Алекс Алис: «Есть вещи, которые просто не можешь показать в цифре»

Прошедший Comic Con Russia 2018 дал нам возможность встретиться с Алексом Алисом, французским автором графических романов. Мы поговорили о любви к истории и газетам, сложности изображения замков и вспомнили малоизвестные аниме Миядзаки.

Geekster – Алекс, для начала расскажите, как вы оказались в мире комиксов и графических романов?

Алекс Алис (geekster.ru)
Официальный фотобанк Игромир и Comic Con Russia http://igromir.fotoezh.ru/

Алекс Алис – Я очень рано открыл для себя мир комиксов, мне было лет шесть, наверное. Это были «Утиные истории» Карла Баркса. Мне сразу стало понятно, что это интересная вещь.

Но у меня нет художественного образования. В то время я не думал, что это станет моей профессией, ведь я получил образование в коммерческой сфере. Но так вышло, что я встретился со своим приятелем — он тоже любитель комиксов — и у нас родилась идея. Подумав, мы решили сделать совместный комикс и предложить его издателю. И комикс вдруг очень хорошо пошёл. А я в итоге остался в профессии.

Geekster – Как вы нашли свой стиль?

Алекс Алис – Да я до сих пор не нашёл! Ну, я, так или иначе, уверен, что стиль зависит от того, какую историю ты рассказываешь. Мой первый графический роман «Третий завет» — это приключенческая история, но в декорациях мрачного средневековья, на тему инквизиции и мистики, поэтому там много черного. Она вообще очень тёмная по картинке.

В моей второй истории, которая крутится вокруг мифологического персонажа Зигфрида, уже меньше тёмных оттенков, но всё равно в ней достаточно много туши. Вообще, в обоих книгах я работал с тушью в основном. В комиксе о Зигфриде довольно много чёрного цвета.

А третий комикс — это приключения в звёздном замке, и история уже гораздо более светлая. Она должна очаровывать, восхищать, и поэтому я в ней полностью отказался от чёрного и практически всё время посвятил работе с цветом, выдвинув именно его на первую роль.

Geekster – Ваши графические романы «Третий завет», «Зигфрид» посвящены историческим или псевдоисторическим событиям. Вы по-настоящему увлечены историей? Почему вас это так трогает?

Алекс Алис – Да, наверное, меня всё-таки интересует история. Но нельзя меня назвать большим знатоком. Роль случая в этом достаточно велика. Я бы даже сказал, что в большей степени это именно случай, чем мой собственный выбор. Но каждый раз, садясь за начало новой серии, я много времени трачу на подготовку, пользуюсь материалами с изучением эпохи и всех исторических моментов. Это да!

Geekster – Как вы работаете над своими графическими романами? Как вы собираете факты, исторические документы? Как решаете, что подойдёт сюжету, а что стоит отсеять?

замок нойшванштайнАлекс Алис – Во-первых, со времён моих дебютов уже прошло четверть века. Сама система работы по поиску информации существенно изменилась. В то время были библиотеки. Сейчас появился интернет. И если раньше поиск интересной тебе информации был словно поиск растения в пустыне, то сейчас — это поиск в джунглях. Что действительно необходимо, поскольку в интернете очень много всего, так это делать серьёзный отбор. И я его делаю. Если всё-таки взвесить, чего у меня больше, интернета или бумажных книг, то книги победят. Но это не значит, что я отказываюсь от Сети.

А еще очень важный для меня источник информационного вдохновения — это посещение тех мест, в которых происходит действие книги. Например, для первого тома, когда идет строительство эфиролёта в Баварии, я поехал туда и посетил Нойшванштайн, замок короля Людвига. Соответственно, когда герои едут на вокзал, я посетил именно этот вокзал. И это моё личное восприятие тех мест, где происходит действие, что для меня очень важно.

Дальше с посещением Луны, конечно, возникли определённые затруднения. И чтобы заполнить эти лакуны, мне пришлось как следует изучить изображения Луны в том виде, в котором её себе представляли люди XIX века: гравюры, картины, описания.

Geekster – Кстати, говоря об Интернете, в одном и интервью вы достаточно резко отозвались о цифровых комиксах и тенденции с появлением Big Brother. Вы говорили о потенциале в том числе печатных медиа, который полностью не исчерпан. Во Франции «Звёздный замок» выходил в виде настоящей газеты. Это ваш эксперимент и попытки найти новые формы? И во-вторых, насколько технически сложно было сделать комикс в виде газеты, то есть подобрать цвет, типографию, которая бы отвечала за дело, подобрать плотность бумаги и всё такое?

Алекс Алис – Ну, можно, конечно, и так сказать, что это мой личный вклад, но тут есть ещё такой момент. В то время я как раз жил в Соединённых Штатах и видел, как на моих глазах закрывались книжные магазины один за другим. И когда я начинал, уже были Айфоны, и уже тогда было понятно, что «цифра» предоставляет множество преимуществ, но и обладает массой недостатков.

Я вообще такой человек, который любит объект, любит бумагу. Я люблю читать газеты, держать в руке бумажные издания. Вы ведь знаете, что во Франции комикс издают в большом формате? Это крупная книга, как газета, формата А3. И мне кажется, что просто приятно держать в руках, тактильно чувствовать обложку. Это ощущение, которое ты никогда не достигнешь, листая электронную версию.

К тому же, есть вещи, которые ты просто не можешь показать в «электронке». Как ты покажешь целый разворот, не потеряв при этом в чёткости? Поэтому мне кажется, что бумажные издания ещё далеко себя не исчерпали, и мы отказались в итоге от продвижения цифровой версии, а решили делать газеты. Тем более, что со временем снова начали открываться книжные магазины, но уже более специализированные, со своей публикой. Это лишний раз показывает, что бумага вполне себе актуальна.

Звездный замок. Том 1 (Geekster.ru)Geekster – «Звёздный замок». Мне кажется, что эту книгу мог написать Жюль Верн, настолько она в его стиле. Это было ваше сознательное решение, или это в целом отражение его влияния?

Алекс Алис – Ну, вообще действительно, идея сделать эту серию изначально отталкивалась от желания создать историю в духе Жюль Верна. Но это не значит, что этим всё и ограничивается. Жюль Верн, например, любил повторять, что он запрещает себе выдумывать. Я же позволяю себе выдумывать, и я выдумываю много. Но я делаю это, отталкиваясь от реальности, потому что, несмотря на всю фантастичность, моя история происходит в конкретном месте и в конкретное время. Это реальность движет сюжет. А все невероятные изобретения лишь помогают развиваться этому сюжету. Но я хотел бы, чтобы, сколь фантастичными не были эти устройства, они всё-таки смотрелись адекватно XIX-му веку, в его декорациях. Вымышлены — безусловно, но более-менее достоверны именно в реалиях XIX-го века.

Geekster – «Звездный замок» такой непростой для художника графический роман. Там и сложная архитектура замка, и эфиролёты, и всякие инженерные устройства. Откуда это всё взялось?

Алекс Алис – На самом деле, да, действительно, поначалу я очень боялся, что не получится. И поэтому ограничил себя первый циклом — двумя томами. А потом я просто начал привлекать ассистентов, которые помогли с перспективой, вот этими инженерными сооружениями, проводили расчёты. Нужно учитывать, что большинство приспособлений и механизмов, которые изображены в книге, имеют макет, сделанный руками из картона или дерева. Они собраны помощниками, людьми, которые откликнулись на мою просьбу. Модели существуют в реальном виде, в виде фигур, и это тоже облегчает рисование под разными ракурсами.

Geekster – В рисунке прослеживается сильное влияние манги. Вы любите Миядзаки?

Алекс Алис – Да. Я в юности открыл для себя Миядзаки, был мультсериал, который показывали по телевизору: «Великий детектив Холмс» (Sherlock Hound). Еще был «Люпен III» (Lupin Sansei) — это внук Арсена Люпена. Это далеко не первый сериал Миядзаки, даже не его сценарий, а адаптация манги. Чуть позже он сделал фильм, который я считаю своим любимым: «Замок Калиостро» (Lupin III: The Castle of Cagliostro).

И у меня есть даже одна сцена в комиксах: когда я рисовал её, то ни от чего не отталкивался, она шла из воображения. А когда вышел альбом, я увидел, что эта сцена просто один-в-один содрана с «Замка Калиостро»! И почему-то это одна из худших сцен в фильме.

Так что Миядзаки я люблю, конечно.

Geekster – Ну, и последний, немного наивный вопрос. Над чем вы сейчас работаете и какие у вас планы?

Алекс Алис  – После четвёртого тома, естественно, стоит ждать пятого. Поскольку вы уже должно быть поняли — история устроена циклами по два тома. Есть одна сюжетная арка — это первый и второй тома, другая — третий и четвёртый тома, следующая история будет в пятом и шестом. И пока я не планирую выходить из вселенной «Звёздного замка», хочу в ней оставаться и развивать её дальше. То есть пока новых посторонних планов нет.

Geekster – Понятно. На этом всё, спасибо!

 

Редакция благодарит издательство МИФ за помощь в организации интервью. Автор выражает благодарность Михаилу Хачатурову за перевод беседы и Константину Буянову за помощь с обработкой материала.