда будут хейтить, вы же знаете.

Geekster: Вы говорили, что “Сказки” станут многотомником. Ожидается обширная вселенная?

Роман: Надо посмотреть, как выступит первое издание. Если оно пойдет хорошо, горизонты развития – безграничны. Но сейчас пока ничего не ясно.

старое святилище лесовика в глухом лесу.

Geekster: Над какими еще проектами вы работаете сейчас, ведь, насколько мне известно, “Сказки” не основная работа?

Роман: «Сказки» теперь моя основная работа, сейчас я фрилансер, который не берет заказов, ха-ха-ха. На самом деле где-то с мая я наконец-то полностью сосредоточился на «Сказки», поэтому сейчас все время уделяю им.

Geekster: А можно поподробнее разузнать о совместной работе с Джорджем Мартином? Сложно было сработаться?

Роман: Мы с мистером Мартином работали очень давно, в начале 2000-ых, когда книги из цикла “Песнь Льда и Пламени” еще не были так популярны, как сегодня. Сначала он вносил правки в галереи героев, которых я нарисовал, будучи фанатом его книг. Он указывал, где и что нужно подправить, я строго следовал его указаниям. Потом он посоветовал меня Fantasy Flight Games и какое-то время я рисовал для них карточки. А потом мы очень плотно сработались, когда вместе делали галерею портретов Таргариенов для первого издания артбука The Art of George R. R. Martin’s A Song of Ice and Fire, которая вышла в 2005 году. Работали по переписке. Он кидал мне описание королей и королев, я их рисовал, кидал ему, он делал замечания, я исправлял и так далее, до финального результата. К слову, рисовал я тогда ужасно плохо, как мне кажется, поэтому на старые работы я не могу смотреть без слез отчаяния и раскаяния. Но сам процесс работы мне очень понравился. Мартин очень вежливый, очень сдержанный и очень педантичный, поэтому опыт работы с ним был удивительный и приятный.

Эйгон, Висенья и Рейнис Таргариены, 2014 год

Geekster: Фэнтези, фантастика, фольклор… насколько все это вам близко, если не касаться непосредственно работы? Есть любимые авторы? Кого можете посоветовать почитать?

Роман: Близко, конечно. Я всегда был фанатом и сказок, и фэнтези, и фантастики. Советовать я всегда остерегаюсь, поскольку вкусы у всех разные, но очень рекомендую “осилить” хотя бы признанную классику, начиная от Брэдбери, Шекли, Азимова, Желязны, Толкина, заканчивая Мартином, Сапковским, Роулинг, Брауном, Гейманом и другими современными авторами.

Geekster: Кроме прочего, вы еще и один из основных художников Mail.ru. Есть ли какие-то концептуальные различия между созданием артов к книгам и играм?

Роман: К сожалению, я уже не работаю в Мейл.ру, но на вопрос ответить вполне смогу. Как по мне, концептуальное отличие заключается в том, что когда ты иллюстрируешь книгу, ты обычно общаешься с автором напрямую, он единственный твой заказчик, а потому твоя задача – попасть в его видение, чтобы автор был доволен иллюстрациями. Когда ты работаешь над артом к игре, ты общаешься с командой людей. А люди разные, и… всякое бывает. В целом, как мне кажется, иллюстрировать книгу проще, чем разрабатывать арт к игре. Ну, и тщеславным категорически нельзя идти работать в отечественный геймдев: там любой человек – часть команды, а вся слава достается проекту, а не конкретному человеку. Хотя – снова – всякое бывает. Ах да, еще одно концептуальное различие – платят в геймдеве намнооооогооооо больше, уж поверьте.

арт к игре “Эволюция”, 2014 год

Geekster: Как только в сети стали появляться арты по Сказкам Старой Руси, немедленно начали возникать и косплееры по ним. У вас на страницах в соцсетях можно нередко увидеть их фото. Они сами вас находят или кто-то присылает вам фото? Как вообще проходит взаимодействие с ними?

Роман: Обычно они выходят на меня сами, задают в личке какие-то уточняющие вопросы, я по возможности подробно на них отвечаю. Косплей по «Сказкам» – это вообще нечто удивительное, поскольку я никак не ожидал, что ребят вдохновит не какой-то конкретный продукт (потому что обычно косплеят игры, фильмы, мультфильмы, книги и т.п.), а просто набор картинок. Никогда не думал, что такое возможно. Поэтому стараюсь помогать им, чем могу, поддерживаю информационно, включил их фотосеты в артбук и надеюсь когда-нибудь познакомиться с ними лично. Потому что они крутые, и я их обожаю.

Василиса Премудрая в исполнении Марии Рыжей

 Geekster: На кого из художников вы ориентируетесь или ориентировались, формируя свой стиль?

Роман: Я самоучка и стиль у меня, как мне кажется, до сих пор не сформировался, увы. Учусь постоянно, пробую разные техники, стараюсь найти для себя оптимальный вариант. Однако пока еще не определился, какой стиль рисования мне больше нравится. У этого есть свой плюс – в артбуке, например, многие картинки будут выглядеть так, будто их рисовали разные люди. Разнообразие стилей в портфолио я не считаю слабиной.

Разворот артбука

Geekster: Художник в России – это профессия? И как сделать так, чтобы твои рисунки приносили еще и покушать в холодильник, а не только моральное удовлетворение?

Роман: Профессионализм художника зависит от художника. Профессионал должен уметь рисовать что угодно и когда угодно, вне зависимости от вдохновения и других розовых соплей. Профессионал – ремесленник, именно ремесло и приносит еду в холодильник. И профессионал делает то, что ему скажут, не задавая вопросов. Профессионал – машина по производству картинок. А если ты весь воздушный, мечтательный и рисовать можешь только, когда посетит Муза – ну… Доширак – тоже еда. А там, глядишь, может после смерти станешь супер-знаменитым и твои картины будут продавать на аукционах за баснословные барыши. А бывает и такое, что просто приходится выбирать между набитым холодильником и проектом мечты. Еще совсем недавно прошел через это сам. Тут каждый художник должен решать, чего хочет. По личному опыту могу заметить, что периодический выход из комфорт-зоны просто необходим каждому, чтобы встряхнуться и сделать что-то крутое, чем сам мог бы потом гордиться. И это касается не только художников.

 

Подробнее ознакомиться с проектом вы можете здесь:

Читайте ранее:
SyFy закрыл «Кровавую гонку»

Постапокалиптический трэш-боевик «Кровавая гонка» смог продержаться на канале SyFy только один сезон. Как поведал...

Закрыть