«Бензин» — топливо для Российских комиксов

В современных реалиях сборники комиксов разных авторов набирают всё большую популярность. На это есть много причин, но «Бензин» сильно выделяется на фоне прочих.

Во-первых, тут кроме самих комиксов есть небольшие статьи, описывающие то, как авторы видят происходящее с русским комиксом прямо сейчас.

Во-вторых, в нём нет проходных работ, как в прочих. Можно придраться к качеству того или другого комикса, но каждый из них по-своему интересен и важен. В сборнике нет однозначно проходных вещей, хотя какие то могут выделяться на общем фоне.

В-третьих, через этот сборник можно составить представление о делах, происходящих в андеграунде, и уже сейчас сделать ставку на автора, у которого чувствуется больший потенциал.

Ознакомиться со сборником до недавнего времени было сложно. Был только пре-релизный тираж специально для «КАТ». В ближайшее время наконец-то должен появиться первый полноценный тираж.

Сергей Потапов, редактор и автор части текстов «Бензина», ответил на возникшие вопросы.

Сергей Потапов (далее С.П.): «Бензин» — большой проект, который сложно назвать андеграундным. Мы его делали в коллаборации с издательством. Целью было показать широкой аудитории крутых авторов и известных комиксистов с другой стороны. Из-за технических проблем он не поступал в продажу очень долго. Сейчас, как меня уверяют, это вопрос нескольких недель.

Надеюсь, что к Новому Году многие смогут положить его под ёлку.

Интерес к «Бензину» есть. Но для ребят вроде нас, такие проекты получаются очень дорогостоящими и сложными. Для меня это первый серьёзный опыт, и я во многом доволен результатом. Надеюсь, что читатели тоже будут довольны.

Geekster: Как появилась идея создать фензин?

С.П.: Ну мы не первые, кто пробует это сделать. Комикс-антологии выходят довольно часто, на самом деле. Мы хотим делать периодическое издание с сериями, мини-историями и статьями. Такой формат уживается и в США, и в Японии, и в Европе. Хочется сделать что-то подобное у нас.

Geekster: С какими трудностями столкнулся при издании книги?

С.П.: Во многом проблемы были в деньгах. Изначально непонятно было, на какие деньги это печатать, авторы не получили гонорары, следовательно, очень многие отказались.

Отдельная боль – это корректура. Практически все комиксы присылались с ошибками, многие вещи требовали полного релеттеринга. Все эти проблемы были решены в издании, которое готовится к выходу сейчас.

Geekster: По каким критериям отбирали авторов? Есть ли работы, которые не попали в сборник?

С.П.: В этом томе единственный критерий — моё доверие к авторам, и оно оправдалось, хоть и с некоторыми оговорками. Есть истории, которые должны были быть в сборнике, но не были сделаны в срок и до сих пор зависли в таком состоянии. По плану они должны войти в новый том.

Geekster: То есть ты просто попросил знакомых авторов что-то нарисовать? Или было какое-то задание?

С.П.: Не совсем знакомых. Была тема, и у меня в голове был список авторов, с которыми я хотел поработать. Идея была в том, чтобы дать им возможность максимально реализоваться.

Geekster: Насколько удачным считаешь воплощение идеи?

С.П.: Есть достаточно много шероховатостей, и, в первую очередь, я воспринимаю эту книжку как опыт. И каждая история так или иначе раскрывает авторов. Для некоторых ребят это был первый опыт не самиздат-комикса.

Geekster: В книге говорится о том, что до этого сборника истории комиксов не было, и вот только сейчас все начинается. Ты согласен?

С.П.: Это статья Саши Цайзера, или предисловие от Гоши? Так или иначе, имеется в виду, что в России нет традиции. И что только сейчас появляются авторы, которые не опираются на европейскую, японскую или американскую школы. Ещё пять лет назад в России прорывом считалось издание русской манги или русской супергероики. Какими бы талантливыми ни были авторы, скажем, романги (прим. редактора – российской манги), это (издание манги и комиксов в России) всё ещё оставалось калькой. Конечно, у нас есть Баранько, Тищенков или Акишин, например, но традиция русского комикса, если она вообще будет, формулируется прямо сейчас.

Geekster: Просто были комиксы например «Муха» и «Мурзилка». Это же и есть история российского комикса. И тут вопрос, насколько в русском комиксе вообще можно избавиться от внешнего влияния. Ты считаешь твоим авторам это удаётся?

С.П.: Есть очень много феноменов, которые бессистемно появлялись и пропадали в последние 50 лет. Но какая-то тенденция появляется только сейчас. Естественно, избавиться от влияния полностью невозможно, да и стремиться не нужно. Другое дело, что имея широкий кругозор и достаточное количество таланта, многие авторы сейчас создают самобытные и мало на что похожие вещи — это и есть школа русских комиксов.

Geekster: Как относишься к другим сборникам? Например «Мутаген» и «У//ищные Истории».

С.П.: Я отлично отношусь почти ко всему, что сейчас происходит в русском комиксе. Комикс-антологии важны тем, что авторы могут пробовать свои силы в короткой форме, а читатель получает сразу несколько историй и представление об авторах.

Такой формат не налагает лишних требований, связанных с техническими вопросами и оставляет широкое пространство для эксперимента.

Geekster: Но на сколько он востребован на рынке? «У//ищные истории» хорошо продаются по предзаказу. А вот «Мутаген» не понятно как продается, хотя есть везде.

С.П.: Русские комиксы в принципе не очень востребованы, даже «Сурвило» Оли Лаврентьевой, который, по-моему, можно назвать лучшим комиксом последней волны, продаётся в разы хуже каких-нибудь комиксов про Рика и Морти.

Geekster: А как вообще видишь индустрию комиксов российских комиксов? Растёт или наоборот?

С.П.: Я стараюсь не говорить об этом как об индустрии, потому что кажется, всё это (издания комиксов в России) до индустрии не доросло.

Мне кажется, что русский комикс на подъёме и почти подходит к пику. Короче говоря, положительная динамика определённо есть, а что будет дальше, я не знаю. Все делают, что могут, и к чему-то это приведёт.

Geekster: Тем же ребятам из других сборников после уже некуда податься. Или ты видишь перспективы для авторов?

С.П.: Андрей Гарин, который участвовал в «Бензине» вместе со мной, участвовал в сборнике «Цунами» от Jellyfish Jam, и сейчас рисует собственную книгу. Первый комикс Лёши Жуликова, который делал историю «Фланёр», сейчас издан и разъезжается по магазинам комиксов. Так что я не могу сказать, что всё замыкается на участии в сборниках.

Geekster: Что планировали донести до аудитории? Или просто познакомить с молодыми авторами?

С.П.: В книге есть предисловие от меня. Оно достаточно манифестное получилось, и в нём как раз про посыл.

На обложке написано: «Россия горит», а под обложкой истории многих талантливых ребят, о которых преступно мало говорят даже в тесном русском комикс-сообществе. Идея не в том, чтобы показать конкретно этих авторов, а в том, чтобы сообщить широкому кругу читателей, что таких как они много, что русский комикс не заканчивается на паре громких имён, и что наступает новая пора.

Это очень амбициозно, конечно, и сам по себе «Бензин» вне контекста остаётся просто очередной антологией, но если говорить об основном посыле, который хочется донести — то это он.

Geekster: Это понятно, что мы пока не можем конкурировать с западным продуктом. Но зачем тогда выпускать журнал? Не лучше ли делать его в интернете условно бесплатным, чтобы больше людей его прочли?

С.П.: Книга — это совсем другой формат, который имеет свои преимущества и недостатки, но очень импонирует многим людям. Например, мне. Все права на истории из «Бензина» остались за авторами, и я думаю, что рано или поздно они появятся в открытом доступе.

Geekster: Расскажи о работе редактора. Чем ты конкретно занимаешься?

С.П.: Да на самом деле, работа редактора — это сопровождение произведения в издании. Моя задача — сделать из материала книгу, которую хотелось бы прочитать. Учитывая, что я работаю с готовыми историями, то всё сводится к тому, чтобы правильно её подать, и вместе с автором проработать мелкие недочёты.

Geekster: Как думаешь кто в комиксах важнее — сценарист или художник?

С.П.: Если это вопрос ко мне как к сценаристу, то, конечно, художник. Как редактор я считаю, что главное — это взаимопонимание в команде. Каждый вносит в историю важную лепту, и важно сделать так, чтобы история была цельной. Сценарист всегда должен держать в голове для кого он пишет, а художник — для кого рисует. И чем лучше каждый понимает другого, тем лучше результат.

Приобрести комикс можно в сообществе Вконтакте «Дух Русской Школы». Редакция благодарит составителей сборника за возможность ознакомиться с книгой.