«Индустрия растёт быстрее, чем мы ожидали»: блиц с издателями на Игроконе 2019

На Игроконе 2019 мы встретились с издателями игр и обсудили новинки настольных игр, хайповые темы и механики, а также выслушали (почти вредные) советы начинающим авторам. Заодно узнали, что они за монстры из «Манчкина» (обошлось без непотребств).

Игрокон 2019 (geekster.ru)Игрокон в этом году был юбилейным, десятым, и оказался, судя по всему самым большим. О площади сложно судить: павильоны в Сокольниках были разделены на части, лекторий и кафе сами по себе, а сцена в отдельном от игротеки зале, что значительно уменьшило общий шум для тех, кто пришел поиграть. Зато точно было понятно, что посетителей много. Или даже ОЧЕНЬ много: очередь ко входу выстроилась предлинная, кому-то пришлось прождать более получаса, чтобы узнать, что билеты закончились в середине дня. Это, а также толкотня внутри павильонов подпортили впечатление от праздника настольных игр. Организаторам будет о чём подумать к следующему разу. Зато те, кто смог попасть внутрь и найти свободный стол, получили большое удовольствие и массу приятных впечатлений.
Помимо заслуженных хитов на Игроконе издатели представляли свои новинки, и в этом году было немало прекрасных проектов. Как отметили представители компаний последнее время в тренде механики roll and write (кидай и пиши), а также нарративные и детективные элементы. Собственно, это было отлично заметно по тому, что выходило в течение года. Если вы разрабатываете свою настольную игру — обратите внимание на популярные темы, советы опытных издателей или прочитайте наш материал.  А если просто играете — вот вам практически готовый список новинок, к которым стоит присмотреться.
Мы задали всем пять вопросов:

1. Чем издательство похвастается на этом Игроконе?
2. Какие механики\сеттинги\темы были в тренде в этом году?
3. Что начинающим авторам настолок точно НЕ следует делать?
4. Вы помните, какая настолка сподвигла вас прийти в этот бизнес?
5. Какой вы монстр из «Манчкина»?

Артём Муравьев, Muravey Games (Geekster.ru)Артём Чистяков, Muravey Games

  1. Мы сделали новые тиражи, сделали новые игры, в том числе и детское направление. А ещё развиваем нашу вселенную Конфетных историй: у нас вышла «Конфетная мафия», где есть целых 50 ролей и это всё в фэнтези-конфетном стиле.
  2. Сейчас про тренды можно сказать, что набирает обороты такая история, когда мы работаем с самими компонентами, в том числе уничтожаем их. Игры требуют резать карточки, рвать карточки, что-то из них составлять. Это касается как квестов, который просят это делать, так и целых отдельных игровых механик, поскольку это действительно очень интересный элемент, который раньше, наверное, боялись использовать. А сейчас, мне кажется, он будет всё больше и больше набирать обороты.
  3. Начинающим авторам точно не стоит игнорировать другие игры, который выходят. Потому что, чем больше автор понимает, чем больше видит, что сделали другие издательства, тем лучше он сможет сделать игру, которая будет, во-первых, востребована, во-вторых, интересна издательству, которому он её предложит.
  4. Очень хороший вопрос! Надо подумать. Наверное, это Race for the Galaxy, потому что игра достаточно сложная, она была одной из первых, с которой меня познакомил мой друг. Она невероятно реиграбельная и глубокая несмотря на то, что она просто карточная и с жетонами. Хотя она давно вышла, мне всё ещё интересно её иногда доставать. И это игра, которая на меня, наверное, больше всего повлияла и является одной из самых любимых! Мы будет стараться издавать игры, который похожи на неё по реиграбельности и глубине.
  5. Хм, хм… Наверное, я вот этот большой нос, который всех преследует, потому что он очень странный; нос отдельно от тела очень много вопросов вызывает. Абсолютно литературный персонаж! Наверное, я — он, хотя очень давно не играл в «Манчкин», а ведь это была одна из моих первых игр. Но нос мне запомнился. Правда, там ещё были бобыри — упыри в женском обличье, но их убрали в одном из изданий, а жаль. Хоть я на них не тяну.

Роман Шамолин, Лавка игр (geekster.ru)Роман Шамолин, Лавка игр

  1. У нас есть локализованные новинки — «Крылья» (Wingspan), «Эпохи» (Tapestry), русский God of War, из английских — Architects of the West kingdom и The Quacks of Quedlinburg. Также много своих игр в разной степени готовности: «#Прорисунки», «Амулет», первое дело «Карманного детектива», «Чужие земли», «Кроманьонцы», «Тортуга», в общем много всего.
  2. В начале года популярна была механика roll and write, сейчас есть, мне кажется, некий тренд пэчворк механизмов. Вот как мы, например, используем в «Амулете» пэтчворк-бои, когда нужно накладывать на планшет оружие или что-то ещё.
  3. Не стоит делать что-то супер глобальное, какой-нибудь dungeon crawler или что-то дорогое, с миниатюрами. Да, если вы сделаете условный Gloomhaven 2.0 и его издадут, то вам повезло, но вы же понимаете, что скорее всего вложите очень много усилий без результата. Начинайте с семейных игр, чтобы это интересно игралось и привлекательно выглядело. Не обязательно, что вы как автор что-то сами изобразите, но хотя бы что-то, что можно показать издателю, продемонстрировать находки. Продукт должен привлекать своим будущим видом, какими-то killer features и хорошей механикой. А какой жанр — не особо важно по большому счёту.
    И я бы не рекомендовал делать простые карточные игры, где вся игра состоит из колоды карт. Это достаточно сложно продать, потому что их миллион выходит в год.
  4. У нас был розничный магазин настольных игр, потом решили заняться издательским бизнесом. Наш локомотив «Покорение Марса» был нашей первой игрой, которая нас и вытащила.
  5. Без понятия вообще.

Олег Раптовский, Фабрика игр (geekster.ru)Олег Раптовский, Фабрика Игр

  1. Мы привезли серию новинок и того, что еще только будет издано нами. «Криптид» (Cryptid), «Охота на единорогов» (Kill The Unicorns) и «Портрет императора» (Sakura). «Криптид» — это известная игра от Osprey Games, где мы выступаем в роли криптозоологов и ищем на поле ту единственную клетку, где спряталось загадочное существо.
  2. Если смотреть по западному рынку, то, мне кажется, всё еще большой интерес представляют игры на механике roll and write, хотя в этом году они получили модификации в виде roll and build или draw and write. Мы думали, что это будет сезонное явление прошлого года, однако и в этом оно осталось. Думаю, что игры на дедукцию тоже становятся всё популярнее. Не настольные квесты, которые сейчас отходят на второй план, а именно дедуктивные игры. И здесь мы очень хорошо попали с нашим «Криптидом». Можно также сказать, что издатели пытаются добавить абсолютно всем играм соло-режим, что говорит о том, что игроки готовы играть в настолки и без компании и иной раз предпочитают их цифровым развлечениям.
  3. Давайте подумаем, что не стоит делать. Самая часто встречающаяся вещь — это когда человек за выходные или месяц придумал игру, идёт к издателю и говорит: «Я создал бомбическую игру, мы сейчас захватим мир!». Вот этого не стоит делать! Не надо себя переоценивать. Во-первых, хорошо взвесьте, настолько ли хороша ваша игра. Одному понять этого невозможно. Берите свою игровую ячейку, пробуйте. Чем больше разных людей сыграет в вашу игру, тем больше вам будет понятно выигрышная она или нет. Собирайте разное мнение: вам надо отыграть одну и ту же игру и с вашими друзьями, и с вашими условно врагами, и с незнакомыми людьми. Поэтому надо ходить на вот такие конвенты как Игрокон или чуть меньшие мероприятия, брать случайного человека и пытаться обучить. Насколько он будет заинтересован, настолько ваша игра будет продаваться. Если вы видите в глазах непонимание, значит вы что-то делаете не так.
  4. Я довольно давно занимаюсь продажей настольных игр, и какую-то одну настолку, приведшую меня в этот бизнес, выделить сложно. Но вот то, что меня в настолки затянуло — это, наверное, первые шаги Hobby World или «Стиля жизни», начиная от «Коровы 006» и «Маракеша» до Ticket to Ride. Кстати о последней игре: я продолжаю собирать коллекцию. Days of Wonder их выпускает, и я каждый новый и новый выпуск беру себе. Я даже не играю, а просто на полку их ставлю. Не успеваю отыгрывать, но собираю, потому что отпечаток эта серия во мне оставила.
  5. Я Газебо с настолками!

Сергей Голубкин, Gemenot (geekster.ru)Сергей Голубкин, Gemenot

  1. У нас в 2019 году несколько новинок: авторские «Амбиции Космоса», «Башня Дракона» и «Game Dev Sim», локализации «Али Баба» и «Цитадель Времени». А еще супер хит от наших партнеров из iGames — «Детектив Клуб». Мы стараемся выпускать каждый год минимум 6 игр. С этого года решили сместить фокус с локализаций на авторские игры. В 2020 году уже повезем их на Запад.
  2. В 2018 году был бум эскейп-румов и квестов. В 2019 продолжились поиски авторов в этом направлении и начался тренд на детективные игры, игры-расследования. Мне кажется, настолки в целом движутся в сторону одноразовых/легаси игр и все больше начинают пользоваться спросом кооперативные игры.
  3. Пытаться быть автором настольных игр, не имея достаточного опыта игры. Я думаю, почти невозможно стать хорошим автором, если не отыграть хотя бы в 500 игр, существующих на рынке. Нет понимания того, что уже существует, что хорошо и плохо в играх, что работает, а что нет. При этом просто наигрыш тоже не является рецептом успеха, нужно продолжать следить за новинками и трендами рынка. Хотя бы в нише, где автор планирует работать.
  4. Скорее всего это была «Magic the Gathering». Не совсем настолка, но я играю в нее с 1998 года. Хорошо помню, как в примерно в 1996-97 году читал журнал «Игромания», и там была статья про MtG. Я смотрел картинки карт, и придумал свой вариант карточной игры. Пару лет спустя, узнав правила оригинального MtG, оказалось, что общего нет вообще ничего. Так появилась ККИ «Козябло», которая потом была издана «Миром Хобби». У меня в целом получилось довольно забавно: я начал делать свои настольные игры до того, как сыграл хотя бы в одну западную игру. Только советские хиты, различные бродилки с кубиком и игры-книги. Да, я в курсе, что это противоречит моему ответу на прошлый вопрос :).
    Я очень быстро наверстал необходимый игровой опыт. Профессионально я занялся разработкой настольных игр примерно в 2003 году, делая новые сеты для ККИ «Берсерк» и организуя турниры по ней. Уже в 2006 году у меня была одна из самых больших коллекций ККИ в России и отыграно несколько тысяч партий в 1200+ настольных игр.
  5. Я очень не люблю «Манчкин», считаю эту игру абсолютно дегенеративной. Хотя играл, наверное, в 10-12 вариантов в разных компаниях и понимаю, почему у игры много поклонников. 🙂

Константин Комаров, Звезда (geekster.ru)Константин Комаров, Звезда

  1. Много чем можно похвастаться. Вышло очень много новинок. Прежде всего мы очень рады, что запустили дуэльную серию, в которой хэдлайнер — это «Путь лепестка» (Hanamikoji). Уже вышла и вторая игра в этой серии — «Сумерки Венеции». Как раз к Игрокону поспела последняя новинка пана Тшевичека «Поселенцы. Наброски империи», игра в жанре roll and write. Вышел последний «Exit-Квест», и самое главное, что мы здесь демонстрируем новинки 2020 года. У нас пять демо-столов с играми, которые можно пощупать и поиграть уже сейчас и принять решения о покупке для следующего года. Это «Эра. Средние века», «Прет-а-порте» и «Azul 3». 
  2. Ну, вот roll and write мы выпустили не просто так, а потому что он сейчас набирает популярность. А тренд уходящего года — это оперпродакшн, большие игры на Kickstarter с кучей миниатюрок, но в которых слабые, на самом деле, игровые механики, такой недо-америтрэш. Если говорить про сеттинги, то в следующим году я гарантирую, что самым популярным будет киберпанк. Опять воскресают пираты — эта тема неубиваемая, она как волна приходит и уходит. В следующем году будет достаточное количество пиратских игр. 
  3. Начинающему автору не стоит приходить к издателю только лишь с идеей. Издатель должен видеть, что вы работали над продуктом, что он прошёл много итераций и что у вас есть физическая копия. Когда вы приходите, рисуете на бумажке крестики, кружочки и говорите, что это гениальный концепт, в который издатель должен поверить, то вам вряд ли поверят. Я рекомендую тщательно относиться к оформлению своих проектов.
  4. На настолки обратить внимание меня сподвиг фильм «Властелин колец». Потом я засмотрелся на Warhammer Fantasy Battles, а дальше мне попался российский проект «Эпоха Битв». Я начал ходить в клуб и постепенно стал работником компании! К сожалению, работа убивает хобби: у меня всё меньше и меньше времени поиграть.
  5. Никакой. Не люблю эту игру.

Николай Пегасов, Hobby World (geekster.ru)Николай Пегасов, Hobby World

  1. Компания сделала самый большой Игрокон в очередной раз. Я думаю, это главное, чем можно похвастаться. Не смотря на то, что второй раз уже Игрокон платный, и билеты в цене выросли, народу пришло ещё больше. Это значит, что индустрия растёт гораздо быстрее, чем мы могли представить себе. Это большой успех, и главное, наверное, чего мы добились!
  2. В тренде были всякие стортеллинги и детективы; обычно и то и другое смещено на периферию. Люди хотят игры, в которые рассказываются какие-то интересные сюжеты.
  3. Не стоит делать и оформлять игру, не стоит пытаться сделать её целиком самому, пока вы кому-то не показали. Очень много примеров, когда авторы приносят практически готовый проект, но он совершенно неиграбельный и не соответствует условиям рынка.
  4. Две: Dungeons & Dragons и Magic: the Gathering
  5. Из «Манчкина» не знаю, но на визитке у меня нарисован прикольный гном из «Берсерка».

Дмитрий Павлов, Эврикус (geekster.ru)Дмитрий Павлов, Эврикус

  1. У нас много новинок к этому Игрокону. Самые главные — это настольная семейная игра «Абраказам» и «Цербер», гиковская пати-игра со сменой ролей, с предательством и эгоизмом, игра, в которой каждая партия не похожа на другую и в который ты не знаешь, чем всё закончится. В отличие от других полу-кооперативных игр здесь нет заранее определенного предателя, вы по ходу можете это выяснить между собой. Всё зависит от решений, которые вы принимаете и от взаимодействия с другим игроками. Это уникальный игровой опыт, рекомендую всем попробовать!
    Также есть «Гунны» — драфт на кубиках. При этом там 48 уникальных карт, и есть много различных способов, как точечно взаимодействовать. То есть, не когда вы выстраиваете большую стратегию, а когда с помощью правильно сыгранной в нужный момент карты вы можете поменять положение на столе.
    Вышло второе дополнение к «Селестии» под названием «Бунт на корабле». В нем вы сможете сесть в шлюпку и независимо от других игроков продолжить путешествие самостоятельно. И игра «Звездопад» — не совсем новинка, но большая презентация состоялась именно здесь. Это stop’n’go, быстрая игра в реальном времени, в которой нужно быть очень внимательным и считать.
    А ещё у нас вышла «Арктика». Автор зарубежный, но игра полностью нашего производства: произведена и отрисована в России. Вы выступаете в роли одного из охотников Севера: белого медведя, тюленя, касатки или эскимоса. Геймплей “арены”, которая видоизменяется: лёд перемещается, герои вместе с ним, причём каждый персонажи имеет свои способности по охоте на других и способу передвижения. Это очень конфликтная, на сильное взаимодействие между игроками и изменение поля игра. 
  2. Есть игры на совсем экзотические темы, например, про строительство тоннеля под Ла Маншем, про кризис на Уолл-стрит или маленький эпизод Второй мировой войны. При этом есть более трендовые темы, такие как пираты и Ктулху. В этом году, например, в Эссене самая популярная, хайповая тема была про моря и океаны. Подводные царства и приключения, спасение океана от экологической катастрофы, подводные города и сокровища, и так далее. 
  3. Начинающему автору не стоит думать, что можно сделать хороший продукт (я говорю “продукт”, а не “идея”) в одиночку, тихо, в каморке у себя. На рынке сейчас так не работает. Автор должен быть максимально открытым, понимать, что происходит, что требуют рынок и издательства, искать новые пути, механики и способы для привлечения к себе внимания. Не быть закрытым. Сейчас есть сообщества авторов, есть ГРаНИ — смело в них вступайте! Любое закрытие приводит к тому, что автор не развивается.
    Не советую думать, что можно простым, изящным решением сделать гениальную игру. Ситуация такова, что необходимо много-много работать. Все именитые авторы, все success story — вы уточните у них для начала, сколько они вообще игр выпустили до этого в принципе. Например, какой шедевр может получиться после 20 выпущенных игр или 20 невыпущенных игр. И этого не надо бояться, надо просто работать. Автор настольных игр — это не тот, у кого загорелась лампочка, он выпустил игру и тут же стал известным и знаменитым. Для этого нужен труд — ежедневный и постоянный — нужно практиковаться, совершенствоваться, общаться и только тогда, наработав какую-то базу, сделав много-много разных прототипов, ты поймёшь, что у тебя лучше получается, что нет, что хочет от тебя рынок, что ждут. Как и в любом деле, труд, практика, опыт. Никаких чудес не бывает. Но многие авторы до сих пор витают в облаках.
  4. Я в бизнесе 14 лет, и сейчас уже тяжело вспомнить. Наверное, меня подвигли оказаться в этом бизнесе не настольные игры. Я изначально увлекался видеоиграми и через них узнал, что существует большой рынок настолок. Это как-то постепенно переросло в нечто большее. 14 лет назад в России не было настольных игр! Этот рынок нужно было создавать. Я был один из тех, кто участвовал в этом вместе с коллегами.
  5. А что это за игра?

Александр Бабеншев, Crowdrepublic (geekster.ru)Александр Бабеншев, CrowdRepublic

  1. На этом Игроконе мы порадовали любителей ролевых игр — это D&D. Вышла на русском языке пятая редакция Книги игрока Dungeons & Dragons. Это, наверное, основное событие, которые было в этом году.
  2. Как можно заметить по нашей площадке сейчас идёт приоритет на ролевые игры. НРИ выходили по разным сеттингам, механикам. Этот год для нас будет за ролевыми играми.
  3. Начинающему автору не следует ждать успеха, если он свою игру не оттестировал сам с собой, с друзьями, бета-тестерами, и если у него нет плана продвижения кампании: что он будет предлагать участникам своего проекта. Если этого нет, то очень будет сложно сделать так, чтобы проект стал успешным.
  4. Как бы это банально не звучало, но это был «Манчкин»! И немного Uno. Я начинал по нарастающей, и меня познакомили с этими играми первыми. А потом пошло-поехало, и я стал работать в этой сфере.
  5. Газебо. Очень хорошо остался в памяти, очень нравится он.

Заглавное фото — Hobby World